Валентина Судницына
Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Истоки Добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы ни творилось в мире,
все равно останутся вечные ценности:
милосердие, добро, любовь – всё то,
что помогает выжить всему человечеству и
каждому человеку в отдельности.
Неоспоримо, что потенциал духовности заложен в каждом человеке при рождении и его надо развивать. С учётом генетических особенностей психики, сознания можно утверждать, что в каждом ребёнке в различной степени можно воспитывать духовность, в том числе и в ходе специально организованного педагогического процесса. Осознание ребёнком своих слов, действий и поступков с позиции доброты, совестливости, милосердия, сочувствия другим – достойный путь к обретению духовности.
Публикация «Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Истоки Добра“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Старшая группа
- Темочки
Критерии развития духовности у детей : способность к сочувствию, сопереживанию; способность к осознанию себя, окружающего мира и рефлексии; способность к нравственной саморегуляции поведения.
Развивать духовность ребёнка – значит учить красоте, истине и добру. Под красотой в данном контексте понимается развитое чувство, привнесение красоты в сферу межличностного взаимодействия; под истиной – всеобщее определение нравственного значение, теоретическое отражение законов природы, человека, общества; под добром – внутреннее и внешнее свободное нравственное самоопределение человека.
Первоначальное обучение ребёнка не бывает делом головы, делом разума – оно бывает делом чувств, делом сердца, его можно понимать как первый шаг на пути духовного взросления маленького человека (К. Песталоцци). Пожалеть слабого, беззащитного, проявить сочувствие к больным, обездоленным, не пройти мимо того, кто нуждается в помощи, не быть бессердечным, безразличным; радоваться и восхищаться прекрасным, природой; жить и действовать для других, уметь строить отношения с окружающими людьми и со всей средой на основе высших чувств в широком смысле слова – в этих чувственно-эмоциональных состояниях в первую очередь проявляется духовность человека.
Актуальность: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей…».
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Мероприятия нацелены на решение проблемы становления духовных ценностей и приобщение детей к эстетическому наследию православной духовной культуры. Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общении и взаимоотношениях, основ мировоззрения и самовоспитания; создание условий для духовного развития личности ребёнка.
Задачи:
1. Приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры).
4. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
5. Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
6. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Участники: дети, педагоги, родители.
В рамках реализации программы мероприятий «Истоки добра», МАДОУ № 105 осуществляет активное взаимодействие с социальными партерами:
• православный приход храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Кемерово Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в лице настоятеля Алексея Владимировича Курлюты. При его поддержке собрана библиотека художественной и познавательной литературы для детей и родителей, видеотека материалов для работы с родителями, мультипликационные фильмы нравственного содержания, а также подобраны репродукции по ознакомлению детей с православными святынями и библейскими сюжетами, фонотека произведений православной музыки;
• ГКУК «Специальная библиотека Кузбасса для незрячих и слабовидящих»
Основные направления работы: 1. Духовно-образовательное (непрерывная образовательная деятельность, беседы). 2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные игры подвижные, сюжетно-ролевые игры, прогулки, экскурсии). 3. Культурно-познавательное (встречи с интересными людьми, целевые прогулки, экскурсии, концерты).
Ожидаемый результат
Процесс реализации программы будет способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; повышению нравственной культуры дошкольников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников.
На этапе завершения данных мероприятий дети научатся быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе, помогать другим.
У воспитанников появится интерес к изучению православия, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Дошкольники приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям и ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Месяц Меропрятие Цель
сентябрь Беседа настоятеля храма «Наша религия – православие, Бог – Творец мира».
Акция
«Добро и зло –
твой нравственный выбор» Цель: духовно-нравственное воспитание детей с изучением основ православной культуры.
Цель: Учить детей быть вежливыми, сдержанными, доброжелательными, учить работать в коллективе. Работать над выразительностью речи. Упражнять в умении различать добрые и плохие поступки. Воспитывать интерес к коллективной взаимопомощи, дружеские взаимоотношения между детьми.
Октябрь Виртуальная экскурсия
«Как выглядит православный храм»
Флешмоб
«Поделись своей улыбкой» Цель: Закрепить представление об устройстве церкви; знакомить с правилами поведения в церкви. Расширять словарный запас детей (храм, церковь, колокольня).
Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.
Цель: Учить выражать свои чувства посредством положительных эмоций
Ноябрь Музыкальная видеопрезентация «История возникновения колоколов на Руси»
Выставка рисунков ко Дню Матери
«Пресвятая Богородица – Дева Мария»
Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси. Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.
Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине. Способствовать воспитанию духовно- нравственных качеств детей. Формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными. Обогащение словаря: колокол, купол, звонарь, благовест, красный звон.
Цель: воспитывать любовь и уважение к матери на примере образа Пресвятой Богородицы
Декабрь «Добрый лучик»
Всемирный день инвалидов
Изготовление памяток правильного поведения «Божьи заповеди»
Цель: Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы «Добро - зло»
Цель: учить жить по заповедям Божьим, строить свои отношения в обществе
Январь Рассуждение «Можно ли обидеть словом?»
Беседа «Что мы испытываем, когда нам говорят вежливые слова»
Развлечение «Коляда, коляда отворяй ворота» Цель: воспитывать у детей непринятие к сквернословию
Цель: знакомить и приобщать детей к благочестивым христианским традициям
Февраль Праздник «Масленица»
Цель: поддерживать интерес к православной культуре
Март Театральная постановка по мотивам русской народной сказки «Честный мальчик»
«Честность и обман»
Цель: воспитывать умение строить взаимоотношения в соответствии с нравственными правилами
Апрель «Пасха»
Фотовыставка
«Как дети ходили в храм с родителями на Пасху»
Цель: знакомить с православными праздниками, приобщать к христианским традициям
Май 3 D - моделирование
«Православный Храм»
Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье» Закрепление полученных знаний.
Формирование первоначальных технических навыков, конструкторских умений, развитие творческих способностей, воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения. Воспитания чувства отзывчивым к красоте, развитие чувства прекрасного, бережного отношения к культурному наследию своей страны, города, уважение к результатам человеческой деятельности.
Цель:
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Литература:
1. Гладких Л. П., Меньшиков В. М. Основы православной культуры. Мир - прекрасное творение. Курск, 2008.
2. Голицына Н. С. Перспективное планирование в детском саду. Старшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
3. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008.
4. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М. : АРКТИ, 2005.
5. Лопатина А., Скребцова М. «Начало мудрости» Амрита-Русь 2005.
6. Лопатина А., Скребцова М. «Секреты Мастерства» Амрита-Русь 2005.
7. Лопатина А., Скребцова М. «Сказы матушки земли» Амрита-Русь 2007.
8. Шевченко Л. Л. Методическое пособие "Добрый Мир" православная культура для малышей 2011.
9. Кузьмин И. А., Камкин А. В., Программа «Социокультурные истоки», М «Истоки», 2016.