Елена Ваганова
Программа клубного часа по пластилинографии «Пластилиновое чудо» для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа клубного часа
«пластилиновое чудо» для детей 4-6 лет.
Пояснительная записка
Публикация «Программа клубного часа по пластилинографии „Пластилиновое чудо“ для детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Подготовительная группа
- Темочки
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является лепка, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Я продолжаю знакомить детей с нетрадиционной техникой, изобразительной деятельности - пластилин графией, принципом которой является создание лепной картины с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности.
Актуальность и новизна программы : является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилин графией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей разного возраста.
В настоящее время специалисты в области раннего развития ребёнка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук, происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. (Мелкая моторика). Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.
Наблюдая за детьми, я обнаружила, что у многих имеется низкий уровень развития мелкой моторики. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка необходимо начинать с раннего детства, мной было выбрано именно это направление, основой идей которого является рисование картин-пластилином, пластилин графия.
Пластилин графия-это один из сравнительно недавнего появления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилин графия» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых примерах в технике пластилин графии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилин графией. Пластилин графия имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Особенность и новизна программы «Пластилиновое чудо» заключается в развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Основным материалом в пластилин графии является пластилин разного цвета, а основным инструментом-руки.
На занятиях по пластилин графии дети испытывают наслаждение, у них появляется благоприятный эмоциональный настрой при выполнении работы, что очень важно для общего развития ребёнка. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивается фантазия, внимание, логическое мышление. Главное заинтересовать ребёнка, поддержать его. Главная особенность занятий по пластилин графии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы наших занятий тесно связаны с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой, развитием речи и т. д.).
Детям дошкольного возраста вполне доступно освоение отдельных технических приёмов пластилин графии, что вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
ЦЕЛЬ: всестороннее интеллектуальное и творческо-эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук в процессе овладения приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином -пластилин графии.
ЗАДАЧИ:
- Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилин графии;
- Закрепить приёмы пластилин графии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- Закреплять умение работать на заданном пространстве;
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук;
- Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на картоне;
- Развивать внимание, память, мышление, речь;
- Развивать интерес к процессу и результатам работы;
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
Работа строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ :
1. От простого к сложному.
2. Связь теории с практикой.
3. Единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития.
4. Дифференцированный подход.
5. Системность знаний.
6. Активность и самостоятельность.
7. Воспитывающая и развивающая направленность
8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.
Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (озвучивается проблема и все вмести ищут пути её решения);
- частично-поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные сюжеты и темы, которые смогли бы заинтересовать ребёнка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры (подвижные, малоподвижные, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Каждое занятие целиком проходит в форме игры. Использование игр в обучении детей пластилин графией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, память, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает образное мышление и творческое воображение.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
- У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
- Усвоены основные приёмы работы в технике пластилин графии;
- На достаточном уровне развита мелкая моторика рук;
- Ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Главное значение занятий по пластилин графии состоит в том, что в конце обучения – у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. А движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы. У детей развивается пинцетное хватание (захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью). Дети умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, направленности, длительности и др.
В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
МАТЕРИАЛ:
1. Цветной пластилин.
2. Доска для лепки.
3. Плотный картон.
4. Стека.
5. Салфетка для рук.
6. Плотный полиэтилен.
7. Дидактический материал, видео материал, игрушки и иллюстрации, соответствующие тематике занятия.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Пластилиновое чудо» проводится с детьми 4 – 6 года жизни. Занятия проводятся в течение учебного года (с сентября по май).
Количество занятий в месяц – 2
Количество занятий в год – 18
Продолжительность занятия – 20 мин.
Занятия проводятся во второй половине дня.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п. /п. Тема занятия Задачи
Сентябрь
1. «Радуга-Дуга» - Воспитывать художественный вкус, творческую инициативность, самостоятельность;
- Учить правильно, подбирать цвета и оттенки;
- Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали;
- Закреплять умение определять способы и приёмы лепки, развивать способности к сюжету сложению и композиции.
2. «Божья коровка Пятнашка» - Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилин графии;
- Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёмов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания, закрепление умения работать по контуру.
Октябрь
1. «Дары осени» (овощи и фрукты) - Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов и овощей, передавать их природные особенности, цвет.
- Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, напомнить детям о свойствах пластилина (мягкий, податливый);
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе;
2. «Осеннее дерево» - Учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилин графии;
- Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями и при помощи стеки делить её на мелкие равные части;
-Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, прямыми движениями пальцев рук – в овальную форму и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев рук;
- Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятие.
Ноябрь
1. «Листопад» - Учить приёмам пластилин графии - размазывание пластилином в разных направлениях, вливание одного цвета в другой, используя в своей работе несколько цветов пластилина;
- Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными явлениями (листопад);
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Воспитывать терпение и усидчивость.
2. «Птичка клюёт ягодки на веточке» - Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, птицах;
- Продолжать осваивать навыки пластилин графии : отщипывание, размазывание внутри контура, скатывание мелких шариков;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать эстетический вкус при оформлении работы.
Декабрь
1. «Кружевная снежинка» - Формирование эмоционального восприятия окружающего мира;
- Закрепление приёма пластилин графии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины;
Развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук;
- Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилиновых жгутиков.
2. «Здравствуй, ёлочка-зелёная иголочка!» - Формировать умение детейпередавать в характерные особенности внешнего вида ели посредством пластилин графии;
- Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки;
- Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа;
- Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.
Январь
1. «Снеговик» - Закреплять приёмы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания, оттягивания, деления на части при помощи стеки;
- Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
2. «Деревья под снегом» - Формирование интереса детей к зимнему времени года, к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приёмов пластилин графии;
-Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина;
- Развивать аккуратность при работе с пластилином;
- Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.
Февраль
1. «Открытка для папы» - Развивать умение продумывать композиционное построение изображения;
- Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений, обогащающих её содержание;
- Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином;
- Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
2. «Сердечко» - Развивать творческое мышление;
- Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать цвет восприятие, умение видеть красоту в композиции.
Март
1. «Веточка мимозы для мамы» - Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме;
- Закрепить приёмы раскатывания, размазывания пластилина;
- Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определённой последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы;
- Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
2. «Лебеди» - Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней;
- Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании;
- Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилин графии;
- Развитие цвет восприятия;
- Развитие мелкой моторики рук.
Апрель
1. «Ракета» - Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей;
- Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей;
- Воспитывать у детей проявление индивидуальности, оригинальности, фантазии.
2. «Весна идёт, весне дорогу!» - Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах;
- Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином – пластилин графии;
- Продолжать развивать мелкую моторику рук;
- Создать у детей интерес к работе с пластилином.
Май
1. «Салют» - Побуждать детей передавать в пластилин графии впечатления от окружающего;
Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию;
- Развивать цвет восприятие;
- Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы».
2. «Разноцветный светофор» - Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов;
- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней;
- продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы;
- Развивать аккуратность в работе с пластилином.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
2. Венгер Л. А. программа «Одарённый ребёнок» (раздел изобразительное искусство).
3. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». – М., 1973г.
4. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». – М., 1995г.
5. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998г.
6. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре», И «Просвещение», 1992г.
7. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 6-7 лет», И «Мозаика-синтез», 2011г.
8. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 5-7 лет», 2012г. Цырулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки», изд. Дом «Федоров», 2000г.