Папки-передвижки

Программа клубного часа по пластилинографии «Пластилиновое чудо» для детей 4–6 лет

Елена Ваганова
Программа клубного часа по пластилинографии «Пластилиновое чудо» для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Программа клубного часа

по пластилин графии

«пластилиновое чудо» для детей 4-6 лет.

Пояснительная записка

Публикация «Программа клубного часа по пластилинографии „Пластилиновое чудо“ для детей 4–6 лет» размещена в разделах

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является лепка, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Я продолжаю знакомить детей с нетрадиционной техникой, изобразительной деятельности - пластилин графией, принципом которой является создание лепной картины с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности.

Актуальность и новизна программы : является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилин графией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей разного возраста.

В настоящее время специалисты в области раннего развития ребёнка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук, происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. (Мелкая моторика). Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.

Наблюдая за детьми, я обнаружила, что у многих имеется низкий уровень развития мелкой моторики. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка необходимо начинать с раннего детства, мной было выбрано именно это направление, основой идей которого является рисование картин-пластилином, пластилин графия.

Пластилин графия-это один из сравнительно недавнего появления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилин графия» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых примерах в технике пластилин графии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилин графией. Пластилин графия имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Особенность и новизна программы «Пластилиновое чудо» заключается в развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Основным материалом в пластилин графии является пластилин разного цвета, а основным инструментом-руки.

На занятиях по пластилин графии дети испытывают наслаждение, у них появляется благоприятный эмоциональный настрой при выполнении работы, что очень важно для общего развития ребёнка. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивается фантазия, внимание, логическое мышление. Главное заинтересовать ребёнка, поддержать его. Главная особенность занятий по пластилин графии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы наших занятий тесно связаны с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой, развитием речи и т. д.).

Детям дошкольного возраста вполне доступно освоение отдельных технических приёмов пластилин графии, что вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

ЦЕЛЬ: всестороннее интеллектуальное и творческо-эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук в процессе овладения приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином -пластилин графии.

ЗАДАЧИ:

- Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилин графии;

- Закрепить приёмы пластилин графии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

- Закреплять умение работать на заданном пространстве;

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук;

- Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на картоне;

- Развивать внимание, память, мышление, речь;

- Развивать интерес к процессу и результатам работы;

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

- Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.

Работа строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ :

1. От простого к сложному.

2. Связь теории с практикой.

3. Единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития.

4. Дифференцированный подход.

5. Системность знаний.

6. Активность и самостоятельность.

7. Воспитывающая и развивающая направленность

8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.

Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (озвучивается проблема и все вмести ищут пути её решения);

- частично-поисковый;

- практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные сюжеты и темы, которые смогли бы заинтересовать ребёнка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры (подвижные, малоподвижные, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Каждое занятие целиком проходит в форме игры. Использование игр в обучении детей пластилин графией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, память, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает образное мышление и творческое воображение.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:

- У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

- Усвоены основные приёмы работы в технике пластилин графии;

- На достаточном уровне развита мелкая моторика рук;

- Ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Главное значение занятий по пластилин графии состоит в том, что в конце обучения – у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. А движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы. У детей развивается пинцетное хватание (захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью). Дети умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, направленности, длительности и др.

В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

МАТЕРИАЛ:

1. Цветной пластилин.

2. Доска для лепки.

3. Плотный картон.

4. Стека.

5. Салфетка для рук.

6. Плотный полиэтилен.

7. Дидактический материал, видео материал, игрушки и иллюстрации, соответствующие тематике занятия.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

«Пластилиновое чудо» проводится с детьми 4 – 6 года жизни. Занятия проводятся в течение учебного года (с сентября по май).

Количество занятий в месяц – 2

Количество занятий в год – 18

Продолжительность занятия – 20 мин.

Занятия проводятся во второй половине дня.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п. /п. Тема занятия Задачи

Сентябрь

1. «Радуга-Дуга» - Воспитывать художественный вкус, творческую инициативность, самостоятельность;

- Учить правильно, подбирать цвета и оттенки;

- Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали;

- Закреплять умение определять способы и приёмы лепки, развивать способности к сюжету сложению и композиции.

2. «Божья коровка Пятнашка» - Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилин графии;

- Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёмов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания, закрепление умения работать по контуру.

Октябрь

1. «Дары осени» (овощи и фрукты) - Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов и овощей, передавать их природные особенности, цвет.

- Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, напомнить детям о свойствах пластилина (мягкий, податливый);

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе;

2. «Осеннее дерево» - Учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилин графии;

- Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями и при помощи стеки делить её на мелкие равные части;

-Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, прямыми движениями пальцев рук – в овальную форму и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев рук;

- Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятие.

Ноябрь

1. «Листопад» - Учить приёмам пластилин графии - размазывание пластилином в разных направлениях, вливание одного цвета в другой, используя в своей работе несколько цветов пластилина;

- Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными явлениями (листопад);

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Воспитывать терпение и усидчивость.

2. «Птичка клюёт ягодки на веточке» - Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, птицах;

- Продолжать осваивать навыки пластилин графии : отщипывание, размазывание внутри контура, скатывание мелких шариков;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Развивать эстетический вкус при оформлении работы.

Декабрь

1. «Кружевная снежинка» - Формирование эмоционального восприятия окружающего мира;

- Закрепление приёма пластилин графии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины;

Развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук;

- Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилиновых жгутиков.

2. «Здравствуй, ёлочка-зелёная иголочка!» - Формировать умение детейпередавать в характерные особенности внешнего вида ели посредством пластилин графии;

- Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки;

- Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа;

- Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

Январь

1. «Снеговик» - Закреплять приёмы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания, оттягивания, деления на части при помощи стеки;

- Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости;

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

2. «Деревья под снегом» - Формирование интереса детей к зимнему времени года, к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приёмов пластилин графии;

-Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина;

- Развивать аккуратность при работе с пластилином;

- Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.

Февраль

1. «Открытка для папы» - Развивать умение продумывать композиционное построение изображения;

- Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений, обогащающих её содержание;

- Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином;

- Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

2. «Сердечко» - Развивать творческое мышление;

- Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать цвет восприятие, умение видеть красоту в композиции.

Март

1. «Веточка мимозы для мамы» - Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме;

- Закрепить приёмы раскатывания, размазывания пластилина;

- Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определённой последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы;

- Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

2. «Лебеди» - Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней;

- Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании;

- Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилин графии;

- Развитие цвет восприятия;

- Развитие мелкой моторики рук.

Апрель

1. «Ракета» - Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей;

- Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей;

- Воспитывать у детей проявление индивидуальности, оригинальности, фантазии.

2. «Весна идёт, весне дорогу!» - Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах;

- Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином – пластилин графии;

- Продолжать развивать мелкую моторику рук;

- Создать у детей интерес к работе с пластилином.

Май

1. «Салют» - Побуждать детей передавать в пластилин графии впечатления от окружающего;

Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию;

- Развивать цвет восприятие;

- Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы».

2. «Разноцветный светофор» - Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов;

- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней;

- продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы;

- Развивать аккуратность в работе с пластилином.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

2. Венгер Л. А. программа «Одарённый ребёнок» (раздел изобразительное искусство).

3. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». – М., 1973г.

4. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». – М., 1995г.

5. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998г.

6. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре», И «Просвещение», 1992г.

7. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 6-7 лет», И «Мозаика-синтез», 2011г.

8. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 5-7 лет», 2012г. Цырулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки», изд. Дом «Федоров», 2000г.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа)«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа) Цель: - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи:.

Фотоотчет клубного часа «Защитники Отечества» в средней группеФотоотчет клубного часа «Защитники Отечества» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое.

Конспект клубного часа «Квест-игра «Вместе с Лунтиком ищем сюрприз» Участники: дети средних групп, воспитатели. Тип клубного часа: игровой. Ресурсное обеспечение: план — схема размещения помещений ДОУ, паспорт.

Конспект клубного часа по ПДД «Безопасная дорога в детский сад»Конспект клубного часа по ПДД «Безопасная дорога в детский сад» Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге. Задачи: закрепить знания детей о сигналах светофора;.

Конспект события клубного часа в рамках недели в ДОУ «Юный огородник». Сказка-пятиминутка «Волшебный огород» (старшая группа)Конспект события клубного часа в рамках недели в ДОУ «Юный огородник». Сказка-пятиминутка «Волшебный огород» (старшая группа) Цели: Закрепить знания детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах. Задачи: • учить понимать идею сказки; • акцентировать внимание.

Квест с элементами клубного часа «Мы за ЗОЖ» Конспект клубного часа в подготовительной группе № 6 по теме: «Мы за зож». Разработали педагоги подготовительной группы№6 Середонина.

Опыт проведения технологии «Клубного часа» ДОУОпыт проведения технологии «Клубного часа» ДОУ «Клубный час» - это современная технология эффективной социализации ребенка в условиях детского сада. Авторы технологии – Гришаева Наталья.

Отчёт о работе кружка «Пластилиновое чудо»Отчёт о работе кружка «Пластилиновое чудо» Работа кружка «Пластилиновое чудо» в 2017-2018 учебном году прошла, на мой взгляд, успешно. Дети старшей-подготовительной к школе группы.

«Пластилиновое чудо малышей» — выставка детского творчества (1 младшая группа)«Пластилиновое чудо малышей» — выставка детского творчества (1 младшая группа) Как известно, дети очень любят лепить из пластилина. Мы предоставили им возможность - создать из этого материала красивые картинки! Доставили.

Пластилиновое чудо на ладошкеПластилиновое чудо на ладошке Божья коровка, Улети на небо, Принеси мне хлеба, Черного и белого, Только не горелого. Каждый из нас помнит этот стишок из далёкого детства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа клубного часа по пластилинографии «Пластилиновое чудо» для детей 4–6 лет
Опубликовано: 28 апреля 2020 в 09:13
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа клубного часа по пластилинографии «Пластилиновое чудо» для детей 4–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ваганова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД