Телицына Оксана
Программа «Интеллектуальное развитие детей 3–4 лет» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Уемская СШ» структурное подразделение детский сад п. Уемский
Программа
«Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет»
во второй младшей группе
с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»
по методической разработке Л. И. Сорокиной.
Составила: Телицына Оксана Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории
Важным средством формирования
Публикация «Программа „Интеллектуальное развитие детей 3–4 лет“ во второй младшей группе» размещена в разделах
мыслительной деятельности малыша,
его интеллекта является игра.
С. Т. Шацкий
Пояснительная записка
В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности.
Развитие творческих и умственных способностей у младших дошкольников начинается примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры.
Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими качествами обладают развивающие игры Б. П. Никитина. Борис Павлович Никитин - педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в работе с детьми: 1. «Сложи узор», 2. «Сложи квадрат» и д. р. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.
Принципы развивающих игр Б. П. Никитина
1. Доступности
2. Проблемно - ситуативный характер заданий
3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий
4. Привлекательность, занимательность
5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.
Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и создающих свой микроклимат.
Использование развивающих и творческих игр Никитина позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.
При развитии умственного и творческого мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.
Таким образом, Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Никитина даёт детям возможность быть востребованными в современном взрослом мире.
Важность и актуальность данной проблемы послужили основанием для определения и внедрения темы моей программы самообразования и творческому поиску новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. В основу программы я использовала методическую разработку Л. В. Сорокиной «Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет».
Цели и задачи программы :
Цель: развитие умственных способностей детей.
Задачи:
Обучающие: Формировать умение следовать устным инструкциям. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше.
Развивающие : Развивать у детей мыслительные операции. (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение).
- мелкую моторику рук и глазомер.
- творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм. Формировать стремление доводить дело до конца.
Принципы, лежащие в основе программы :
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы дети усваивают цвета; названия и отличительные признаки геометрических фигур, обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т. д.).
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 1 год, по 1 занятию в неделю, длительностью15- 20 минут.
Возраст детей 3-4 года.
Занятия по подгруппам (10 человек)
Формы и методы занятий.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультминутки.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Техническое оснащение занятий.
Для игровых занятий необходимо иметь:
- «сложи квадрат» - по 1 комплекту на каждого ребенка.
- Схемы для накладывания палочек при составлений трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка.
Литература:
1. Л. И. Сорокина, Интеллектуальное развитие детей, 3-4 года: конспекты практ. занятий, М. ВЛАДОС, 2014.
2. 4. Е. Бортникова, «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет).
3. Б. П. Никитин, «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат).
4. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. возраста / Рус. Пер. под ред. В. В. Юртайкина. - М. : Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
5. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
6. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
7. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до
Оборудование и материалы
Ноябрь Содержание работы. Цель. Литература
- Кубики Никитина «Сложи узор» (Построим поезд);
«Дорожки», «Заплатки»;
- простые карандаши 1. Знакомство с кубиками Никитина. Развивать умение различать цвета (красный, желтый, синий, белый, наглядно-действенное мышление.
2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.
3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. Стр. 11
- Кубики Никитина «Сложи узор» (Сложи квадрат);
- Цветные карандаши;
1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. Развивать логическое мышление, умение достраивать до целого.
2. Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
3. Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией «Большой - маленький» Стр. 12
- Кубики Никитина «Сложи узор» (Построим башенку, дорожку) ;
- Разрезные картинки;
- Цветные карандаши;
- Простые карандаши; 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. Развивать цветовое восприятие, воображение.
2. Упражнение «Подбери тень». Цель: Развитие зрительного восприятия.
3. Упражнение «Бабочки». Цель: Развитие зрительного восприятия и моторики руки.
4. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно образного мышления. Стр. 16
- Кубики Никитина «Сложи узор» (Сложи квадрат);
-Раздаточный материал для упражнений «Раскрась картинки», «Дорожки»;
-Игра «Подбери картинку»;
- Цветные карандаши;
1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. Развивать умение различать цвета, умение достраивать до целого.
2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.
3. Упражнение «Раскрась картинки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией «Большой- маленький»;
4. Упражнение «Съедобное – несъедобное». Цель: Развитие внимания.
5. Игра «Подбери картинку». Цель: Развитие зрительного восприятия, учить детей соотносить форму и образец. Стр. 18
Декабрь
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Разрезные картинки;
- простые карандаши 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Заплатки» Цель: Развитие произвольного внимания.
3. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания.
4. Упражнение «Шарфики». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией «длинный-короткий».
5. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно образного мышления. Стр. 22
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Простые карандаши. 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Домики». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
3. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.
4. Упражнение «Запомни игрушки». Цель: Развитие зрительной памяти. Стр. 24
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Простые карандаши; 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.
3. Упражнение «Соедини рисунки». Цель: Развитие восприятия, обучение детей соотносить геометрические фигуры и предметы.
4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия. Стр. 27
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Простые карандаши. 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Одинаковые фигуры» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
3. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие памяти и самоконтроля.
4. Упражнение «Мячики». Цель: Развитие внимания. Стр. 18
Январь
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- простые карандаши 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Запомни игрушки» Цель: Развитие зрительной памяти.
3. Упражнение «Одинаковые фигуры» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
4. Упражнение «Зайчик - птица». Цель: Развитие внимания.
5. Упражнение «Деревья». Цель: Развитие мышления. Стр. 32
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Простые карандаши. 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки.
3. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.
4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.
5. Игра: «Слушай свое имя». Цель: Развитие слуховой памяти. Стр. 34
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Разрезные картинки;
- Цветные карандаши;
1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Елочки». Цель: Развитие моторики руки и мышления.
3. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания.
4. Упражнение «Медвежата. Цель: Развитие зрительного восприятия.
5. Упражнение «Собери картинку». Цель развитие наглядно- образного мышления. Стр. 36
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Простые карандаши. 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Варежки» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
3. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания.
4. Упражнение «Парашютисты». Цель: Развитие моторики руки. Стр. 40
Февраль
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- простые карандаши. 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Дорожка». Цель: Развитие моторики руки
3. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие произвольного внимания.
4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. Стр. 41
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Простые карандаши. 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки.
3. Упражнение «Зайчик - птица». Цель: Развитие внимания.
4. Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие мышления.
5. Игра: «Запомни игрушки». Цель: Развитие зрительной памяти. Стр. 45
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Простые карандаши; 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Кто спрятался?». Цель: Развитие зрительного восприятия.
3. Упражнение «Клоун и мячи». Цель: Развитие зрительного восприятия.
4. Упражнение «Да ли нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.
5. Упражнение «Слушай свое имя». Цель развитие слуховой памяти. Стр. 47
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Разрезные картинки;
- Простые карандаши. 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Дождик». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
3. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия.
4. Упражнение «Яблоки». Цель: Развитие зрительного восприятия.
5. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно-образного мышления. Стр. 50
Март
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место», «Раскрась картинки», «Дорожки»;
- бубен;
- Цветные карандаши;
- Простые карандаши; 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Муха». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
3. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.
4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие произвольного внимания.
5. Упражнение «Раскрась картинки». Цель: Развитие зрительного восприятия, обучение детей сравнивать предметы. Стр. 52
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»;
- Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу»;
- Простые карандаши. 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.
3. Упражнение «Два барана», «Сорока -белобока» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.
4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия. Стр. 55
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место», «Варежки», «Ленточки»;
- разрезные картинки;
- Цветные карандаши;
- Простые карандаши; 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Два медведя». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
3. Упражнение «Варежки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
4. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие произвольного внимания и слухового восприятия.
5. Упражнение «Ленточки». Цель: Развитие мышления и моторики рук.
6. Упражнение «Собери картинку». Цель развитие наглядно –образного мышления. Стр. 57
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений «Пары обуви», «Лишняя картинка»;
- Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу»;
- цветные карандаши;
- Простые карандаши. 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Ути - ути», «Два барана». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
3. Упражнение «Лишняя картинка» Цель: Развитие мышления и моторики руки.
4. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания.
5. Упражнение «Пары обуви». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Стр. 60
Апрель
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»;
- Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу»;
- бубен;
-цветные карандаши;
- простые карандаши. 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.
3. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.
5. Игра «Слушай свое имя». Цель: Развитие слуховой памяти. Стр. 45
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»;
- Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу»;
- Разрезные картинки;
- Простые карандаши. 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Зайка и ежик». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
3. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики рук.
4. Упражнение «Съедобное - несъедобное». Цель: Развитие внимания.
5. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.
6. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно-образного мышления. Стр. 65
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений «Кто где?», «Конфеты»;
- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»;
- Простые карандаши; 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Ладушки», «Два медведя» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
3. Упражнение «Кто где?». Цель: Развитие зрительно - пространственной ориентации.
4. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания.
6. Упражнение «Конфеты». Цель развитие зрительного восприятия. Стр. 67
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений «Солнышко», «Одинаковые фигуры»;
- Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу»;
- Простые карандаши. 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Солнышко» Цель: Развитие моторики руки.
3. Упражнение «Зайка». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания.
5. Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Стр. 71