Наталья Курышева
Программа «Имидж педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С изменением социально-экономических условий жизни, с все возрастающим требованием к профессионализму педагогов актуальной становиться проблема формирования имиджа современного педагога.
Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что о специфическом имидже педагога дошкольного образования детей стали задумываться только последние 5-7 лет. Однако до сих пор нет четких критериев относительно содержания и механизмов формирования имиджа педагога ДОУ.
Публикация «Программа „Имидж педагога ДОУ“» размещена в разделах
Анализ научной литературы позволил сделать вывод о прямой зависимости педагогически целесообразного имиджа педагога и повышения уровня обучаемости воспитанников. Все вышеперечисленные позиции вызвали необходимость создания обучающей программы для будущих педагогов сферы ДОУ относительно формирования имиджа.
Цель программы – теоретико – практическая подготовка педагогов в аспекте формирования профессионально-компетентного имиджа, адекватного для работы в ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить с теоретико-практическими позициями ученых относительно структуры, механизмов построения профессионально-компетентного имиджа педагога ДОУ.
2. Определить содержание личного имиджа.
3. Разработать программу формирования профессионально-компетентного имиджа педагога ДОУ.
Программа состоит из трех разделов, которые знакомят слушающих с личной и профессиональной составляющей имиджа педагога, а также в ней предусмотрен практикум достижения необходимого уровня профессионально-компетентного имиджа педагога ДОУ :
1. Сущность профессионально-компетентного имиджа педагога ДОУ.
2. Специфика имиджа педагога
3. Практикум по формированию профессионально-компетентного имиджа педагога.
В результате подготовки по данной программе педагоги должны :
Знать:
- определение, сущность и соотношение понятий «компетенция», «компетентность», «имидж», «педагогические способности»;
- структуру имиджа профессионала;
- механизмы и приемы построения имиджа профессионала.
Уметь:
- анализировать имидж профессионалов и свой собственный;
- выстраивать программу построения собственного имиджа, основанного на профессионально-компетентных позициях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
1 Введение
2 Раздел 1. Сущность профессионально-компетентного имиджа педагога ДОУ
Тема 1.1. Соотнесение понятий «компетентность», «компетенция», «квалификация», «имидж»
Тема 1.2. Квалификационная характеристика педагога дошкольного образования детей
Тема 1.3. Сущность, структура, функции профессионально-компетентного имиджа педагога
Тема 1.4. Практикум по определению уровня профессионально-компетентного имиджа педагога
3 Раздел 2. Специфика имиджа педагога ДОУ
Тема 2.1. Структура и функции имиджа профессионала
Тема 2.2. Внутренняя составляющая имиджа
Тема 2.3. Внешний вид педагога
Тема 2.4. Процессуальная составляющая имиджа педагога
4 Раздел 3. Практикум по формированию имиджа педагога ДОУ
Тема 3.1 Определение собственной цветовой гаммы
Тема 3.2. Влияние цвета на психофизиологическое состояние
Тема 3.3. Приемы «профессионального обаяния»
Тема 3.4. Основные жизненные и профессиональные позиции и установки педагога
Тема 3.5. Выстраивание программы профессионально-компетентного имиджа педагога ДОУ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Знать:
- цели и задачи подготовки педагогов в аспекте профессионально-компетентного имиджа;
- принципы и условия реализации данной программы.
Уметь:
- видеть и формулировать современные требования к педагогу дошкольного образования;
- выделять проблемы, препятствующие формированию благоприятного имиджа педагога ДОУ.
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОГО
ИМИДЖА ПЕДАГОГА ДОУ
ТЕМА 1.1. СООТНЕСЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»,
«КОМПЕТЕНЦИЯ», «КВАЛИФИКАЦИЯ», «ИМИДЖ»
Знать:
- определение понятий «компетентность», «компетенция», «квалификация», «имидж»;
- структурные компоненты вышеперечисленных понятий;
- соотнесение вышеперечисленных понятий.
Уметь:
- формировать специфические особенности компетентности, квалификации, имиджа;
- соотносить данные понятия с требованиями к профессиональным качествам современного педагога.
Самостоятельная работа
Заполните таблицу, представив характеристику следующим понятиям:
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Компетенции Компетентности Квалификации Имиджа
Тема 1.2. Квалификационная характеристика педагога ДОУ
Знать:
- определение понятия «квалификация педагога»;
- основные квалификационные требования;
- пути достижения высокого уровня квалификации педагога ДОУ.
Уметь:
- выделять квалификационные характеристики по высказываниям известных педагогов-практиков, ученых;
- комментировать современные требования к квалификационным характеристикам педагога.
Понятие «квалификация педагога». Состовляющие квалификации педагога. Место педагогических способностей в квалификации педагогов. Современные требования к квалификации педагога ДОУ.
Практическое задание
• Подобрать высказывания педагогов- практиков, ученых о педагогической деятельности, ее значимости, влиянии на подрастающее поколение.
• Составить свои требования к квалификации современного педагога ДОУ.
Тема 1.3. Сущность, структура, функции профессионально-компетентного имиджа педагога ДОУ
Знать:
- сущность понятия «профессионально-компетентный имидж педагога дошкольного образования»;
- структуру, функции профессионально-компетентного имиджа педагога ДОУ.
Уметь:
- определять в структуре профессионально-компетентного имиджа педагога дошкольного образования характеристики компетентности, квалификации, имиджа.
Понятие профессионально-компетентного имиджа педагога ДОУ.
Тема 1.4. Практикум по определению уровня профессионально-компетентного имиджа педагога ДОУ
• Определить уровень педагогических способностей педагога посредством :
- анализа педагогических ситуаций;
- проектирования занятия;
- анализа занятия;
- планирования серии воспитательных мероприятий.
• Соотнести имеющийся уровень педагогических способностей педагога с проектируемым.
• Составить собственную структуру профессионально-компетентного имиджа педагога.
Практические задания
• Проанализировать одно из занятий, проводимого педагогом, относительно оценки владения им педагогическими способностями;
• Составить конспект занятия и расписать приемы организации, руководства и анализа педагогического процесса на занятии.
РАЗДЕЛ 2. СПЕЦИФИКА ИМИДЖА ПЕДАГОГА ДОУ
Тема 2.1. Структура и функции имиджа профессионала
Знать:
- определение понятия «имидж»;
- структурные компоненты имиджа профессионала;
Характеристику внешнего и внутреннего аспектов имиджа.
Уметь:
- выделять специфические особенности имиджа людей разных специальностей;
- анализировать собственный имидж.
Понятие «имидж». Структурные компоненты имиджа : внешняя и внутренняя стороны имиджа, ядро, позиции и установки. Свойства имиджа.
Практическое задание
• Сделать анализ собственного имиджа по двум составляющим: имеющийся имидж, желаемый имидж.
Тема 2.2. Внутренняя составляющая имиджа
Знать:
- составляющие компоненты внутреннего аспекта имиджа;
- аспекты влияния на внутреннее составляющее имиджа;
- пути совершенствования внутреннего аспекта имиджа.
Уметь:
- определять «+» и «-» внутреннего аспекта имиджа современного педагога;
- анализировать свой собственный имидж.
Внутренняя составляющая имиджа педагога : мировоззрение, действия, поступки, идеалы, взгляд на события. Влияние на внутреннюю составляющую имиджа окружающей среды, уровня образованности, наследственных факторов.
Пути совершенствования внутренней составляющей имиджа педагога ДОУ.
Практическое задание
Охарактеризовать свою внутреннюю составляющую имиджа, акцентируя внимание на собственные действия, поступки, образ мыслей.
Тема 2.3. Внешний вид педагога
Знать:
- правила, принципы составления педагогически целесообразного гардероба педагога;
- свою индивидуальную цветовую палитру;
- тенденции современной моды относительно деловой одежды.
Уметь:
- оценивать с позиции педагогической целесообразности внешний вид современных педагогов;
- формировать требования к внешнему виду педагога ДОУ на современном этапе.
Внешний вид педагога : прическа, макияж, костюм. Воспитательная ценность внешнего вида педагога дошкольного образования. Зависимость воспитания эстетического вкуса у детей от внешнего вида педагога.
Практическое задание
Создать эскизы гардероба педагога ДОУ : строгий костюм, спортивный костюм, праздничный наряд.
Тема 2.4. Процессуальная составляющая имиджа
Знать:
- механизмы процессуальной составляющей имиджа;
- основные установки педагога;
- «+» и «-» процессуальной составляющей имиджа.
Уметь:
- соотносить процессуальную составляющую имиджа с видами стилей воздействия и взаимодействия;
- определять содержание собственной процессуальной составляющей имиджа.
Структура и механизмы процессуальной составляющей имиджа. Четыре позиции по Э. Берну: «ребенок», «взрослый», «родитель», «победитель».
РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИКУМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА ДОУ
Тема 3.1. Определение собственной цветовой гаммы
Знать:
- основные спектральные характеристики;
- соотношение разных оттенков друг с другом;
- правила выбора цвета.
Уметь:
- подбирать цветовую гамму;
- сочетать разные цветовые оттенки друг с другом.
Спектральные характеристики. Определение своей цветовой гаммы по цветовому кругу И. В. Гете.
Тема 3.2. Влияние цвета на психофизиологическое состояние
• Цветовой тест Роршаха
• Определение зависимости от цвета давления, частоты пульса, творческого настроения вдохновления.
• Рисуночный тест «Ковер».
Тема 3.3. .приемы профессионального обаяния
Понятие «обаяние». Структурные компоненты обаяния: свечение, лучезарность, ослепительность, расположенность. Приемы достижения обаяния: приемы красноречия, мимическая и пантомимическая выразительность, педагогически целесообразный внешний вид.
Тема 3.4. Основные жизненные и профессиональные позиции и установки педагога
Определение своей жизненной позиции и установки посредством четырех позиций и установки посредством четырех позиций по Э. Берну: «родитель», «взрослые», «дети», «победитель».
Тема 3.5. Выстраивание программы профессионально-компетентного имиджа педагога ДОУ
1. Внутренняя составляющая:
- образ мыслей;
- жизненные установки и позиции;
- действия и поступки;
- отношение к окружающим.
2. Внешняя составляющая имиджа :
- собственная цветовая гамма;
- стиль одежды;
- педагогически целесообразный гардероб;
- мимическая и пантомимическая выразительность.
3. Профессиональная составляющая имиджа :
- педагогические способности;
- основные компетенции;
- профессиональные знания, умения, навыки;
- владение рефлексией;
- креативность мышления.