Анагуричи Розалия Андреевна
Программа гражданско-патриотической направленности «Истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана для занятий клубной деятельности воспитанников общеобразовательного учреждения в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО по гражданско-патриотическому воспитанию. Программа ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков нравственности, духовности и патриотического сознания, гражданственности. В образовательной системе России общей целью является воспитание Гражданина Отечества, которая нашла отражение в законе РФ «Об образовании».
Публикация «Программа гражданско-патриотической направленности „Истоки“» размещена в разделах
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
Клубная деятельность предполагает объединение детей и воспитателей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, получению знаний о своей малой Родине.
Актуальность. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной и именно этой проблеме посвящена предполагаемая программа «Истоки». Актуальность данной программы в том, что работа по изучению истории малой родины, направлена на расширение и углубление знаний через различные формы деятельности.
Концепция модернизации российского образования, утвержденная правительством РФ, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон Российской Федерации об образовании определяют важнейшие задачи обучения и воспитания детей.
Начинать это процесс надо с детства. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, что история страны отражается в истории семьи.
Данная программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, развивать интеллектуальные и творческие способности воспитанников, воспитывать чувство гражданственности. Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.
Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, презентации, просмотры фильмов, игры и т. п.).
В связи с этим главная цель программы – патриотическое, гражданское и духовно-нравственное воспитание посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на культурные традиционные и нравственные ценности.
Задачи программы:- развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными;
- воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны и своего края;
- воспитание чувства долга, ответственности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, традициям, обычаям своего народа;
- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
- формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Программа «Истоки» является модифицированной и имеет общекультурную направленность. Программа составлена в соответствии ФГОС и разработана на 2 года обучения.
Отличительные особенности программы. Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи решаются в комплексе. Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности и толерантности. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учетом возрастных категорий воспитанников, их умения принимать решения и выражать свою точку зрения, работать индивидуально и в коллективе.
Особенности возрастной группы:
Программа «Истоки» адресована воспитанникам интерната 7 - 14 лет и рассчитана на 2 года. Занятия проводятся один раз в неделю по 35 - 40 минут.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес воспитанников;
- методические разработки.
Заботясь о безопасности здоровья детей, программа включает в себя изучение правил безопасности труда и противопожарной безопасности; предусмотрены физкультминутки, гимнастики для глаз, релаксационные паузы в течение занятия.
Место проведения – игровая комната. Время проведения - в свободное от школьных занятий время. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая, продолжительностью в 34 недель.
Организация образовательного процесса
Принципы, лежащие в основе программы:
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация творческих потребностей);
- культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям);
-включение учащихся в активную деятельность;
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
Формы работы:- теоретические (беседа, работа с о стимульным материалом (рассказ, сказки, былины, стихи, наглядный материал);
- практические (рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).
Методы обучения:- наблюдение;
- беседы;
- творческая деятельность;
- игры, викторины, занятия.
Образовательная программа «Истоки» направлена на развитие внутреннего духовного мира воспитанника ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.
Организация учебной работы:
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии воспитанника. Она предусматривает проведение внеклассных занятий работы с воспитанниками в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Обучающиеся научатся:
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать свою работу, работу пары, группы;
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий программы;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации.
Ожидаемые результаты. Обучающиеся научатся:
- определять родственные связи в семье;
- соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке в школе;
- различать прошлое, настоящее, будущее;
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
- использовать свои знания о традициях, обычаях, культуре своего народа в творческой деятельности;
- расширят кругозор и словарный запас;
- освоят первичную базу социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья.
Формы подведения итогов реализации программы: выставки рисунков, творческих работ, выставки фотографий, плакатов, конкурсы.
Оценка результатов клубной деятельности. Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки творческих работ воспитанников. Результативность оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы. В процессе таких занятий более интенсивно развивается творческие способности детей (воображение, мышление).
Тематический план
1 год обучения (1 час в неделю)
№
Раздел Виды деятельности Кол-во часов
1 Познание - Экскурсии и прогулки в музей, пожарную часть, библиотеку, клуб, детский сад и т. д.
2 Ознакомление с художественной литературой, развитие речи - Беседы: «Мой дом – Ямал», «Животные Севера», «Растительный мир», «Реки Надымского района».
- Творческие рассказы «Мое село Ныда».
- Чтение художественной литературы: чтение сказок народов севера, стихов, пословиц и поговорок, загадок.
- Показ иллюстраций и презентации о тундре, фауне, рек и озер, поселков.
- Моя родословная: составление семейного древа.
3 Игровая деятельность - Дидактические игры: «Сложи картинку», «Кто это?» (викторина, «Съедобное, несъедобное».
- Сюжетно-ролевые игры: «Рыба, мясо – пища наша», «Что меня окружает?»,
- Творческие и развивающие игры: «Познаем наш край», «Мир моих увлечений» (проект, «Подарок для друга» (сувенир на память, «Ныда через 50 лет» (рисунки, рассказ).
- Игры народов Ямала: «Полярная сова», «Ловля оленей», «Волк и олени», «Ловкий оленевод».
4 Творческая деятельность - Рассказ стихов о Ямале, о тундре местных авторов;
- Участие в праздниках «День матери», «День семьи», «9 мая»;
- Конкурс рисунков о Ямале, животных и растениях, птиц, о оленеводах;
- Изготовление альбома «Дневник памяти»;
- Акция «Что можно построить в селе для детей».
5 Трудовая деятельность - Изготовление атрибутики для игр и творческих работ;
- Акция «Посади дерево», «Собрать мусор возле интерната».
Тематический план
2 год обучения (1 час в неделю)
№
Раздел Виды деятельности Кол-во часов
1 Познание - Экскурсии и прогулки в музей, пожарную часть, библиотеку, клуб, детский сад и т. д.
2 Ознакомление с художественной литературой, развитие речи - Беседы: «По родной стране», «Выдающиеся люди Ямала», «Тепло родного очага», «Вы по-вашему, а мы по-нашему», «Фольклор- духовное богатство народа».
- Чтение художественной литературы: чтение произведений о хантах, ненцах, заучивание стихов, пословицы и поговорки северного народа.
3 Игровая деятельность - Дидактические игры: «Рыбак рыбака видит издалека», «Богатство родного края», «Чья эта тень?», «Сложи пазл».
- Сюжетно-ролевые игры: «Какая рукодельница, такая и малица», «Я будущий поэт» (конкурс стихов, «Оленевод».
- Творческие и развивающие игры: «Как прекрасен этот мир», «Лето – веселая пора», «Узнай по описанию», «Родник», «Родной край».
- Игры народов Ямала: «Оленья упряжка», «Прыжки через нарты», «Аркан», «Олени и пастух», «Охотник и куропатки».
4 Творческая деятельность - Прослушивание ненецких песен;
- Изготовление национальной одежды из картона и цветной бумаги;
- Аппликация на тему «Арнамент Севера»;
- Участие в праздниках «23 февраля», «День оленевода»; - Изготовление альбома «Наши открытия»;
5 Трудовая деятельность - Изготовление атрибутики для игр и творческих работ;
- Акция «Сделай кормушку для птиц».
Содержание программы «Истоки»
1 год обучения (34 часа)
Познание
Экскурсии и целевые прогулки.
Ознакомление с художественной литературой, развитие речи
Беседы: «Мой дом – Ямал», «Животные Севера», «Растительный мир», «Реки Надымского района». Творческие рассказы «Мое село Ныда». Чтение художественной литературы: чтение сказок народов севера, стихов, пословиц и поговорок, загадок. Показ иллюстраций и презентации о тундре, фауне, рек и озер, поселков. Моя родословная: составление семейного древа.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Сложи картинку», «Кто это?» (викторина, «Съедобное, несъедобное». Сюжетно-ролевые игры: «Рыба, мясо – пища наша», «Что меня окружает?». Творческие и развивающие игры: «Познаем наш край», «Мир моих увлечений» (проект, «Подарок для друга» (сувенир на память, «Ныда через 50 лет» (рисунки, рассказ). Игры народов Ямала: «Полярная сова», «Ловля оленей», «Волк и олени», «Ловкий оленевод».
Творческая деятельность
Рассказ стихов о Ямале, о тундре местных авторов. Участие в праздниках «День матери», «День семьи», «9 мая». Конкурс рисунков о Ямале, животных и растениях, птиц, о оленеводах. Изготовление альбома «Дневник памяти». Акция «Что можно построить в селе для детей».
Трудовая деятельность
Изготовление атрибутики для игр и творческих работ. Акция «Посади дерево», «Собрать мусор возле интерната».
2 год обучения (34 часа)
Познание
Экскурсии и целевые прогулки.
Ознакомление с художественной литературой, развитие речи
Беседы: «По родной стране», «Выдающиеся люди Ямала», «Тепло родного очага», «Вы по-вашему, а мы по-нашему», «Фольклор- духовное богатство народа». Чтение художественной литературы: чтение произведений о хантах, ненцах, заучивание стихов, пословицы и поговорки северного народа.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Рыбак рыбака видит издалека», «Богатство родного края», «Чья эта тень?», «Сложи пазл». Сюжетно-ролевые игры: «Какая рукодельница, такая и малица», «Я будущий поэт» (конкурс стихов, «Оленевод». Творческие и развивающие игры: «Как прекрасен этот мир», «Лето – веселая пора», «Узнай по описанию», «Родник», «Родной край». Игры народов Ямала: «Оленья упряжка», «Прыжки через нарты», «Аркан», «Олени и пастух», «Охотник и куропатки».
Творческая деятельность
Прослушивание ненецких песен. Изготовление национальной одежды из картона и цветной бумаги. Аппликация на тему «Арнамент Севера». Участие в праздниках «23 февраля», «День оленевода». Изготовление альбома «Наши открытия».
Трудовая деятельность
Изготовление атрибутики для игр и творческих работ. Акция «Сделай кормушку для птиц».
Методическое обеспечение программы:
Для реализации программы будет использовано следующие материально- технические ресурсы: иллюстрации (фотографии, картинки, презентации, разработки проведения отдельных занятий. Подбор литературы, различных произведений, подборка аудио и видеозаписей песен, компьютер, мультимедийный проектор, подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.
Воспитательный процесс в интернате осуществляется при взаимодействии с классным руководителем, старшим воспитателем, социальным педагогом, психологом. Существуют и внешние связи с социальными институтами села: досуговый центр, школьный музей, библиотека и т. д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Ануфриева М. Я. Искусство бисерного плетения. Современная школа. – Издательство «Культура и традиции», 2006.
2 Культура народов Ямала / Борко Т. И., Галкин В. Т., Еманов А. Г. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002г.
3. Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М. : ТЦ Сфера, 2008г.
4. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Статья Р. Ругин «Олень и солнце».
5. Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность. //Ямальский меридиан. - 2002.- №11.- С. 34-35.
6. Харючи Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса/ Под ред. Н. В. Лукиной. - Томск. : Изд-во Томского университета, 2001. – С. 64.
7.. Аверьянова К. Н. Рабочая тетрадь (Факультативный курс «Оленеводство Ямала»): 7 – 9кл. – СПб. : филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 63с.
8. Няруй В. Н., Сэрпиво В. М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб. : филиал изд-ва «Просвещение», 2003. – 239с.
9. Мой северный край: Разработки внеклассных мероприятий. – Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009г.
10. Башук В. О Ямале с любовью: Авторский фотоальбом. М. : Гелиос-студия, 2008г.
11. Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: в 3 томах. Т. 1; Т. 2; Т. 3. Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 12. Лукяненко Ю. Ю. Французская техника плетения. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2011.
12. Мифология, фольклор и литература Ямала/Хрестоматия для 5-7 классов. /Сост. Ю. И. Попов, Н. В. Цымбалистенко--- Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. – С. 6-8