Мария Лазеева
Программа естественнонаучной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №79» городского округа Самара
443030, г. Самара, ул. Буянова, д. 145, тел. 333-53-26
Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности «Природа и фантазия»
(2 ЧАСТЬ)
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Срок реализации программы 1 год
Рецензент :
к. п. н., доцент
Зав. кафедрой педагогики МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г. о. Самара
Публикация «Программа естественнонаучной направленности» размещена в разделах
Никулина Е. Б. Автор составитель: воспитатель Лазеева М. В.
Самара
2014г.
Содержание работы
№
п/п Тема Цель
1 Вводное. Мониторинг Выявить уровень знаний детей об окружающем мире, вызвать заинтересованность детей новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
2 Земля-планета Углубить знания детей о происхождении планеты Земля, положении планет в Космосе, смене дня и ночи, времен года
3 Дом под крышей голубой Отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.
4 В гостях у старичка Лесовичка Знакомство с разновидностями растительного мира, с наукой - ботаникой. Выяснить, что помогает старичку - Лесовичку лучше узнать растительный мир.
5 От семечка до семечка (тайна семян) Познакомить детей со строением семян. Выяснить, как семена переносятся с одного места на другое, кто помогает семенам передвигаться.
6 Фасоль и лук Дать детям понятие о том, как начинается новая жизнь растений, откуда появляется листочек? Опыт "Волшебный сундучок фасоли". Посадка лука.
7 "Сладкие таблетки" Познакомить детей с лекарственными травами и ягодами. Фитоогород. Знакомство с рецептами лечебного чая.
8 "Микроскоп и его волшебный глаз" "Экскурсия" в лабораторию. Знакомство с оборудованием лаборатории; микроскопом и его работой. Рассматривание под микроскопом (в разрезе) листа лука.
9 И синица в руке, и журавль в небе Расширить знания детей о птицах (различные размеры птиц, ноги и носы, отличие птиц от насекомых. Провести опыты на свойства пера. Разнообразие птичьих домишек. Разнообразие голосов птиц.
10 Как рыба в воде Показать детям разнообразие водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
11 Шестиногие Почему насекомые называются насекомыми? Удивительные муравьи. Среда обитания насекомых и способы их размножения. Полезные и вредные насекомые.
12 Грибное царство Расширить знания детей о разновидностях грибов (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития грибов. С плесневыми грибами.
13 "Люблю тебя, родное Поволжье" Познакомить детей с растительностью Поволжья, с красотой и богатством родного края. Познакомить детей с "Красной книгой". Знакомство с растениями, внесенными в нее. "Красная книга" Поволжья.
14 "При солнышке добро" Объяснить детям, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений. Проблемно-поисковый метод "При солнышке добро".
15 Вода - волшебница Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. Уточнить и закрепить знание детей о круговороте воды в природе, о значении воды, о растворимости веществ в воде, о плавучести предметов.
16 Путешествие волшебной капли по растению Выяснить, как и чем питается растение. Провести опыт "Волшебная капля воды", "Путешествие волшебной капли по растению". Доказать, что корни поглощают воду, а с водой и питательные вещества, без которых растение погибло бы.
17 Воздух - невидимка Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами.
18 Воздух в жизни человека, животных и растений Углубить и расширить знания детей о значении воздуха для человека, животных и растений.
19 Такой разный песок Экспериментально выявить свойства песка;
познакомить с песочными часами;
устанавливать причинно-следственные связи.
20 Глина-волшебница Разобрать какая бывает глина,
выяснить, какими свойствами обладает глина, где применяется глины,
узнать, как нужно выбирать глину для работы и как подготовить ее к лепке.
21 Разнообразие камней в природе Развивать интерес к разнообразным природным ресурсам;
воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам;
закреплять знания о камнях и их роли в жизни человека;
учить классифицировать камни (полезные ископаемые, минералы, галька и т. д.);
22 Бумажные истории (свойства бумаги) Знакомство детей с составом бумаги, с различными видами бумаги. Рассматривание газетной бумаги под лупой.
23 Природные ткани Обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении.
Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей
24 Мониторинг определить эффективность проведенной работы, определить проблемы и пути их решения для реализации в новом учебном году.
25 Праздник "Мы - друзья природы" (с родителями) Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ОСНОЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИРОДИ ФАНТАЗИЯ»
Методическая литература:
Оснащение
1. Т. И. Попова «Мир вокруг нас».- М. : «LINKA-PRESS», 1998.
2. В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».- М. : Просвещение, 1981.
3. Н. А. Рыжова «Я и природа».- М. : «LINKA-PRESS»,1996.
4. Н. А. Рыжова «Воздух-невидимка».- М. : «LINKA-PRESS»,1998.
5. И. Белавина, И. Найденская «Планета-наш дом». - М. : Лайда, 1995.
6. М. И. Нагибина «Природные дары для поделок и игры». - Я. : Академия развития,1997.
7. М. И. Нагибина «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры»-. Я. : Академия развития,1997.
8. С. Н. Николаева «Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» М. Изд. Просвещение - 2001г.
9. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль Академия Развития-2003г.
10. М. В. Лучич» Детям о природе» М. Изд. Просвещение -1989г Экологические тропы:
1.«Путешествие с Флорой»
внутри здания детского сада:
- водное царство,
- коллекция растений различных природных зон,
-огород на подоконнике,
-фитобар,
- аптека на подоконнике,
- мини-лаборатория
-картинная галерея.
2. «Разноцветные дорожки»
по территории ДОУ:
- сад,
- огород,
- уголок леса,
- уголок луга,
-цветник,
- парковая зона,
- метеостанция,
- птичий столб.
В группе созданы зоны экологической активности, включающие в себя:
-центр ухода и наблюдения за растениями,
-центр экспериментирования,
-центр наблюдения за природой.
Имеются: библиотека, картотеки: экологических игр, опытов и экспериментов, аудиозаписи, видео
презентации.
ТСО: проектор, компьютеры, DVD- плеер, телевизор, музыкальный центр.
Демонстрационный и раздаточный материал, наглядные пособия, коллекции, дидактические игры, оборудование для детского экспериментирования