Юлия Лютенко
Программа дополнительного образования «Юные волшебники», для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки творческих способностей и
дарования детей на кончиках их пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок.
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.
Публикация «Программа дополнительного образования „Юные волшебники“, для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Важность данной проблемы вызвала необходимость разработки и написания программы по дополнительному образованию, в соответствие с требованиями ФГТ, основанную на обучении детей художественной деятельности.
В начале учебного года мы проводили родительское собрание на тему «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ». Цель проведения этого собрания :
- выявить насколько родители развивают творческие способности детей в домашних условиях
- изучить опыт семейного воспитания и учесть его достижения и пробелы в своей педагогической деятельности;
Помимо этого, изучив мнения опрошенных семей, мы столкнулись с тем, что 65% родителей считают необходимостью введения программы дополнительного образования с целью развития художественно- творческих способностей детей, а 35% отметили главной причиной возможных затруднений в приобщении детей к творчеству в современном обществе - педагогическая неграмотность а также нехватку времени в связи с напряжённым графиком работы; 80% пожелали, чтобы их ребёнок приобщался к художественно –творческой деятельности.
Помимо этого, организация данного обучающего курса на базе МБДОУ «Журавушка» в рамках дополнительного образования является особенно актуальным. Данная программа по дополнительному образованию позволит обобщить и систематизировать накопленный материал, реализовать его в процессе обучения, распространить среди ДОУ.
Родители отнеслись с пониманием к занятиям по художественной деятельности, это позволяет развивать творческие задатки их детей, мелкую моторику пальцев рук, благоприятно сказывается на развитии речи их ребенка, активизируется словарь; позволяет дошкольникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
В программе представлен такой вид художественной деятельности детей как изобразительный, который включает в себя лепку и аппликацию. Лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика совместной деятельности педагога с детьми изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость изобразительной деятельности в детском саду для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:
1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.
Редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации и лепки.
.
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится в этом возрасте ведущим видом деятельности и обусловливает значительные изменения во всей психике ребёнка. В игре дети 4-5 лет могут заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет, распределить роли, игровой материал.
Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
Важным психическим новообразованием детей среднего возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечё т за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? Зачем? Почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образов. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребёнку предъявить три чё рных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – чёрных или белых?» большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Продолжает развивать воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 мин. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложные условия.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом, носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Наряду с ситуативными эмоциями у детей под влиянием воспитания начинают складываться чувства, выражающие более устойчивое отношение к людям и явлениям, появляется стремление быть полезным для окружающих, внимание к их нуждам, дружелюбное отношение к сверстникам, формируются умение подчинять свои желания требованиям взрослых, зачатки чувства ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих.
Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоению детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей практическими и познавательными ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применять освоенные приемы.
Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Им важно знать как относятся взрослые к поступкам, результатам деятельности, а также к ним самим. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации.
В тесной связи с нравственными чувствами у детей развиваются эстетические чувства и отношения, повышается способность откликаться на образное содержание песни, картины, иллюстрации, сказки и рассказа, стихотворения, ярко проявляется сочувствие к положительному персонажу художественного произведения. Речь обогащается терминами, обозначающими различные свойства и эмоциональные состояния: добрый, храбрый, весёлый, противный, красивый, грустный, заботливый.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированию потребностью в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.
Цель программы – развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Задачи программы
Обучающая.
1. Закреплять умение детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с бумагой, картоном, природным материалом.
2. Формировать умения следовать устным инструкциям
3. Совершенствовать умение правильно держать ножницы, вырезать по диагонали, по контуру; лепить из материалов разными способами;
Развивающая.
1. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
2. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
3. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Воспитательная
1. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;
2. воспитывать художественный вкус и чувство гармонии, интерес к изобразительной деятельности
3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
.
Результаты реализации программы
К окончанию периода реализации программы дети должны уметь :
В лепке:
• создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию;
• использовать все многообразие усвоенных приемов и навыки работы с различными материалами.
В аппликации:
• правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
• аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
• подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
• составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
К концу освоения данной программы обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предусмотренными программой. Представить свои творческие работы на выставки.
Продолжительность реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
. Занятия проводятся 1 раза в неделю не более 20 минут, с сентября по май.
Год
обучения Количество занятий Кол-во
детей
в группе
В месяц в год
1 4 48 24
Прогноз возможных рисков и способы их преодоления
Таблица 2
№ п/п Возможные риски Пути преодоления
1. Часто болеющие дети Индивидуальная работа с детьми.
2. Слаборазвитая кисть рук. Индивидуальная работа с детьми.
Пути решения поставленных задач
Работа с родителями:
Родительские собрания.
Совместные выставки, конкурсы.
Консультации для родителей (см. Приложение №2).
Анкетирование (см. Приложение №1).
Работа с детьми:
Организованная образовательная деятельность
Выставки детских работ в детском саду (см. Приложение №3).
Участие в городских выставках детского творчества.
Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам сада).
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов изображения, моделирование, игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.
Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.
Применяются и наглядные методы и приемы:
- наблюдение;
- рассматривание готовых работ;
- показ образца;
- показ способа работы (или другого действия) и другие.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
Критерии оценки эффективности реализации программы :
1. Степень увлеченности.
2. Степень творчества выполняемых работ.
№ Ф. И. ребёнка Степень увлечённости деятельностью Степень творчества выполняемых работ
Начало года Конец года Начало года Конец года
1.
2.
Высокий уровень
(У ребёнка постоянный и устойчивый интерес к мастерству; самостоятельно и творчески выполняет работу; освоил способы работы с различными инструментами: ножницы, иголка, шило, линейка; умеет планировать свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и в коллективном творчестве)
Средний уровень
(Ребёнок с небольшой помощью педагога, но творчески выполнил работу; проявляет самостоятельность, инициативу; обладает достаточно качественными навыками и умениями)
Н-низкий
(У ребёнка есть представления о процессе художественной деятельности, но он не всегда добивается положительного результата; при активной позиции взрослого может проявить творчество)
Перспективный план работы кружка «Юные волшебники»
Сентябрь.
№ Занятие Цель
1. «Грибок» Аппликация. Учить детей составлять грибок из готовых форм, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон.
2. «Букет к 1 сентября» Аппликация. Учить детей составлять цветок из готовых кружочков, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон.
3. «Ваза из пластилина» Лепка. Учить детей обмазывать пластилином баночки, равномерно распределять пластилин по форме. Учить проявлять фантазию в украшении баночек.
4. «Черепашка» Аппликация из крупы. Учить равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость.
Октябрь.
№ Занятие Цель
1. «Яблоко» Аппликация. Учить детей составлять яблоко из готовых форм, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон.
2. «Ежик» Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать ежика из каштана, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять мелкие детали изделия из пластилина.
3. «Осенняя пора» Аппликация из крупы. Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной пластилином, равномерно распределять пластилин по картону, развивать аккуратность, четкость.
4. «Букет из осенних листьев» Аппликация из листьев. Учить составлять букет из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу.
Ноябрь.
№ Занятие Цель
1. «Цыпленок» Лепка. Учить лепить цыпленка из трех комков - голова, туловище, подставка; раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар до образования диска, прищипывать и вытягивать из формы кончиками пальцев клюв, гребешок, хвост, плотно соединять детали между собой, прорисовывать стекой глаза.
2. «Грибочек» Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать грибочек из желудя., проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.
3. «Божья коровка на листочке» Аппликация. Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на листочек, по своему усмотрению размещать на общем ватмане, так, что бы не загораживать работы других детей.
4. «Подсолнух» Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.
Декабрь.
№ Занятие Цель
1. «Елочка» Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.
2. «Новогодняя открытка» Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона. Поздравить сотрудников д/сада с наступающим праздником.
3. «Мышка» Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Январь.
№ Занятие Цель
1. «Дед Мороз» Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.
2. «Лыжник» Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать Спортсмена-лыжника из елочной шишки, желудей. Проявлять фантазию, смекалку, вылеплять из пластилина мелкие детали изделия.
3. «Деревья в снегу» Аппликация из ваты. Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой.
Февраль.
№ Занятие Цель
1. «Валентинки» Поделка из салфеток. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.
2. «Поздравительная открытка папе ко дню защитника отечества.» Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места.
3. «Снеговик» Лепка из соленого теста. Познакомить детей с новым материалом-соленым тестом. Учить лепить снеговика из трех комков - голова, туловище, подставка; раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; плотно соединять детали между собой, обмакивая фигуру в воду.
4. «Праздничная звезда» Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места.
Март.
№ Занятие Цель
1. «Поздравительный плакат к 8 марта» Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Учить аккуратно приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом с другим, составляя при этом композицию.
2. «Открытка к 8 марта» Объемная аппликация. Учить детей аккуратно складывать бумажную полоску «бантиком», зафиксировать края клеем, сформировать из этих заготовок цветок, аккуратно не примяв лепесточки. Для серединки - скатать комочки из салфеток.
3. «Дельфин»
(2 занятия) 3. Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Апрель.
№ Занятие Цель
1. «Клоун-цветочек» Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности.
2. «Пасхальное яйцо» Лепка из соленого теста. Продолжать знакомить детей с новым материалом-соленым тестом. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца. Украшать форму по желанию ребенка.
3. «Рыбка» Аппликация из ткани. Учить детей приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем. Соединять детали поделки между собой, вклеивая между ними детали из цветных лент.
4. «Ромашка» Поделка из папье-маше. Познакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (крышка.)
Май.
№ Занятие Цель
1. «Ромашка» Продолжение. Разукрашивание готового изделия. Учить аккуратно раскрашивать подсохшее изделие гуашью.
2. «Букет к 1 мая» Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Учить аккуратно, приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом с друг тим, составляя при этом композицию.
3. «9 мая» Аппликация из салфеток. Учить детей скручивать жгутик из салфетки. Готовые жгутики сворачивать спиралькой, чтобы получилась розочка. Наклеивать готовые цветочки на общий картон, размещая так, чтобы, не закрывать другие цветы.
Литература
1. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.
2. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
3. Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
4. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.
5. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
6. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
7. Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.
8. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
9. О. А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
10. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.
1. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// nsportal.ru
2. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// zavuch.info
3. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// maxybaby.net.ua
4. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// ipkps.bsu.edu.ru
5. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// 39frspb.caduk.ru
Приложение1.
Анкета для родителей
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Уважаемые родители.
Многие из вас стремятся сделать все возможное для поддержки развития своего ребенка.
С этой целью мы приводим анкету, которая содержит вопросы для самопроверки и самооценки вашего вклада в РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА.
По каждому пункту определите свою позицию, выбрав один из ответов:
«ДА», «ЧАСТО», «ИНОГДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ».
I. Создание условий для творческого развития ребенка в доме и вне его:
• приобретаете книги, игрушки, игры, которые с вашей точки зрения полезны для развития ребенка;
• обеспечиваете материалом для творчества (бумага, клей, пластилин и др.);
• организуете место для творчества ребенка (стол, книжная полка, место для игрушек, игр на полу, место для творчества, соответствующее освещение);
• позволяете ребенку использовать старые, ненужные вещи для создания различных конструкций, поделок;
• позволяете изменять привычный порядок вещей в доме (по-своему убирать кровать, комнату, украшать окно и т. п.);
• контролируете умственные занятия и физическую нагрузку ребенка, режим дня;
• даете ребенку время для работы, размышлений в одиночестве;
• приглашаете друзей ребенка к себе;
• организуете посещение ребенком кружков, студий.
II. Активное участие родителей в творчестве и творческом развитии ребенка:
а) занятия с ребенком дома:
• отвечаете на вопросы ребенка;
• обсуждаете вместе разные проблемы;
• читаете ребенку книги;
• вместе с ребенком разгадываете загадки, решаете ребусы, кроссворды и придумываете свои собственные;
• рисуете, лепите, вырезаете ножницами, играете, конструируете;
• совместно с ребенком выполняете работы по дому;
• вместе смотрите телепередачи и обсуждаете увиденное;
• слушаете музыку;
• устраиваете вместе с ребенком выставки его работ;
• помогаете составлять различные коллекции в соответствии с его интересами;
• приобщаете ребенка к тем видам занятий, которые интересны вам (коллекционирование, рукоделие, музыцирование, игра в шахматы, работа по дереву и т. п.);
• записываете идеи, высказывания, сочинения ребенка;
б) совместный досуг вне дома:
• отдыхаете на воздухе в выходные дни: гуляете во дворе, ходите в парк, выезжаете за город;
• проводите с ребенком свой отпуск, выезжая на отдых за пределы своего города;
• занимаетесь вместе с ребенком спортом, физическими упражнениями, ходите на стадион, посещаете спортивные соревнования;
• устраиваете совместное посещение театров, музеев, выставок, кинотеатров и пр. ;
• посещаете библиотеку.
III. Стимуляция творческой активности ребенка:
• поощряете его творческую деятельность и создание творческих работ (рассказов, рисунков, сказок, стихов, коллекций, конструкций и т. д.);
• поощряете стремление ребенка исследовать окружающий мир;
• помогаете ребенку в поиске интеллектуальных партнеров среди ровесников и взрослых, с кем он может обсуждать интересующие его проблемы;
• поощряете активное учение ребенка, помогаете ему приобрести необходимые умения, знания, навыки;
• показываете ребенку, что вы цените его достижения;
• цените в нем личность, уважаете его интересы, даже если вы не всегда их разделяете.
Попробуйте со стороны посмотреть на свое общение с ребенком: что преобладает в вашей речи – приказ, указание, требование или вопрос, совет?
Ответив на вопросы анкеты, задумайтесь, какую оценку вы можете поставить себе.
Итак, ваша активность и участие в развитии творческого потенциала ребенка
НЕДОСТАТОЧНА, если в ответах преобладают «не знаю», «нет», «иногда». Существует опасность того, что со временем ваш ребенок, развиваясь, будет отдаляться от вас. Сами вопросы анкеты подскажут вам нужное направление для усиления вашего внимания на развитие творческих возможностей ребенка;
СВЕРХДОСТАТОЧНА, если в ответах на вопросы анкеты категория «да», «часто» выбиралась значительно большее число раз, чем «не знаю», «нет», «иногда». Значит вы внимательны к личности своего ребенка, в курсе всех его дел, проблем, отношений. Стремитесь максимально использовать свои знания, умения, материальные возможности во благо своему ребенку. Но в то же время вас подстерегает опасность переусердствовать и получить вместо желаемого результата обратный, т. е. ваши усилия могут привести к сковыванию творческой активности ребенка;
РАЗУМНА И ДОСТАТОЧНА, если вы обнаружите баланс ответов «да», «часто» и «нет» с небольшим преобладанием положительных ответов. В этом случае есть надежда на то, что собственная активность ребенка стимулируется по мере возможности. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, недостатка методических материалов и соответствующей литературы, практических пособий. Но в этом мы всегда рады вам помочь!
Объединив усилия, мы добьемся больших результатов.
Не забывайте об этом!
Приложение 2
Консультация для родителей
Уголок для творчества дома.
На сегодняшний день нас окружает разнообразие техники. И нам проще всего посадить своего ребёнка перед телевизором или компьютером. Мы очень заняты. Да и сами не прочь провести часик-другой перед телевизором. Но нельзя забывать, для того, чтобы Ваш малыш умел себя занять и вырос творческим человеком, необходимо, прежде всего – любовь, внимание и терпение.
Многие родители считают, для того, чтобы ребёнок начал рисовать, достаточно купить набор акварельных красок и сказать: «Иди, порисуй, не мешай!» Вряд ли у Вашего малыша после этого появится умение и интерес к творчеству.
Самое первое, с чего надо начинать, это выбрать самое светлое место в комнате, желательно у окна. Поставить отдельный столик с полочками или контейнерами, где будет располагаться весь необходимый материал для творчества.
Итак, начнём по порядку.
– Необходима клеёнка, если Вы не хотите запачкать стол, фартук или нарукавники.
– Материал для рисования: альбом для рисования или любая другая бумага.
– Обязательна гуашь от 6 цветов. Чтобы гуашь не засыхала, в неё постоянно нужно наливать немного воды и размешивать перед рисованием.
– Акварельные краски от 6 цветов.
– Кисти для рисования. Их должно быть не менее двух – тонкая и толстая № 3, № 6 (белка или колонок).
– Стакан-непроливайка или любая ёмкость для воды (баночки, ведёрочки, стаканчики и т. п.).
– Цветные карандаши от 6 цветов, точилка, ластик.
– Восковые мелки.
– Пластилин или глина, дощечка.
И, обязательно, место, куда можно повесить свои работы.
Ну и для самых творческих. Вы гуляете с малышом на улице. Внимательно смотрите под ноги. Можно много собрать интересного – жёлуди, каштаны, необычные палочки, красивые листочки, неядовитые ягоды и много другого, что привлечёт Ваше внимание. А если Вы поехали в лес, то наберите шишек, необычных семян, различный мох, древесные грибы. Всё это Вы складываете в большую коробку. И смело называете эту коробку – «Волшебный сундучок». Туда же отправляете лоскутки ткани, остатки шерстяных ниток, ненужные пуговицы и т. п. Всё то, что Вы хотели выбросить, но передумали. И потом, из всего этого, можно создавать целые шедевры.
Ваш малыш ещё маленький? Не умеет держать карандаш в руках? Не расстраивайтесь! Существуют другие средства – пальчики, ладошки, ножки Вашего ребёнка. Предложите малышу окунуть их в блюдце с краской и творите. Можно воспользоваться такими подручными средствами как гигиенические палочки, пробки, катушки, спичечные коробки и т. п. И можете поверить, что получится не хуже, чем рисовать кисточкой или карандашом.
Но самое главное условие – всё это нужно делать вместе с малышом или находится рядом с ним. И тогда Ваш ребёнок не будет чувствовать себя одиноким и многому научится благодаря Вам.
Творческих успехов Вам и Вашему малышу!
Приложение3.
Выставка детских работ