Кашина Ольга Руслановна
Программа дополнительного образования «Учимся читать»
▼ Скачать +Заказ
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Учимся читать»
Для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации 5 месяцев
Социально-педагогическая
Составила:
Учитель-логопед
Кашина О. Р.
Ярославль 2021
Оглавление
I. Пояснительная записка…3
II. Учебный план и календарно-тематический график…5
III. Содержание образовательной программы….….6
IV. Ожидаемые результаты…11
V. Контрольно-измерительные материалы…. 11
Публикация «Программа дополнительного образования „Учимся читать“» размещена в разделах
Список литературы…. 12
1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. ФЗ № 185 от 20.07.2013;
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 (от29 мая 2013 года №28564)
• Приказом департамента образования Ярославской области № 47-нп от 27.12.2019 «О внесении изменений в приказ департамента образования Ярославской области «(п. 14, п. 17)
.
Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.
Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», методических рекомендаций «По дороге к азбуке» Т. Р. Кисловой с учетом возраста дошкольников.
Цель данной Программы – развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а также формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы :
• Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», как они строятся, из каких частей состоят; развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи.
• Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
• умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
• Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
• Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
• Обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматической стороны речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
Процесс обучения чтению строится на обще дидактических и специфических принципах:
1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Программа предназначена для детей 5-6 лет.
Количество обучающихся от 6-10 человек.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.
Место реализации образовательной программы : МДОУ «Детский сад №29»
Условия реализации программы :
Реализация программы осуществляется за рамками образовательной программы ДОУ на платной основе в форме дополнительного образования.
Занятия проводятся 1раза в неделю, в групповой форме, во второй половине дня.
Материально-технические условия реализации программы :
Логопедический кабинет с освещением и оборудованием.
Столы и стулья для обучающихся.
Автор- составитель: Учитель-логопед Кашина Ольга Руслановна,
I квалификационная категория, высшее педагогическое образование.
Методическое обеспечение программы :
Сказочные герои: Лисенок, Ежик и Мудрая Сова, карта волшебной страны Азбука,
«Чудесный мешочек» с буквами, карточки различных цветов (красные, синие, зеленые)
Магнитные буквы различного цвета.
Раздаточный материал:
карандаши, счетные палочки на каждого ребенка, фасоль, пластилин. Карточки для звукового и слогового анализа слов. Обозначение гласных и согласных звуков (красный, синий, зеленый цвета).
Модели слов.
Карточки слогов; дидактические игры по обучению грамоте «Тим и Том», «Чей поезд длиннее» «Фокус-мокус»
Т. Р. Кислова «По дороге к Азбуке» «Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению в школе» (Авторы Р. Н Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова)
II. Учебный план
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течении 5 месяце (январь-май)
Продолжительность одного занятия 25 мин, что составляет 1 академический час. Всего занятий 17. Всего 17 академических часов
Календарно-тематический график
I Модуль (1 год обучения для детей 5-6 лет)
/ январь-май/
№ п/п Тема занятия Количество часов
1 Звуки и буквы 1
2 Слова и звуки 1
3 «Звук и буква «А» 1
4 «Звук и буква «О» 1
5 «Звук и буква Э» 1
6 «Звук и буква И» 1
7 «Звук и буква «Ы» 1
8 «Звук и буква «У» 1
9 «Гласные звуки и буквы» 1
10 «Звук [М], буква «М» Согласные звуки. Слоги 1
11 «Звук [М’]. Твердые и мягкие согласные 1
12 «Звук[Н], буква «Н»» 1
13 «Звук [Н’] 1
14 «Звук [П], буква «П» 1
15 «Звук [П’] 1
16 «Звук[Т], буква «Т» 1
17. «Звук [Т’] 1
Итого :17
№ Тема раздела Всего часов Теория Практика
Модуль I
1. «Звуки и буквы» 1 0,25ч 0,75
2. «Слова и звуки» 1 0,25 0,75
3. «Звук и буква А» 1 0,25 0.75
4. «Звук и буква О» 1 0,25 0,75
5. «Звук и буква Э» 1 0,25 0,75
6. «Звук и буква И» 1 0,25 0,75
7. «Звук и буква Ы» 1 0,25 0,75
8. «Звук и буква У» 1 0,25 0,75
9. Гласные звуки и буквы 1 0,25 0,75
10. «Звук [М] Согласные звуки. 1 0,25 0,75
11. «Звук [М’]. буква «М» Твердые и мягкие согласные 1 0,25 0,75
12. «Звук [Н] 1 0,25 0,75
13. «Звук [Н’] и буква «Н» 1 0,25 0,75
14. «Звук [П] 1 0,25 0,75
15. «Звук [П’]» и буква «П» 1 0,25 0,75
16. «Звук [Т]» 1 0,25 0,75
17. «Звук [Т’] и буква «Т» 1 0,25 0,75
Всего: 17 ч
Итого: 17ч
III. Содержание образовательной работы.
Раздел 1. «Звуки и буквы»
Теория:
1. подготовительный этап.
Знакомство со сказочными героями
2. Постановка учебной задачи. Формулировка темы занятия.
Знакомство с картой «страны Азбука», загадки
Практика:
3. Работа по теме занятия.
Дидактическая игра «Что мы слышим», физминутка,
артикуляционная гимнастика.
Раздел 2. «Слова и звуки»
Теория:
1. Знакомство с «городом Звуков»
2. Знакомство с понятием «Слово»
Практика:
3. Дидактические игры: «Длинное-короткое»- развитие слухового внимания, физминутка, работа с символами (красная полоска- короткое слово, зеленая -длинное.)
Раздел 3. «Звук и буква А»
Теория:
1. «Из чего состоят слова?»
2. Знакомство со звуком А, загадки от Лисенка.
Практика:
3.«Артикуляция звука А»
Д/и «где живет звук А»
д/и «Сколько звуков»
Выложи из счетных палочек букву А. Заучивание стихотворения про букву А
(С, Маршака).
Раздел 4. «Звук и буква О»
Теория:
1.«Чем звук отличается от буквы?»
2. Знакомство со звуком О, загадки. «Вопрос- ответ»- задание от Мудрой Совы.
Практика:
3.«Вспомни-назови» д/и, артикуляция звука О
работа со схемой (начало-середина-конец слова)
Штриховка, д/и «Превращения». заучивание стихотворения Е. Тарлапан
Раздел 5. «Звук и буква Э»
Теория:
1. Знакомство со звуком Э,
2. загадки. Артикуляция -объяснение.
Практика:
3.«Соедини стрелками», рече двигательная игра «Это тоже я могу», д/и «добавим
букву», выложим из фасоли букву Э, «Превращения», заучивание стихотворения В. Степанова про букву Э
Раздел 6 «Звук и буква И»
Теория:
1. Вспомните слова со звуком Э.
2. Знакомство с мышкой Иришкой., загадки
Практика:
Артикуляция звука И. д/ и «Где звук И» д / и «Длинные -короткие», физминутка, ребусы, штриховка, заучивание стихотворения В. Степанова про букву И
Раздел 7 «Звук и буква «Ы»
Теория:
1. Как звали мышку? Назови слова со звуком И.
2. Чтение рассказа – запомни назови все слова со звуком ы. загадки от Ежика.
Практика:
Артикуляция звука Ы, лепка буквы Ы, Заучивание стихотворения о букве «Ы» В,Степанова
Раздел 8 «Звук и буква «У»
Теория :
1. д/и «Скажи ласково» Дифференциация звуков «И» и «Ы»
2. Артикуляция звука «У», Загадки от Лисенка.
Практика:
д/и «Найди и определи,где звук У», «Длинное-короткое». физминутка, штриховка, заучивание стихотворения про букву «У» Е,Тарапан, «Превращения»
Раздел 9 «Гласные звуки»
Теория:
1 Объяснение д/и «Карнавал», «Одинаковый звук»
2. «Только гласные»- развитие слухового внимания.
3. д/и «Карнавал», «Фотографии», «Где какой звук»
Раздел 10. «Звук и буква «М». Согласные звуки.
Теория:
1. Рассматривание карты -улицы Гласных звуков.
2. Поиск улицы Согласных звуков. Объяснение понятия слог.
3. Артикуляция звука «М». Отличия гласных и согласных. «Придумай-назови», работа со слогами (прямым и обратным, работа со схемами-обозначениями.
Чтение слогов и слов. МА, АМ, Мама, ум.
Раздел 11 «Звук [М’] и буква «М». Твердые и мягкие согласные.
Теория:
1. «Вспомни-назови»
«Что такое слог?»
2. «Чем похожи слова?», «Зарядка для ума», д/и «Подбери слова»
Практика:
3.«выложим слоги»- при помощи звуковых обозначений.
Сравнение звуков [М] и [М’]. Введение символов -обозначений.
Д/и «Тим и Том».Заучивание стихотворения Е,Тарлапан
Раздел 12. «Звук [Н]»
Теория:
1. Чем звук отличается от буквы.
Что такое слог?
2. С какого звука начинаются слова, нарисованные на картинках Загадки от Ежика.
3. Артикуляция звука[Н]. Определи, где находиться звук [Н].
Чтение слогов и слов. «Чудесные превращения»
Раздел 13. «Звук [Н’ и буква «Н».»
Теория:
1Вопросы от Мудрой Совы.
2. «Как зовут девочку?» Загадки от Мудрой Совы.
3. Д/И «Тим и Том», «Определи место звука в слове по картинкам». Физминутка. Выложи букву Н из палочек. Штриховка. Заучивание стихотворения Е. Тарлапан
Чтение слогов и слов.
Раздел 14. «Звук [П]
Теория:
1. Задание от Лисенка- «назвать все гласные звуки»
Задание от Ежика –«найди и выложи на магнитной доске согласные буквы.»
2. Артикуляция звука[П]. Загадки от Совы.
3. Придумайте слова со звуком [П] (одежда, головные уборы, обувь)
Работа со слогами ПА, ПО, ПУ, ПЫ и обратными УП, АП, ОП.
Работа со звуковыми схемами.
Раздел 15. «Звук [П’] и буква «П»»
Теория:
1. Вопросы от Мудрой Совы о звуках [П] и [П’]
2. Артикуляция звука. Определи, где звук.
3. Выложи звуковые схемы. Выложи слоговые схемы и прочитай слово. Выложи букву «П» из косточек. Заучивание стихотворения про букву «П» Г. Виеру. «Чудесные превращения буквы П в стул, стол, шкаф и тд). Чтение слогов и слов.
Раздел 16. «Звук [Т]»
Теория:
1. «Вспомните слова со звуками [П’] и [П]».
Какие звуки обозначает буква «М», буква «Н»
2. Объяснение артикуляции звука [Т], загадки от Лисенка.
3. Работа со звуковыми схемами по отгадкам к загадкам (звуковой анализ и
Синтез). Превращения слов.
Раздел 17. «Звук [Т’] и буква «Т»
Теория:
1. Вопросы от Мудрой Совы «Назовите твердые согласные?» «Назовите мягкие
Согласные»
2. Отгадайте какой звук прячется в словах тюльпан, тесто, тетя. «Задания от
Мудрой Совы»
3. Игры со словами. Ребусы. «Сколько звуков в слове» «Скажи по-другому»
«Игры Деда Буквоеда». Выложи их фасоли букву Т. Заучивание стихотворения
Про букву «Т» А. Шибаева. Чтение слогов и слов.
/Календарно-тематический график / январь-май/
№ п/п Тема занятия Цель занятия Навыки чтения
Январь
1 «Звуки и буквы» развитие речевого и фонематического слуха дошкольников подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям
2 «Слова и Звуки» Развитие фонематического слуха, совершенствование слухового восприятия развитие мелкой моторики рук.
3 «Звук и буква «А»
знакомство дошкольников с буквой «А» развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков
4 «Звук и буква «О» формирование у детей стойких представлений о букве «О».
Февраль
5 Звук и буква Э» формирование у детей стойких представлений о букве «Э». развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков
6
«Звук и буква «И» знакомство дошкольников с буквой «И» развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков
7 «Звук и буква «Ы» знакомство со звуком и буквой «Ы, совершенствование артикуляционной моторики
развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков
Март
8 «Звук и буква У» Знакомство со звуком и буквой «У», совершенствование тонкой моторики пальцев рук развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков
9 «Гласные звуки» Закрепление пройденного материала по гласным звукам, совершенствование фонематического восприятия и слуха развитие фонематического восприятия; закрепление верно произношения звуков
10 «Звук[М] буква «М»». Согласные звуки.
научить дошкольников правильному произношению звука[М] и различению буквы «М» чтение слогов: ам, ум, ом, ым, эм
Апрель
11 «Звук [М’],
твердые и мягкие согласные развитие умений звуко - слогового анализа и синтеза, совершенствование тонкой моторики пальцев рук чтение слогов: ма, мо, му, мы, ми
Чтение слов: ум, мама, мимо, му-му
12 «Звук [Н]
сформировать представления дошкольников о звуке [Н], познакомить с буквой «Н»
13 «Звук [Н’], буква «Н»
сформировать представления у детей о звуке[Н’], чтение слогов: ,ни, ин.
на, но. ну, нэ, ны
Чтение слов: нам, мина, Анна, Нона Нина,
14 «Звук [П]
формировать представления у детей о звуке и букве «П»
Май
15 «Звук [П’] и буква «П»
познакомить дошкольников со звуком[П’ ]
чтение слогов: пи,ип оп. ап,уп, ып, эп.
Чтение слов : папа, пума, пони,пион
16
«Звук [Т]»
Познакомить со звуком[Т]»
17
«Звук [Т’] и буква «Т»
Сформировать представления о звуке [Т’], познакомить с буквой «Т» Чтение слогов и слов
Том Тим там тут тина Ната
VI. Ожидаемые результаты освоения программы
Планируемые результаты: дети свободно ориентируются в звуковой структуре слова, имеют навык первоначального чтения на уровне индивидуальных возможностей.
Планируемые результаты за пять месяцев (январь-май)
обучения (дети 5-6 лет)
Знакомятся с понятиями «звук», «слог», «слово».
Чтение (на материале пройденных букв) :
Называть пройденные буквы
читать слоги :
сочетание двух гласных;
сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
чтение слов.
Письмо (печатание на материале пройденных букв) :
овладевают позой пишущего человека;
ориентироваться на листе;
вписывать элементы букв;
V. Контрольно-измерительные материалы
Начальная диагностика проводится в начале курса программы :
Диагностика на основе «Речевой карты для обследования речи ребенка дошкольника» из пособия О. И. Крупенчук
Конечная диагностика проводиться в конце курса программы.
Состояние фонематического восприятия,
навыков фонематического анализа и синтеза.
1. Выделение начального ударного слога из слов в начале курса
№ Ф. И. ребенка Астра Арка Осень Озеро Улей Уши Иглы Искры
1
2
3
Выделение начального ударного слога из слов в конце курса
№ Ф. И. ребенка Астра Арка Осень Озеро Улей Уши Иглы Искры
1
2
3
2. Выделение конечного согласного из слов в начале курса
№ Ф. И. ребенка Кот Суп Сом Мох Лимон Сок
1
2
3
Выделение конечного согласного в конце курса
№ Ф. И. ребенка Кот Суп Сом Мох Лимон Сок
1
2
3
3. Определение количества звуков в словах в начале курса
№ Ф. И. ребенка Суп Чтение слогов Чтение слов
1
2
3
Определение количества звуков в словах в конце курса
№ Ф. И. ребенка Суп Чтение слов Чтение слов
1
2
3
3 балла самостоятельно
2 балла частично
1 балл не выполняет
Список литературы:
1. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.
2. Голубина Т. Г. Чему научит клеточка. М. : «Мозаика-Синтез», 2001.
3. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М. : «Гном и Д», 2000.
4. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М. : «Гном и Д», 2000.
5. Колесникова Е. В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М. : «Гном-Пресс», 1995.
6. Т. Р. Кислова «По дороге к Азбуке» «Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению в школе» (Авторы Р. Н Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова) ООО «БАЛАСС, 1999, 2003,2000
7. Крупенчук О. И «Речевая карта обследования ребенка дошкольного возраста. ООО «Издательский Дом «Литера», 2021
8. Савичев В. Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.
9. Сказка о веселом язычке. М. : Издательский дом «Карапуз», 2002.
10. Н. Созонова,Е. Куцина,Н,Хрушкова «Фонетические рассказы и сказки» 1,2, 3 часть Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2018
11. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
12. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М. : «Гном и Д», 2000.