Ольга Кораблёва
Программа дополнительного образования «Сундучок сказок» по ознакомлению с художественной литературой детей средней группы
▼ Скачать +Заказ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Сундучок сказок»,
программа по ознакомлению с художественной литературой детей среднего дошкольного возраста.
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Публикация «Программа дополнительного образования „Сундучок сказок“ по ознакомлению с художественной литературой детей средней группы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Для изучения отобраны произведения, представляющие наиболее доступный для детей
дошкольного возраста жанр литературного творчества – сказку.
Основные разделы программы включают сказки, составляющие золотой фонд детской
литературы.
Направленность программы – речевое развитие.
Уровень программы – ознакомительный
Актуальность программы - Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития общества.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность
к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации.
У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
Возникает вопрос: как сформировать духовно-нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства?
1
Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольника является сказка.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения, накапливая тем самым, тот «багаж» знаний, который может пригодиться нам в течение всей жизни
Основная цель программы : Развитие речи детей среднего дошкольного возраста,
формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к сказке.
Новизна программы состоит в том, что в основе программы кружка лежит методика
О. А. Новиковской, заключающаяся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно.
Это значит - научить детей умению рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.
Педагогическая целесообразность Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, использовать русскую народную сказку еще с одной целью — учебно-развивающей.
Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки к обучению в школе.
2
Отличительной особенностью данной программы является то, что знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика.
Цель и задачи программы кружка является Развитие речи детей среднего возраста, формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к сказке
Цель программы – Задачи :
1. Повышение интереса к сказке через использование нетрадиционной методики работы со сказочным материалом.
2. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, уважения к книге как источнику культуры и информации.
3. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
4. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
5. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Данная ДООП опирается на общедидактические принципы образовательного процесса :
1. Принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
2. Принцип наглядности – основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
3
3. Принцип систематичности и последовательности предполагает,что усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
4. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
5. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
6. Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
7. Принцип поиска ассоциаций – это вопросы, с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
8. Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Программа предусматривает следующую организацию образовательного процесса : групповые занятия, продолжительность 20 минут в неделю.
Форма организации обучения: очная
Возраст: программа рассчитана на детей 4 – 5 лет.
Срок освоения: 1 год.
Объем программы и режим работы :
Срок реализации программы : общая продолжительность образовательного процесса, количество учебных часов
Год обучения Количество человек Возраст Режим занятий
2022-2023 год обучения не менее10 человек 4-5 лет 20 минут в неделю;
итого в год 10час. 40 мин.
Продолжительность непрерывной работы за компьютером не более 30 мин.
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– очная
– групповая (занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы –18 человек)
Режим занятий:
на 1-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут
Планируемые результаты реализации программы результаты освоения ДООП
«Сундучок сказок»
результате 1 года обучения обучающийся будет
Знать:
Детских писателей, их произведения.
Литературные жанры (сказки, виды сказок. Народный фольклор- потешки)
5
Уметь:
Слушать и воспринимать литературное произведение.
Рассказывать сказки, пересказывать сказки.
Участвовать в инсценировке произведений.
Правильно и по возможности четко произносить слова, с нужной интонацией.
Пользоваться основами сказочного языка.
В результате прохождения программного материала кружка у детей формируются основные духовно-нравственные качества
повышается интерес к сказке, формируется позиция активного читателя
уважительное отношение к книге
развивается память, внимание,
основные познавательные и речевые умения дошкольников.
Результативность изучения программы «Сундучок сказок» определяется:
Педагогическое тестирование конкурсы, викторины, инсценировка и показ спектакля по сказкам.
Предполагаемые результаты:
Получат знания о народных и литературных сказках.
Будут уметь слушать и воспринимать литературное произведение.
Рассказывать сказки, пересказывать сказки.
Участвовать в инсценировке произведений.
Правильно и по возможности четко произносить слова, с нужной интонацией.
Пользоваться основами сказочного языка
6
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
1 год обучения
№ п/п Дата Наименование разделов и тем Кол – во часов Формы контроля
Октябрь.
3 1 неделя Прослушивание сказки «Пузырь соломинка и лапоть» с показом сказки
Рассматривание иллюстраций,
Словарная работа. П /игра «Пузырь» 20 мин. Беседа по прочитанному
Д/игра
«Закончи фразу»
4 2 неделя Инсценировка сказки
«Пузырь, соломинка и лапоть»
20 мин. Инсценировка сказки.
Д/игра
«Запомни и повтори»
5 3 неделя Рассказывание сказки «Лиса и кувшин»
Словарная работа по сказке.
Рассматривание иллюстраций. 20 мин Беседа по прочитанному.
Д/игра «Где кувшин»
6 4 неделя Рассказываем и показываем сказку
«Кувшин и лиса» 20 мин Пересказ, с показом сказки.
Д/игра «Узнай по звуку»
П/игра «Сноп, колос»
Ноябрь.
7 1 неделя Прослушивание сказки «Мужик и медведь»
Рассматривание иллюстраций 20 мин Беседа по прочитанному
8 2 неделя Рассказываем сказку «Мужик и медведь» Д/игра «Вершки и корешки» П/игра «Съедобное – несъедобное» 20 мин. Совместный пересказ.
9 3 неделя Показываем сказку «Мужик и медведь»
Психогимнастика. 20 мин Инсценировка сказки
10 4 неделя Чтение и заучивание потешек 20 мин Опрос
Декабрь.
11 1 неделя Прослушиваем сказку «Заюшкина избушка»
Словарная работа. 20 мин. Опрос
12 2 неделя Пересказ сказки «Заюшкина избушка»
Загадывание загадок
П/ игра «Зайка серенький сидит» 20 мин. Совместный пересказ.
Д/игра «Изобрази героя сказки»
13 3 неделя Перчаточный театр по сказке
«Заюшкина избушка» 20 мин Инсценировка сказки
«Заюшкина избушка»
14 4 неделя Прослушиваем сказку «Заяц – хваста»
П/игра «Будь внимателен» Загадки. 20 мин. Опрос.
Д/ игра
«Подумай и ответь»
Январь.
15 2 неделя Рассказываем сказку «Заяц –хваста»
Д/игра «Скажи наоборот» 20 мин Совместный пересказ.
16 3 неделя Показываем сказку «Заяц – хваста»
Артикуляционная гимнастика. 20 мин. Инсценировка сказки.
17 4 неделя Чтение и заучивание потешек.
Словарная работа. 20 мин. Опрос.
Февраль.
18 1 неделя Прослушиваем сказку «Смоляной бычок» Словарная работа.
П/игра «Коровы и волк»
20 мин. Опрос.
Д/игра «Подумай и ответь»
19 2 неделя Рассказываем сказку «Смоляной бычок»
П/игра «Будь внимателен» 20 мин Совместный пересказ.
20 3 неделя Показываем сказку «Смоляной бычок»
Артикуляционная гимнастика. 20 мин. Инсценировка сказки.
21 4 неделя Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Д/ игра «Отгадай сказку
Д/ игра «Отгадай сказку» 20 мин.. Викторина
Ряжение.
Март.
22 1 неделя Знакомство с творчеством
К. И Чуковского. 20 мин. Беседа,
Рассматривание иллюстраций
23 2 неделя Чтение сказки «Телефон»
Словарная работа. 20 мин. Рассматривание иллюстраций.
Опрос по прочитанному
24 3 неделя Чтение сказки «Тараканище»
Словарная работа 20 мин. Рассматривание иллюстраций.
Опрос по прочитанному
25 4 неделя Чтение сказки «Айболит»
Упражнение (эмоции)
Словарная работа. 20 мин. Рассматривание иллюстраций.
Опрос по прочитанному
Апрель.
26 1 неделя Чтение сказки «Мойдодыр»
Словарная работа.
Заучивание отрывка. из сказки.
20 мин. Опрос по прочитанному.
Д/ игра «Подумай и ответь»
27 2 неделя Чтение сказки «Федорино горе»
Словарная работа
Заучивание отрывка из сказки. 20 мин.. Опрос по прочитанному.
Д/ игра «Подумай и ответь»
28 3 неделя Чтение сказки «Путаница»
Словарная работа
Инсценировка отрывка из сказки 20 мин. Опрос. Игровое упражнение «Кто как кричит»
29 4 неделя Д. /и «Угадай героя сказки по картинке». 20 мин. Викторина
Май
30 1 неделя Прослушиваем сказку «Муха – Цокотуха»
Словарная работа. 20 мин. Опрос
Д/ игра «Подумай и ответь»
31 2 неделя Заучиваем сказку по ролям
Игровое упражнение «Изобрази героя сказки» 20 мин. Опрос
32 3 неделя Инсценировка сказки 20 мин. Опрос
33 4 неделя Фото репортаж по страницам наших сказок
Спектакль по сказке «Муха –Цокотуха» 20 мин. Оформление фотовыставки.
Показ спектакля.
Итого 11 ч.
– промежуточный контроль (формы контрольных занятий в течение учебного года);
– итоговый контроль (формы контрольных занятий в конце учебного года).
Критерии оценки учебных результатов программы : …
Способы фиксации учебных результатов программы : …
Методы выявления результатов воспитания: …
Методы выявления результатов развития: …
Формы подведения итогов реализации программы : … (формы публичной презентации образовательных результатов программы).
10
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение
При реализации Программы используются методические пособия, дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, включая материалы доступные в МЭШ.
При проведении занятий используются:
• вербальные методы обучения: Чтение, объяснения, беседы;
• наглядные методы обучения: наглядные пособия, интерактивные учебные пособия, видеоматериалы;
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещению (ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса кружка «Сундучок сказок»
Требования к мебели: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14
Требования к оборудованию учебного процесса: СанПиН 2.4.4.3172-14
Требования к оснащению учебного процесса: СанПиН 2.4.4.3172-14
11
Список литературы
1. «Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова- М. : Мозаика синтез, 2008 г;
2. «Материал к занятиям по развитию речи» Т. И. Подрезова
М. : Айрис-пресс, 2007 г;
3. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5лет»
О. А. Новиковская Санкт – Петербург: «Паритет»,2010г.