Папки-передвижки

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей 3–4 лет»

Елена чащина
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка к образовательной программе.

2. Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

3. Перспективный план по сенсорному воспитанию с детьми 3 -4лет.

4. Мониторинг.

5. Приложение 1. Конспекты непосредственно – образовательной деятельности по сенсорному развитию для детей 3 -4 лет.

Публикация «Программа дополнительного образования „Сенсорное развитие детей 3–4 лет“» размещена в разделах

6. Приложение 2. Дидактические игры по сенсорному развитию для детей 3-4 лет.

7. Список литературы.

Пояснительная записка

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Перспективное планирование по играм-занятиям с дидактическим материалом для детей раннего возраста разработано в «В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой допущенной Министерством образования и науки РФ.

Необходимость написания перспективного планирования обусловлена созданием системы работы по развитию умственной деятельности детей, обогащению их сенсорного опыта, развитию мелкой моторики пальцев рук.

Цель:

Развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи и выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества); учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности; развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Методы:

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

групповая;

подгрупповая;

индивидуальная.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы :

В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познавательное развитие» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Перспективный план по сенсорному воспитанию с детьми 3 -4 лет

п/п месяц Тема занятия Цель занятия

1. СЕНТЯБРЬ «В гости к Мишке на день рожденье!» формирование полноценного восприятия окружающей действительности, закреплять знание цвета, формы и размера, развивать мелкую моторику рук, воображение. развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать отзывчивость, желание помочь, воспитывать культуру поведения при общении с младшими (кукла Мышка, Лисичка, Зайчик, Медвежонок).

2. ОКТЯБРЬ «Ёжики» Закрепление знания цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Развитие мелкой моторики рук.

3. НОЯБРЬ «Большой - маленький». Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов - большой и маленький. Побуждать детей к повторению слов, к показу больших и маленьких предметов.

4. ДЕКАБРЬ Интегрированное занятие «Зайка-попрыгайка» Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый. Закрепить представление о форме (круг и квадрат). Закреплять умение держать кисть тремя пальцами, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку. Развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус. Воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам.

5. ЯНВАРЬ «Кукла Маша» формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.

6. ФЕВРАЛЬ «Волшебный зонт» учить соотносить слова с предметами, воспроизводить закономерность по цвету, форме, размеру;пользоваться сравнением один-много, большой-маленький;развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память; закрепить знания основных цветов;обогатить словарь;

воспитывать умение взаимодействовать с другими детьми

7. МАРТ «Корзинки для Зайки и Мишки» учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с (предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства.

8. АПРЕЛЬ «Составные картинки» Учить действиям перцептивного моделирования (зрительному анализу и синтезу формы предмета, состоящего из нескольких частей). Развивать умение называть геометрические фигуры, их сравнивать, называть их цвет. Воспитывать желание помочь другому, сострадать.

9. МАЙ «Мы идём в лес» закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; закрепить понятия «большой», «маленький»;развивать мелкую моторику;

создать радостное настроение; воспитывать у детей радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

Мониторинг

освоения дополнительной программы

«Сенсорное развитие детей 3-4 лет»

Качественная оценка представляет собою анализ и подробное описание особенностей выполнения ребенком каждого задания. Выявленные особенности ответов детей учитываются при начислении баллов за каждое задание, т. е. получают свою количественную интерпретацию.

Задание №1 «Представление о количестве»

Определение количественного соотношения двух групп предметов, понимание смысла «больше», «меньше», «столько же».

Инструкция:

Рассмотри картинку и выполни задание: пересчитай котят, сколько котят изображено на картинке? Найди для каждого котёнка мисочку с молоком – на ней такой же бантик, как на шее у котёнка.

Оценка:

Высокий показатель – задание выполнил без ошибок, самостоятельно.

Средний показатель – задание выполнил с небольшим количеством ошибок, помощь взрослого принимает.

Низкий показатель – задание не выполнил. несмотря на значитель ную помощь взрослого.

Задание №2 «Сравни неравенства»

Определение группы предметов, использование в речи группы слов «больше – меньше»

Инструкция:

Посмотри, на картинке изображены две белочки. У них в корзинках орехи. Подумай и скажи, у какой белочки орехов больше, а у какой меньше.

Оценка:

Высокий показатель – задание выполнил без ошибок самостоятельно.

Средний показатель – задание выполнил с небольшим количеством ошибок, помощь взрослого принимает.

Низкий показатель – задание не выполнил, несмотря назначительную помощь взрослого.

Задание №3 «Подбери тарелочку»

Исследование уровня сформированности представлений о величине предметов.

Инструкция:

Подбери для каждого мышонка тарелочку с сыром по возрастающей. Проведи линию от мышонка к тарелочке, которая соот ветствует его росту.

Оценка:

Высокий показатель – задание выполнил без ошибок, самостоятельно; правильно располагает предметы по возрастающей.

Средний показатель – задание выполнил с небольшим количеством ошибок, допускает ошибки при обозначении величины каждого предмета

Низкий показатель – задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого.

Задание № 4 «Назови и покажи»

Выявление уровня сфомированности представлений о геометрических фигурах; умении называть и различать круг, квадрат, треугольник, предмета имеющие углы и округлую форму.

Инструкция:

Назови все геометрические фигуры, расположенные в нижней части листа. Найди на картинке предметы,которых есть эта форма.

Оценка:

Высокий показатель – задание выполнил без ошибок, самостоятельно; правильно находит соответствующие предметы.

Средний показатель – задание выполнил с небольшим количеством ошибок, помощь взрослого принимает.

Низкий показатель – задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого

Задание№ 5 «Найди, покажи и расскажи»

Исследование умения ребенка ориентироваться на листе бумаги, обозначать наречиями местоположение свое и предметов в пространстве (справа, слева. наверху, внизу).

Инструкция:

Мама - белка сидит в дупле. Она не видит, где её детки – бельчата. Посмотри внимательно на картинку и расскажи маме – белке, где её бельчата.

Оценка:

Высокий показатель – задание выполнил без ошибок, самостоятельно, правильно называет место положение каждого бельчонка, пользуется предлогами.

Средний показатель – задание выполнил с небольшим количеством ошибок, помощь взрослого принимает.

Низкий показатель – задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого.

Приложение 1.

Конспекты непосредственно – образовательной деятельности

по сенсорному развитию

для детей 3 – 4 лет

«В гости к Мишке на день рожденье!»

Цель: формирование полноценного восприятия окружающей действительности, закреплять знание цвета, формы и размера, развивать мелкую моторику рук, воображение. развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать отзывчивость, желание помочь, воспитывать культуру поведения при общении с младшими (кукла Мышка, Лисичка, Зайчик, Медвежонок).

Словарь: Наряд, нарядиться, подобрать, фасоль, горох, круглый.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему: «День рожденье!», беседы о праздниках. Рассматривание семян фасоли и гороха, игры на закрепление формы и цвета.

Оборудование: — Кукла Мышка, Кукла Лисичка, Кукла Зайчик, Кукла Мишка, Праздничная одежда (шляпки, галстук-бабочка, юбочки, воздушные шары (разной формы, (4 основных цвета, ленточки (4 основных цвета, шарфики с нашитыми пуговицами, для пристегивания украшений ( геометрических форм :круг, квадрат треугольник, мешочки с семенами фасоли, гороха. Сюрпризный момент: большой шарик, внутрь вложить конфетки.

Ход деятельности:

Раздается телефонный звонок, воспитатель поднимает трубку.

- Алло, здравствуйте! Кто говорит? — следует разговор, из разговора понятно, что звонит игрушка Мишка, приглашает ребят на свой День рожденья!

Ребята Миша пригласил нас на свой День рожденья! Скажите, что нам нужно для того чтобы пойти на День рожденья?

Ответы детей : (Нарядиться, взять подарки, шарики).

- Давайте ребята красиво нарядимся и отправимся к Мише, он нас уже ждет.

Раздать мальчикам шляпки, девочкам повязки на голову: синего, красного, желтого, зеленого, белого цвета.

- Расскажите, какого цвета у вас шляпки и повязки?

Мальчики предлагаю вам выбрать себе красивые галстуки- бабочки такого же цвета, как шляпки, а девочкам юбочки.

Дети выбирают под цвет шляпок и повязок галстуки и юбочки.

Молодцы ребята вы нарядно одеты, отправляемся в путь.

На пути нам встречается игрушка Зайка.

Ребята Зайчик знает, что Мишка любит наряжаться, он связал для Мишки шарфики и хочет их украсить красивыми формами.

-Назовите эти формы?

(Квадрат, треугольник, круг). Пристегивают формы к шарфику на пуговицы.

Замечательно, вы помогли Зайчику. Скажите, пожалуйста, что мы помогли сделать Зайчику?

(Подарки)

Ребята мы хорошо потрудились, помогли Зайчику, наши ручки очень умелые, а давайте поиграем в игру «Что умеют наши ручки»

Что делают ручки, когда мы встречаемся?

Что делают ручки, когда мы прощаемся?

А если оленя хотим показать?

А если как зайки хотим поскакать?

А воду ладошками как набирают?

А как покажите, на скрипке играют?

А в двери как будем ладошкой стучать?

А как показать, если надо молчать?

А как будем строго мы пальцем грозить?

Как можно ладошкой себя похвалить?

Молодцы! Веселая вышла, ребята, игра.

Давайте же скажем ладошкам «Ура!» (хлопают)

Давайте, возьмем эти подарки и Зайчика и поспешим дальше.

Следующей на пути встречается Мышка.

Ой, ребята кто это плачет?

(Мышка)

Ребята Мышка собрала семена фасоли и гороха, хотела подарить Мише, только нечаянно перепутала все мешочки теперь не знает, в каком мешочке фасоль, а в каком мешочке горох. Посмотрите, вот есть мешочки открытые здесь фасоль она большая, а в этом мешочке горох.

–Он какой?

(Маленький, круглый)

Давайте поможем Мышке, возьмите в руки по одному мешочку, пощупайте пальчиками мешочек и скажите: - Что внутри?

Дети определяют на ощупь, что находиться в мешочке, фасоль или горох.

Дети берут с собой мешочек с фасолью, мешочек с горохом, Мышку.

-Ребята мы с вами нарядились, подарки взяли, предлагаю вам взять еще с собой шарики.

Дети подходят к столу с шарами, выбирают себе по желанию шарик.

-Ребята, какие у вас красивые шары.

- А вы знаете, какие они цветом?

(красный, синий, зеленый, желтый, белый).

- А покажите у кого маленькие шарики?

-У кого большие шарики?

- У кого длинные шарики?

-Дети поднимают, показывают.

Ребята чтобы нам было удобно держать шарики, нужно к ним привязать веревочку.

Игра «Подберем ленточку под цвет шарика».

Вот, какие красивые ленточки мы подобрали к воздушным шарикам.

А вот уже и домик Миши. Постучали в домик.

Выходит Мишка. Дети приветствуют Мишу, дарят подарки, танцуют и поют песенку «Серенькая кошечка».

Мишка говорит, что приготовил для ребят сюрприз. Выносит, прокалывает шарик, из него высыпаются сюрпризные конфетки. Дети угощаются и прощаются с Мишкой.

«Ёжики»

Цель: Закрепление знания цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Развитие мелкой моторики рук. Обучение ориентированию в помещении.

Материал: Прищепки четырех цветов (красные, желтые, зеленые, синие). Они играют роль колючек. Ежики (плоскостные) тех же четырех цветов. Игрушка ежик несколько большего размера, чем ежики-малыши.

Предварительная работа: По группе в укромных местах расставлены игрушки — плоскостные ежики (по числу детей). На столах лежат цветные картонки, на каждой из них по четыре прищепки, того же цвета, что и картонка.

Ход деятельности:

Начинаем с пальчиковой гимнастики, сопровождаемой текстом:

Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?» (Упражнение проводится сначала одной рукой, затем— другой, потом обеими руками).

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел еж. (Показывает детям игрушку — ежа, дети его трогают, здороваются с ним.) Ежик, а почему ты такой грустный?

Еж: Я шел к вам в гости со своими друзьями, а они по дороге потерялись.

Воспитатель: Ребята, поможем ежику найти его друзей?

(Дети ищут по группе ежей, о, найдя их, приносят воспитателю. Тот рассматривает вместе с ними ежат. Выясняет, какого они цвета).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у ежат колючек нет! Ежик, а где же их колючки?

Еж: Они их дома забыли.

Воспитатель: Поможем ежатам вернуть иголочки на спину? Но для этого нужно найти домик такого же цвета, как и ежонок. Посмотрите на столы — там лежат картонки разного цвета — это домики наших ежат. Саша, у тебя ежик какого цвета? (Ребенок отвечает.) Значит, иди к столу и ищи домик такого же цвета. (Воспитатель выясняет, какого цвета у ребят ежики, и предлагает каждому найти домик такого же цвета.)

Воспитатель: Посмотрите, в каждом домике лежат потерянные иголки, давайте их прикрепим к каждому из ежат.

Дети выполняют задание, а воспитатель помогает сам или просит уже выполнивших задание помочь остальным.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ежик, а тебе понравилось?

Еж: Да!

Воспитатель: А теперь давайте отнесем наших ежиков на коврик и станцуем для них.

В конце занятия дети исполняют любой известный им танец под веселую,

ритмичную музыку.

«Большой - маленький».

Цель: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов - большой и маленький. Побуждать детей к повторению слов, к показу больших и маленьких предметов.

Оборудование: стол, 2 игрушки- собачки, отличающиеся величиной; 2 домика, 2 бантика, 2 мяча, 2 тарелки, 2 «косточки» - соответствующие собачкам по величине; мыльные пузыри.

Ход деятельности:

1. Вступительная часть.

-Ребята, кто это громко лает? Гав-гав. Да, правильно это лает большая собачка, она прибежала к нам в гости.

-А это кто так тихо лает? Гав-гав. Да, это тоже собачка, но маленькая.

-Они прибежали к нам. Покажите мне большую собачку. Покажите мне маленькую собачку. (дети показывают).

2. Основная часть.

-Ребята, посмотрите, тут стоят домики. В них живут собачки. Это какой домик? (большой). А этот? (маленький).

-Это собака какая? (большая). Она будет жить в каком домике? Покажите. (в большом).

-А это собачка какая? (маленькая). Она будет жить в каком домике? Покажите. (в маленьком).

-А давайте, собачкам подарим бантики. Вот у нас бантики большой и маленький. Это какой бантик? А этот какой? (ответы детей).

-Большой бантик какой собачке подарим? (большой).

-А маленький бантик какой собачке подарим? (маленькой); (дети могут показать).

-Посмотрите, какие нарядные у нас стали собачки.

-Большая и маленькая собачки играли с мячами и потеряли их, а я их нашла, вот они.

(показываю большой и маленький мячи).

-Это большой и маленький мячи. Покажите мне большой мяч. Покажите мне маленький мяч.

-Большой мяч какой собачке отдадим? (дети показывают на большую собачку).

-А маленький мяч какой отдадим? (показывают на маленькую).

Физкультминутка.

-А теперь, ребята, встаньте возле стульчиков. Давайте попрыгаем как собачки и полаем.

-Собачкам понравилось как вы прыгали. Садитесь. Наши собачки- большая и маленькая захотели есть. Давайте покормим их.

-Я сейчас поставлю большую и маленькую тарелки. Это какая тарелка? (большая). А эта? (маленькая).

-Большую тарелку поставим какой собачке? Покажите. (показывают на большую собачку).

-Маленькую тарелку поставим какой собачке? Покажите. (показывают на маленькую).

-Угостим их косточками. Это большая и маленькая косточки. Это какая косточка? (большая). Какой собачке мы дадим большую косточку? Покажите.

-А это какая? (маленькая).Какой собачке дадим маленькую косточку? Покажите.

-Молодцы.

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

-Вот мы и покормили большую и маленькую собачку. Они живут в большом и маленьком домике, играют с большим и маленьким мячами, едят большую и маленькую косточку из большой и маленькой тарелки, подарили им большой и маленький бантики. Они принесли вам мыльные пузыри. Пусть собачки посмотрят, как мы с вами будем ловить мыльные пузыри. Покажите мне большие и маленькие пузыри. Молодцы!

Интегрированное занятие «Зайка-попрыгайка»

(сенсорное развитие, изодеятельность)

Цель: Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый. Закрепить представление о форме (круг и квадрат). Закреплять умение держать кисть тремя пальцами, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку. Развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус. Воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам.

Ход деятельности:

Воспитатель сообщает детям, что к ним придет гость. Загадывает загадку: Комочек пуха, длинное ухо,

прыгает ловко, любит морковку. (Зайчик)

Входит зайчик. Дети здороваются с ним.

Воспитатель: Кто знает стихотворение о зайчике?

Воспитатель вызывает детей предлагает погладить зайчика и рассказать стих. Воспитатель следит за четкостью произношения слов.

В: Зайчик хочет с вами поиграть. Ой, да он весь мокрый! Помогите зайчику, оботрите его платочками. (Дети обтирают зайчика, жалеют его). Воспитатель обращает внимание на то, что платочки стали мокрыми. Предлагает повесить их на веревку, что бы они высохли. Уточняет, что прищепить платочки нужно прищепками одинаковым цветом с платочком. Синие прищепки на синий платочек, красные прищепки на красный платочек и т. д. (дети вешают платочки, а воспитатель уточняет, каким цветом нужно брать прищепки).

В: Спасибо ребятки, теперь платочки быстро высохнут. А мы пока поиграем с зайчиком. Приводиться игра «Зайки».

Зайки милые сидят (присели)

Ушки длинные торчат. (показывают руками ушки)

Вот наши ушки, вот наши ушки.

Ушки на макушке.

Вот бежит лисичка (бег на месте)

Хитрая сестричка,

Прячьтесь, прячьтесь зайки, (присели)

Зайки –попрыгайки.

По лесной полянке,

Разбежались зайки (прыжки на месте)

Вот такие зайки,

Зайки – попрыгайки.

В: Зайке так понравилось у малышей в гостях, что он даже позвал в гости своих друзей – маленьких зайчиков (воспитатель раскладывает перед детьми зайчиков разного цвета и предлагает каждому ребенку взять по одному зайчику).

В: Дети какого цвета у вас зайчик? (дети называют)

В: где-то близко ходит хитрая лиса. Она хочет поймать зайчиков. Давайте мы их спрячем на полянке (показывает на разноцветные листы картона).

В: посмотрите, на какой полянке лиса не заметит красного зайку? На красной или на зеленой? Значит нам нужно спрятать зайчика на полянке такого же цвета, как зайчик. (дети прячут зайчиков, а воспитатель с игрушкой лисой ищет)

В: Вот как хорошо вы спрятали зайчиков, что лиса их не нашла. А если зайчики убегут в лес, то лиса их вовсе не поймает. Мы нарисуем как зайчики убежали в лес и оставили только следы.

Дети садятся за столы и рисуют следы – штрихи. Воспитатель следит за осанкой, умением правильно держать кисть. Педагог вместе с игрушкой –лисой смотрит работы детей, хвалит их).

В: Дети, нас зайчик зовет к себе. Пока мы рисовали он принес угощенье для вас. Угощайтесь, пожалуйста и лисичку угостите. Что бы она была добрая. Что надо сказать зайчику? (Дети благодарят зайчика, прощаются.)

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей 3–4 лет»
Опубликовано: 21 декабря 2020 в 21:08
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей 3–4 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Елена чащина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД