Оксана Савина
Программа дополнительного образования по экспериментально-исследовательской деятельности «Школа юного волшебника»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Основные характеристики программы
1. 1 Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
Основной источник развития личности – потребность в познании. Формой выражения этой внутренней потребности является познавательный интерес.
Публикация «Программа дополнительного образования по экспериментально-исследовательской деятельности „Школа юного волшебника“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Наряду с игрой, экспериментирование можно считать ведущей деятельностью дошкольника. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования», (Н. Н. Поддъяков, 1997г.).
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа юного волшебника» реализует интеграцию образовательных областей и определяет организацию опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 5-7 лет. Работа по экспериментированию проводится в рамках дополнительного образования.
Программа рассчитана на период с октября по апрель. Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. «Закон об образовании РФ» (Принят 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам";
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
4. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13)
При разработке программы использованы следующие методические
рекомендации:
1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих Программ (включая разноуровневые программы)
(разработанные Министерством образования и науки России совместно
с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»,
ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО
«Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 No 09- 3242);
2. Методические рекомендации по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. NoАК-2563/05).
Данная программа имеет естественнонаучную направленность. Программа направлена на развитие познавательного интереса на основе опытно-экспериментальной деятельности и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности по опытно-экспериментальной деятельности «Школа юного волшебника» составлена на основе методических пособий Дыбиной О. В., Щетининой В. В. «Ребенок в мире поиска» и цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности в практике используется недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности. Данная программа позволяет устранить эту проблему.
Значимость.
Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психологическими возможностями. Их отношение с взрослыми, сверстниками и с окружающим миром в целом становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большой активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в формулировке задач, прогнозировании результата. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Поэтому, возраст от 5 до 7 лет является наиболее оптимальным периодом для развития творческой активности и самостоятельности в процессе детского исследования.
Новизна данной образовательной программы заключается в уникальности структуры занятия и технологии преподавания, а также в использовании инновационного оборудования - цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии".
Структура разработана таким образом, чтобы постоянно удерживать интерес ребенка к изучаемому предмету. Занятие разбито на блоки длительностью 3-4 минуты. Каждый блок это новый вид деятельности, предлагаемый ребенку для изучения предмета. За одно занятие дети успевают индивидуально поработать с педагогом, пообщаться со сверстниками, решить задачки на доске с помощью ИКТ, поиграть в ролевые и подвижные игры, провести собственные опыты и эксперименты, связанные с темой занятия. Очень важным элементом занятия являются публичные выступления детей, которые записываются на видеокамеру, тут же транслируются с доски и после этого обсуждаются детьми и педагогом.
Активно проживая каждый момент занятия, ребенок имеет возможность глубоко вникнуть в суть происходящего и максимально эффективно усвоить новые знания.
Теоретической базой программы являются исследования Н. Н. Подъякова и теория Г. Гарднера
А. Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.
Теория множественности интеллектов разработана в 1983 году американским психологом Говардом Гарднером. Она проверена и подтверждена многими исследовательскими институтами и особенно педагогами-практиками, непосредственно работающими с детьми каждый день на протяжении многих лет.
Основная цель обучения по теории Гарднера - дать ребенку возможность познавать мир, изучать предметы и явления тем способом, который ему наиболее близок, удобен. В таком методе познания ребенок должен чувствовать себя комфортно. Один материал должен подаваться на занятиях различными способами, чтобы задействовать максимальное количество типов интеллекта.
Работа «Школы юного волшебника» выстраивается так, чтобы ребенок эффективно применял и успешно запоминал лишь те сведения, которые он получит в результате самостоятельного, непосредственного исследовательского поиска, опыта. Это позволит дошкольнику научиться находить и обрабатывать материал, формировать умения сравнивать, анализировать и систематизировать полученную информацию, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства.
Адресат: программа предназначена для детей старшего дошкольного
возраста, проявляющих интерес к естественным наукам.
Объём программы – 58 часов.
Форма обучения – очная
Возраст детей – 5-7 лет
Уровень программы – базовый
Особенности организации образовательного процесса :
Форма организации образовательного процесса - традиционная;
Организационная форма обучения - групповая; разновозрастная;
Режим занятий – 1 раз в неделю для каждого возраста;
Продолжительность занятия: 40 минут.
Численный состав объединения – 8-12 детей
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы - способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи программы :
Образовательные
расширить представления детей об окружающем мире, физических явлениях, свойствах неживой и живой природы;
научить детей проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения;
учить анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности;
способствовать освоению учащимися новых слов, расширение словаря (физические понятия, термины);
сформировать опыт соблюдения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов;
Развивающие
способствовать желанию доводить начатое дело до конца, планировать свою работу;
развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать
выводы;
стимулировать активность детей при решении проблемной ситуации;
Воспитательные
формировать позитивное отношение к обучению - умение и желание
трудиться;
совершенствовать коммуникативные навыки при работе в паре, коллективе.
1.3 Учебный план
Все занятия программы «Школа юного волшебника» условно поделены на блоки – «Мир вокруг нас», «Удивительные вещи», «Свойства веществ», «Веселья час.». Такое деление обусловлено целями программы, возможностями детей дошкольного возраста и материальной базой учреждения.
Учебный план обучения детей 5-6 г. ж.
(модуль 1)
№ Тема, раздел Кол-во часов Форма аттестации, контроля
1 Знакомство 2 Опрос, наблюдение
2 Мир вокруг нас 7 Опрос, наблюдение
3 Удивительные вещи 5 Опрос, наблюдение
4 Веселья час. 1 Опрос, наблюдение
5 Свойства веществ 13 Опрос, наблюдение
6 Итоговое занятие 1 Опрос, наблюдение
Всего: 29
Учебный план обучения детей 6-7 г. ж.
(модуль 2)
№ Тема, раздел Кол-во часов Форма аттестации, контроля
1 Открытия и изобретения 2 Опрос, наблюдение
2 Удивительные вещи 2 Опрос, наблюдение
3 Веселья час. 2 Опрос, наблюдение
4 Свойства веществ 22 Опрос, наблюдение
5 Итоговое занятие 1 Опрос, наблюдение
Всего: 29
На занятиях используется структура деятельности, создающая условия для решения поставленных задач.
Основные дидактические принципы программы :
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
индивидуализация дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
путь «от простого к сложному».
Календарно-тематическое планирование для детей 5-6 г. ж.
(модуль 1)
№ Месяц, неделя Кол-во учебных часов Тема занятия
Раздел "Знакомство" - 2 часа
Октябрь, 1 неделя
1 Кто такие ученые?
Октябрь, 2 неделя
1 Приборы - помощники
Раздел "Мир вокруг нас" - 7 часов
Октябрь, 3 неделя
1 Такие разные камни
Октябрь, 4 неделя
1 Удивительные камни
Ноябрь, 1 неделя
1 Песочная страна
Ноябрь, 2 неделя
1 Приключения песчинки
Ноябрь, 3 неделя
1 Из чего состоит земля?
Ноябрь, 4 неделя
1 Вода (свойства)
Декабрь, 1 неделя
1 Воздух - невидимка
Раздел "Удивительные вещи" - 3 часа
Декабрь, 2 неделя
1 Пластмасса (свойства, применение)
Декабрь, 3 неделя
1 Кристаллы
Декабрь, 4 неделя
1 Стекло
Раздел "Веселья час. " - 1 час
Декабрь, 5 неделя
1 Время волшебства
Раздел "Удивительные вещи" - 2 часа
Январь, 2 неделя
1 Зеркало
Январь, 3 неделя
1 Свет и отражение
Раздел "Свойства веществ" - 13 часов
Январь, 4 неделя
1 Где работает вода
Февраль, 1 неделя
1 Вода (растворимость веществ)
Февраль, 2 неделя
1 Как работает воздух?
Февраль, 3 неделя
1 Знакомство с магнитом
Февраль, 4 неделя
1 Магнетизм
Март, 1 неделя
1 Электричество
Март, 2 неделя
1 Статическое электричество
Март, 3-4 неделя
2 Температура
Апрель, 1 неделя
2 Пульс
Апрель, 2-3 неделя
2 Бумага
Итоговое занятие - 1 час
Апрель, 4 неделя
1 Мы - изобретатели!
Календарно-тематическое планирование для детей 6-7 г. ж.
(модуль 2)
№ Месяц, неделя Кол-во учебных часов Тема занятия
Раздел "Знакомство" - 2 часа
Октябрь, 1-2 неделя
2 Открытия и изобретения
Раздел "Свойства веществ" - 10 часов
Октябрь, 3 неделя
1 Путешествие капельки
Октябрь, 4 неделя
1 Где и как работает вода?
Ноябрь, 1 неделя
1 Вода. Плотность веществ
Ноябрь, 2 неделя
1 Есть ли сила у воздуха?
Ноябрь, 3 неделя
1 Реактивный двигатель
Ноябрь, 4 неделя
1 Огонь, вода и. воздух
Декабрь, 1 неделя
1 Сила
Декабрь, 2 неделя
1Сила тяжести. Ускорение
Декабрь, 3 неделя
1 Самый большой магнит
Декабрь, 4 неделя
1 Магнитное поле
Раздел "Веселья час. " - 2 часа
Декабрь, 5 неделя
1 Время волшебства
Январь, 2 неделя
1 Дети - изобретатели
Раздел "Удивительные вещи" - 2 часа
Январь, 3 неделя
1 Технологии в доме
Январь, 4 неделя
1 Электричество
Раздел "Свойства веществ" - 12 часов
Февраль, 1 неделя
1 Статическое электричество
Февраль, 2 неделя
1 Что такое звук?
Февраль, 3 неделя
1 Откуда берется звук?
Февраль, 4 неделя
1 Путешествие звука
Март, 1-2 неделя
2 Свет
Март, 3-4 неделя
2 Радуга
Март, 5 неделя
1 Кислотность
Апрель, 1-3 неделя
3 Бумага, свойства, изготовление
Итоговое занятие - 1 час
Апрель, 4 неделя 1 Мы - изобретатели!
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Дополнительная образовательная программа «Школа юного волшебника» – это четкий, спланированный системный подход в образовании дошкольников, что, в свою очередь, гарантирует заведомо прогнозируемый результат.
Организация занятия по такой схеме позволяет гарантировано сформировать и развить в ребенке основные личностные качества и навыки, такие как:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
уверенность;
чувство собственного достоинства;
умение концентрироваться на поставленной задаче;
умение учиться;
позитивное мышление;
целеустремленность;
творческий подход к решению любой поставленной задачи;
умение общаться как со сверстниками, так и с преподавателями;
умение работать с любой информацией;
лидерские качества;
умение работать в команде;
ответственность;
умение говорить полными предложениями, полностью выражая свою идею;
любовь к обучению;
умение слушать, слышать и многое другое.
Формы подведения итогов
педагогическое наблюдение;
анкетирование родителей;
родительское собрание;
открытый показ НОД;
круглый стол;
фиксирование результатов опытов.
1.5 Информационно-методическое обеспечение реализации программы
Методы организации образовательного процесса :
эвристические беседы;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
опыты;
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
использование художественного слова;
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
трудовые поручения, действия.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методические приемы обучения:
информационно-познавательный (беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные, и др).
игровой (создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.).
наглядный (иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.)
практический (выполнение практических действий детьми)
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Материально-технические условия реализации Программы соответствует :
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.
Освоение программы детьми происходит в индивидуальном темпе ( исходя из принципа минимакса: материал даётся по возможному максимуму, а требования по усвоению предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения).
Партнерская форма непосредственно-образовательной деятельности предполагает определенную организацию пространства деятельности : максимальное приближение к ситуации круглого стола, приглашающего к равному участию в работе, обсуждения, исследовании.
При конструировании образовательного процесса использованы положительные стороны комплексно-тематической и предметно - средовой моделей построения образовательного процесса : ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Диагностика уровня знаний и умений по опытно-экспериментальной деятельности
Диагностику необходимо проводить два раза в год: в начале и в конце
учебного года. Данные каждого ребенка заносятся в протокол обследования и
учитываются в процессе работы.
Оценка исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в специально созданных проблемных ситуациях осуществляется по следующему комплексному показателю:
интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы;
самостоятельность, инициативность в поисковых действиях;
способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества);
результативность (результат адекватной цели, частичный результат, отсутствие результата);
настойчивость, вариативность исследовательского поиска;
эмоционально-положительное отношение к экспериментированию.
В результате педагогической диагностики выделяются уровни развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования :
1. уровень (высокий). Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская деятельность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам ее решения. Их поисковая
деятельность разворачивается как практические, пробующие действия, направленные на выявление новых свойств объекта. Дошкольники проявляют настойчивость, получают адекватный результат, выражают эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование.
2. уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают по исковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат. У дошкольников отсутствуют нацеленность на результат и попытки предварительного планирования действий. Они понимают, что не могут решить задачу до конца, и выражают досаду.
3. уровень (ниже среднего). Дети принимают задачу, проявляют интерес к проблемным ситуациям, но совершают непоследовательные, хаотичные пробы, обращаются за помощью к педагогу и пошагово продвигаются к разрешению проблемы. Без последовательной помощи воспитателя дети самостоятельно не достигают результата.
4. уровень (низкий). Дети включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действий, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную ситуацию в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Результаты диагностики позволят грамотно использовать
индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей.