Людмила Пашкова
Программа дополнительного образования по экологии «Юный эколог» во второй младшей группе
СОДЕРЖАНИЕ
1. Титульный лист
2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы…. 3
2.1 Пояснительная записка (общая характеристика программы…3
2.2 Цель и задачи программы….6
2.3 Содержание программы (тематический план…7
2.4 Планируемые результаты…10
3. Комплекс организационно-педагогических условий…. 11
3.1Перспективный план…. 11
3.2. Календарно-учебный график…. 26
3.3. Условия реализации….27
3.4. Методическое обеспечение…. 28
4. Список литературы (для педагога, детей…30
Публикация «Программа дополнительного образования по экологии „Юный эколог“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5. Приложение (взаимодействие с родителями…. 32
2. Комплекс основных характеристик Программы
2.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Юные экологи» (далее - Программа) составлена:
1. В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11.12.2006г. №06-1844);
3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196.
В данной программе закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Программно-методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки рабочей программы кружка являются Федеральные государственные образовательные стандарты, основная образовательная программа МБДОУ №80 «Солнечный» и парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный экологи» 3-4 года.
Программа рассчитана на один год и предназначена для работы с
детьми в младшей группе дошкольного учреждения.
Программа отражает образовательные потребности воспитанников и их
родителей (законных представителей) и направлена на приобретение дошкольниками опыта в области экологии, применение полученных знаний в повседневной жизни.
Отличительной особенностью данной Программы является то, что занятия адаптированы к специфике и особенностям проведении в конкретной дошкольной образовательной организации.
Направленность программы : предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – познавательно –исследовательской деятельности, по форме организации – групповой.
Актуальность данной программы : Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
на современном этапе особенно остро стоит проблема овладения бережного отношения к природе.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда будут находиться на улице,дома,в школе.
Новизна: предлагаемая программа – адаптация уже имеющихся в педагогической практике материалов к условиям детского сада и направлена на создание базы для изучения экологического воспитания детей в возрасте с 3 до 4 лет. В этом состоит новизна программы «Юный экологи».
Педагогическая целесообразность программы состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявление и развитие знаний об окружающей среде.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы во второй младшей группе (3-4 лет).
Сроки реализации программы :— 1 год в форме очного обучения.
Продолжительность обучающих занятий — 36 недель в год.
Общее количество — 36 занятий.
Занятия проводятся из расчёта 1 раз в неделю. Рекомендуемая продолжительность занятия 15минут.
Формы и режим занятий: содержание программы ориентированно на группу детей 10-11 человек. Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к развитию детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.
Программа ориентирована на учебное пособие С. Н. Николаева «Юный эколог» для детей 3-4 лет
Форма обучения – познавательно –исследовательская деятельность,игровые задания, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, дидактические игры. На занятиях, предполагается использовать игрушки, предметные и сюжетные картинки по темам, атрибуты для эксперементальной деятельности, а также предполагается проводить подвижные игры, рисовать, и обыгрывать различные ситуации. Все это в комплексе позволит успешно проводить занятия на раннем этапе обучения, максимально использовать способности детей дошкольного возраста.
2.2 Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Задачи:
Обучающие: расширять и обобщать знания детей о природе, животных, растениях, о том, как человек должен вести себя на природе.
Изучать правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе.
Развивающие: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, развивать способность делать предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи. Развивать интерес к опытно - эксперементальной деятельности
Развивать эмоциональное отношение детей к солнцу. Красота закатов и восходов солнца, радуги, умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду.
Воспитательные:
Воспитывать:
- экологическую культуру ребёнка (беречь деревья, траву, животных. Не мусорить на природе и т. д.).
-бережное отношение к окружающему миру.
- навыки безопасного для здоровья поведения во время отдыха.
-бережное отношения к растениям и животным.
2.3 Содержание программы
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема Неделя
1 «Растут ли цветы
на нашем участке?» 1
2 «Знакомство с корнеплодами» 1
3 «Наблюдение «За
погодными явлениями» 1
4 «Знакомство с помидором, огурцом и капустой» 1
5 Наблюдение «Осень» 1
6 «Рыбка живая – она сама плавает» 1
7 Наблюдения
«Деревья» 1
8 Наблюдения «За
погодными
явлениями» 1
9 «Знакомство с куриным семейством» 1
10 «Природные явления» 1
11 «Знакомство с фруктами» 1
12 «Как узнать ель?» 1
13 «Знакомство с коровой и теленком» 1
14 «Что есть у ели?» 1
15 «Знакомство с козой и козленком» 1
16 «Кто прилетает на кормушку?» 1
17 «Какие воробьи? Какие вороны?» 1
18 «Заяц и волк – лесные жители» 1
19 «Обитатели леса» 1
20 «Как снег становиться водой» 1
21 «Что и как ест птица?» 1
22 «Посадка репчатого лука» 1
23 «Как птица пьет воду и купается?» 1
24 «Вода холодная и горячая» 1
25 «Айболит проверяет здоровье детей» 1
26 «Знакомство с комнатными растениями» 1
27 «Знакомство с лошадью и жеребенком» 1
28 «Времена года» 1
29 «Знакомимся с одуванчиками» 1
30 «Кошка и собака» 1
31 «Сравнение листьев мать-и-мачехи и одуванчика» 1
32 «Собаки, кошки, мышки» 1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В процессе образовательной деятельности по экологическому воспитанию одновременно решаются задачи других образовательных областей, например, образовательной области «речевое развитие». Знакомство детей с миром природы осуществляется в ходе наблюдений, рассматривания иллюстраций, просмотра видеофильмов. Все эти формы работы способствуют интенсивному расширению словарного запаса детей, развитию связной речи. Рассматривая картинки с изображением животных, растений, дети учатся понимать вопросы и отвечать на них, упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм.
В процессе работы по программе одновременно решаются задачи образовательной области «социально-коммуникативное развитие» : воспитание моральных и нравственных качеств; знакомство с правилами поведения на природе, привлечение детей к посильному труду и природе и т. п.
Программа успешно интегрируется с образовательной областью «художественно-эстетическое развитие». Наблюдение объектов природы побуждают детей к художественно-творческой деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Эмоциональному восприятию мира природы способствуют музыкальные произведения.
Программа имеет непосредственную связь с образовательной областью «физическое развитие» : обогащённая природная среда в помещении и на участке детского сада способствует укреплению здоровья детей.
2.4. Планируемые результаты
• Знать и называть некоторых домашних животных.
• Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
• Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
• Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.)
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Перспективный план.
3.2. Календарный график
1 Режим работы кружка 1 раз в неделю
2 Дата начала:
Дата окончания: 02.10.2020
31.05.2021
3 Количество недель 32
4 Продолжительность каникул 01.01.2021-08.01.2021- новогодние праздники
3.3. Условия реализации Программы
• кружок «Юные экологи» проводятся в группе (столы, стулья, магнитная доска, общее освещение, оснащенном современными техническими средствами обучения (мультимедийное оборудование, компакт-диски с обучающими программами)
•практические занятия проводятся в группе и на улице с использованием необходимого оборудования (лейки, савочки,ведерки, грабли, емкости для воды,песка, бутылочки и т д.
Развивающая среда опирается на принципы:
*Индивидуальность
*Доступность
*Преемственность
*Результативность
*Информированность
* Системность
3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.
На территории ДОУ созданы зоны для наблюдений за растениями и трудовой деятельности (клумба группы, деревья). Также на прогулочном участке группы дети проводят эксперименты с песком и водой. В приемной группы создан зеленый уголок, в котором дети наблюдают за развитием растений, а также под присмотром воспитателей осуществляют уход за ними. В игровом помещении группы оформлен календарь природы, наполнение которого меняется в соответствии с временем года.
Методы и приемы:
• Словесные методы: рассказ, беседа, рассматривание книг с цветными иллюстрациями.
• Наглядные методы: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.
• Практические методы: познавательно- исследовательская деятельность в группе и на участке группы.
• практические занятия
• беседы
• дидактические, малоподвижные, подвижные игры.
Организация работы в группе :
. В процессе занятия дети сидят или стоят полукругом или кругом, как можно
ближе к педагогу, что помогает им хорошо видеть и слышать педагога и создает
теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять вид
деятельности.
Содержание занятия :
Каждое занятие курса имеет свою структуру. Начинается с организационного
момента, которое поднимает детям настроение. В основной части занятия
проводиться игры, читаются стихотворения, потешки,. В конце занятия ребята
подводят итог. Для работы в кружке используется магнитофон и диски с
записями стихов и песен, сказок, потешек, скороговорок.
Примерный план:
а) игровые ситуации;
б) беседы по теме;
в) дидактические игры;
г) физкультминутка;
д) разучивание стихотворения;
е) подведение итогов;
4. Список литературы
для педагогов
1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е. А. Алябьева. - M. : Сфера, 2012. - 128 c.
2. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 176
6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 456 c.
7. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Средняя группа. Часть 1 / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2009. - 411 c.
9. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Средний дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 231 c.
12. Времена года. Дидактический материал в картинках. - М. : Школьная Пресса, 2008. - 890 c.
13. Григорьева, О. А. Весна. Лето. Демонстрационный материал / О. А. Григорьева, Л. Б. Фесюкова. - М. : Ранок, Сфера, 2007. - 269 c.
14. Журавлева, Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром / Л. С. Журавлева. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 471 c.
15. Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А. Т. Зверев. - М. : Оникс, 2015. - 782 c.
16. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. - M. : Сфера, 2010. - 240 c.
17. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 c.
18. Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова. - Л. : Просвещение, 2010. - 110 c.
21. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.
22. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет / С. Н. Николаева. - М. : "МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2010. - 152 c.
23. Николаева, Светлана Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников / Светлана Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 569 c.
26. Тамбиев, А. Х. Кто где живет? Книга 4. Кто на болоте живет? / А. Х. Тамбиев. - М. : Дрофа, 2007. - 341 c.
27. Фесюкова, Л. Б. Уроки экологии / Л. Б. Фесюкова. - М. : Ранок, 2010. - 551 c.
Список литературы
для детей и родителей
Экологические стихи для дошкольников
1. Я. Аким. «Наша планета»
2. С. Михалков. «Прогулка»
3. А. Усачев. «Мусорная фантазия»
4. С. Михалков. «Будь человеком»
5. Г. Ладонщиков. «Дельный совет»
6. В. Орлов. «Что нельзя купить»
7. С. Михалков. «Случай на зимовке»
8. С. Михалков. «Зяблик»
Сказки на экологическую тему для дошкольников
1. В. Бианки. «Анюткина утка»
2. К. Ушинский. «Весна»
3. М. Пришвин. «Лесной доктор»
4. В. Чаплина. «Крылатый будильник»
5. С. Сахарнов. «Морские сказки»
6. М. Пришвин. «Золотой луг»
7. К. Паустовский. «Собрание чудес»
ПРИЛОЖЕНИЕ