Косинкина Татьяна
Программа дополнительного образования по обучению раннему чтению «Читайка» для детей 5–7 лет
Программа дополнительного образования
«Читайка»
для детей 5-7 лет
Пояснительная записка
Данная программа по обучению чтению предназначена для работы с детьми с 5-ти лет.
Публикация «Программа дополнительного образования по обучению раннему чтению „Читайка“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Особенностью программы является поэтапное обучение детей чтению по ступенькам лесенки – читайки. Эта методика проста, логична, не содержит сложных терминов, не принуждает ребенка к осмыслению каких-либо способов действия.
Игра – основное занятие детей, их ежедневная работа, жизненно важная для здоровья и развития. В программе подобраны занимательные игровые ситуации, упражнения тренинговые задания, которые используются в путешествии ребенка по ступенькам лесенки – читайки. Занимаясь по ступенькам чтения, ребенок обучается в индивидуальном темпе, что предлагает учет особенностей развития каждого ребенка, а также его настроения и желания.
Лесенка – читайка имеет десять ступеней. Они отличаются друг от друга степенью трудности прочтения слов, а именно: от узнавания, называния букв до чтения слов без ограничения возможных трудностей.
Задачи.
1. Познакомить детей с буквами.
2. Познакомить детей с понятием «звук», «слово».
3. Дать знания о способе чтения.
4. Формировать устную речь детей.
Предполагаемый результат.
В течение учебного года дети должны овладеть определенными навыками и умениями:
- знание букв и звуков;
- умение определять место звука в слове;
- овладение способом чтения (слияние букв М, А = МА).
Структура занятия.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Работа с азбукой большого и малого формата.
3. Физминутка.
4. Игры, тренинги, упражнения.
5. Индивидуальная работа.
Формы работы.
Игровые занятия, утренники, вечер развлечений.
Работа с детьми.
Диагностика детей осуществляется в начале учебного года (2 занятия, в конце учебного года (2 занятия). Индивидуальная работа еженедельно в течение года
Работа с кадрами.
1. Консультации для воспитателей «Книжный уголок в группе» (октябрь).
2. Семинар «Использование пословиц и поговорок для развития речи детей» (январь).
3. Консультация «Составление описательного рассказа по картине на занятиях по развитию речи» (методика Н. П. Валюмс, И. Н Мурашковска «Картинки без запинки») (март).
Развивающая среда в группе.
Разрезная азбука;
Д/и «Зазеркалье», цель – узнавать буквы в зеркальном отражении и правильно пропечатать их.
Слоговая азбука;
Д/и «Изографы», цель – закреплять умение правильно называть буквы.
Д/и «Полубуква», цель – закреплять умение писать буквы.
Д/и «Ромашка», цель – учить слитному прочтению 2-х букв.
Д/и «Колодец», цель – учить чтению 3-х буквенных слов.
Д/и «Помоги Буратино».
Д/и «Ребусы», цель – развивать умение читать 4-х буквенные слова (бант).
Д/и «Колесо», цель – закреплять умение читать по слогам 4-6 буквенные слова.
Настольная игра «Зоопарк», цель – закрепление умения читать слова без ограничения.
Работа с родителями.
Выступление на родительских собраниях («Перспектива работы с детьми»).
«Наши результаты» (сентябрь, май).
Открытое НОД – 2 квартал.
Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
Литература:
Жукова Н. С. Букварь. М. Издательство Эксмо-Пресс 2002 год.
Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать.» Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект. Издательство «Детство-Пресс» 2003