Светлана Ярославовна Нечаева
Программа дополнительного образования по ФЭМП в средней группе «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования по ФЭМП в средней группе
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность.
3. Цель программы.
4. Задачи программы.
5. Условия реализации программы.
6. Принципы работы с детьми.
7. Формы организации занятий.
8. Методы проведения занятий.
9. Оборудование.
10. Ожидаемый результат.
11. Работа с родителями.
12. Используемая литература.
13. Перспективный план.
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования по ФЭМП в средней группе „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст-«благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Актуальность программы
Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей. Весь материал программы основан на включение занимательных, игровых элементов в организацию воспитательно -образовательной работы с детьми по формированию элементарных математических представлений.
Актуальность обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям.
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности развития ребё нка:
1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
3. Повышенная познавательная активность.
4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
7. Появление осознанности собственных действий.
Все эти особенности являются сенситивным периодом и дают возможность выявить у детей различные интересы и одаренности. Значит, этот возраст детей является благоприятным периодом для реализации программы «Весёлая математика».
Цель программы : создание условий для развития математической одаренности у детей, расширения кругозора математических представлений.
Задачи программы :
1. Развить логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
2 .Сформировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3. Выработать привычку максимально полно включаться в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
4. Привить любовь к конкретному предмету – математике.
Организация НОД: проводится 1 раза в неделю во второй половине.
Длительность НОД: 20 мин.
Принципы работы с детьми:
- создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде,а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса) ;
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности) ;
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Формы проведения занятий:
- традиционные, комбинированные, практические занятия, игры;
- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную,
конструктивную;
- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
Методы проведения занятий:
- словесный (объяснение, беседа, диалог, рассказ) ;
- метод игры (дидактические игры, игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы) ;
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;
- наглядный (с помощью наглядных материалов) ;
Оборудование:
Шаблоны из геометрических фигур, раздаточный материал (цифры, палочки Кюизинера, карточки с заданиями, предметные картинки, цветные счётные палочки, объёмные геометрические фигуры, рабочие тетради, цветные и простые карандаши.
Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут выявить одарённость и сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
1. Развитое логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкая моторика рук;
2. Сформированная наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3. Выработанная привычка максимально полно включаться в процесс обучения.
4. Любовь к предмету – математика.
Мониторинг: отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
Работа с родителями
- ориентировать родителей на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.
Форма работы: консультации, папки-передвижки, индивидуальная беседа.
В конце учебного года проводится опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения.
Перспективный план работы системы дополнительного образования (кружка) «Занимательная математика»
месяц
октябрь
Игра «Подбери фигуру»
Моделирование предметов из геометрических фигур по образцу.
Игра «На что похоже»
Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых фигур.
Игра «Посчитаем с гномами»
Закрепить с детьми навык счёта предметов.
Игра «Волшебные палочки»
Воссоздание сложных предметов по форме из отдельных частей.
ноябрь
Игра «Что такое порядок?»
Объяснить детям что такое «порядок числа», познакомить с порядковым счётом.
Игра «Какой? Сколько?»
Закреплять знания детей о порядке и количестве, называть по порядку и считать количество предметов.
Игра «Счёты»
Познакомить детей со счётами рассмотреть их, объяснить их назначение.
Игра «Рисование фигур по точкам»
Развивать графические навыки детей, закреплять представления о геометрических фигурах.
Декабрь
Игра «Лесенка»
Развивать графические навыки детей, умение находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги.
Игра «Чудесный мешочек»
Развивать умение определять форму предметов на ощупь.
Игра «Необычные фигуры»
Развивать способность к анализу, творческое мышление и воображение.
Игра «Украсим ёлку бусами»
Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, закреплять навыки порядкового счёта.
январь
Игра «Что лишнее»
Развитие внимания, сообразительности, умение видеть лишнее, не похожее на другие картинки.
Игра «Весёлые человечки»
Развитие умения конструировать из геометрических фигур людей.
Игра «Снежинка»
Конструирование из палочек Кюизинера.
Игра «Счётная мозаика»
Закреплять умения считать предметы.
февраль
Игра «Забавные котята»
Закрепление порядкового счёта в пределах десяти, развивать память и глазомер.
Игра «Найди и закрась»
Развитие восприятия цвета и формы, мелкой моторики рук.
Игра «Поезд»
Закреплять названия цвета, способствовать развитию внимания, памяти, воображения.
Игра «Точка путешественница»
Познакомить детей с основами написания цифр, развивать навыки мелкой моторики.
март
Игра «Угадай игрушку»
Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки.
Игр «Сравни разных зверят»
Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Игра «Возьми столько же»
Упражнять в составлении двух разных групп предметов, активизировать словарь.
Игра «Правильный счёт»
Помочь усвоению порядкового следования чисел натурального ряда.
апрель
Игра «Много - мало»
Помочь детям усвоить понятия «много» «мало» «один» «меньше» «поровну»
Игра «Найди свой домик»
Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.
Игра «Бегите к цифре»
Упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве.
Игра «Колумбово яйцо»
Развивать сенсорные способности у детей, образное и логическое мышление.
Используемая литература:
* Колесникова Е. В. «Математика для детей 4-5 лет»ТЦ Сфера, 2015
* НосоваЕ. А. «Логика и математика для дошкольников»,библиотека программы Детство, Санкт-Петербург, 2000
* Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
* Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва «Просвещение» 1990г.