Иванова Наталья
Программа дополнительного образования кружка «Пластилиновые фантазии»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Направленность программы
1.4. Основные методы и формы обучения
1.5. Планируемые результаты освоения программы
1.6. Механизм оценивания образовательных результатов.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
2.2. Задачи развития для детей 4-5 лет (средняя группа)
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного
Процесса.
Публикация «Программа дополнительного образования кружка „Пластилиновые фантазии“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
3.2. Методическое обеспечение Программы
Список используемой литературы.
Приложение1. Календарно-тематический план занятий кружка с детьми 4-5 лет
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа предназначена для кружковой работы, и направленна на развитие познавательных и творческих способностей дошкольников. Занятия по рисованию пластилином насыщенны играми, физкультминутками, игровыми ситуациями, поэтому во избежание детского переутомления, занятие можно разделить на три части - вводную, основную и заключительную.
Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь нужно создать эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приё мы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или дидактическую игру.
В основной части воспитатель объясняет и показывает приёмы рисования пластилином. Далее дети выполняют практическое выполнение работы. При необходимости педагог помогает индивидуально и проводит пальчиковую гимнастику.
В заключительной части воспитатель подводит итог занятия: детей хвалят за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции.
Для рисования пластилином нет ограничений. Всё зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии.
Актуальность программы
Пластилинография является одним из средств релаксации, которое имеет значение для психологического благополучия детей. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. В работе с пластилином привлекает доступность, безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Отличительные особенности и новизна программы
Новизна программы состоит в том, программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей : «Художественно-эстетическое» - все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.
«Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с природой, с
явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.
«Коммуникативно-личностное развитие», где осуществляется обогащение
словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.
«Физическое развитие» - дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз. Особенностью программы является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель: совершенствовать изобразительные умения, навыки и собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.
Задачи
1. Обучить техникам пластилинографии.
2. Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
3. Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
4. Формировать умения детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
5. Освоить основные приемы применения пластилина : шариковый, жгутиковый, капельный, создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых объектов на горизонтальной поверхности.
6. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
7. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
8. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
9. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, формировать навыки сотрудничества.
1.3 Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно - эстетической; по функциональному предназначению - художественно–прикладной; по форме организации - кружковой. Программа разработана на основе методических разработок - автора Давыдовой Г. Н. Направленность программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт, помогает готовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные навыки.
1.4. Основные формы и методы работы.
В работе с детьми применяются разнообразные методы с учетом индивидуальных особенностей детей:
1. Наглядные (наблюдение, показ, образец) – раскрывают перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким и точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение педагога, заметили особенности его выполнения, при этом каждое действие обозначается словом.
2. Словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение) – позволяют в кратчайшие сроки передать детям информацию, поставить учебную задачу, указать пути ее решения;
3. Практические (показ способов изображения и способов действия).
Режим занятий:
Занятия кружка «Пластилиновые фантазии» проводятся с детьми среднего дошкольного возраста (4-5лет, во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность 20 минут, лет дети старшей группы 25 минут, 30 минут дети подготовительной группы.
Этапы обучения "пластилинографии"
Подготовительный.
Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывание маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.
Основной.
Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
1. Овладеют различными техническими приемами и способами лепки.
2. Научатся свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
3. Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.
4. Активизируются познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
5. Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
6. Получат навыки совместной работы.
7. Дети познакомятся с жанрами изобразительного искусства, с русскими народными промыслами. Смогут анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; по итогам освоения программы творческой мастерской дети свободно будут пользоваться основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, разные виды мазков, создавая выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира.
8. Дети будут знать правила безопасной работы с разными ручными инструментами, материалами.
1.6 Механизм оценивания образовательных резуль
2. Содержательный раздел.
2.1 Задачи развития для детей (средняя группа)
Обучающие:
1. Освоить передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Освоение основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
3. Формировать у воспитанников, практические приемы и навыки с пластилином.
4. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
2. Развитие умения планировать свою работу и доводить ее до конца.
3. Развивать внимание, мышление, память и речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
2. Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
2.2. Задачи развития для детей (старшая группа).
Обучающие:
1. Расширять представления детей об окружающем мире природы.
2. Учить приемам работы с пластилином : раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др.
Развивающие:
1. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
2. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе и доводить начатое дело до конца.
2.3. Задачи развития для детей (подготовительной группа).
Обучающие:
1. Совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из пластилина.
2. Формирование умения работать в коллективе;
3. Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки.
Развивающие:
1. развивать мелкую моторику рук, глазомер;
3. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
Воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость аккуратность, трудолюбие.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.
Наглядные средства: таблицы с технологическими карточками способов лепки. Образцы работ, фотографии, иллюстрации, раскраски, репродукции картин. Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений. Технические средства: музыка, видеофильм, слайд – шоу, презентации.
Материалы для создания пластилиновой картины : картон с контурным рисунком, набор пластилина. салфетка для рук, стеки, бросовый и природный материалы.
3.2. Методическое обеспечение программы.
«Программа дошкольного образования», под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой /М. «Мозаика синтез», 2014 г.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 4-5 лет», Мозаика-Синтез, 2009
Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
Г. Н. Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
Г. Н. Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
Перспективный план работы в средней группе.
Сентябрь.
1 занятие. Тема «Наш весёлый пластилин»
Цель: выявить уровень ручной умелости детей в продуктивной деятельности на начало учебного года.
2 занятие Тема «Пластилиновые фантазии».
Цель: беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним. Развивать
умение работать стекой, как карандашом используя прием процарапывание. Воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.
3 занятие Тема «Узор на полоске»
Цель: учить катать «жгутики» и маленькие шарики, прикреплять их на основу, чередуя, создавая узор.
Октябрь «Осень в гости к нам пришла».
Занятие 1. Тема: «Кленовый лист».
Цель: Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой
Занятие2 Тема «Овощи и фрукты»
Цель: учить отделять маленькие кусочки пластилина, катать из них шарики, приклеивать их на основу, наносить небольшое кол-во пластилина мазками.
Занятие 3 Тема «Чудо грибочки».
Цель: отрабатывать умение катать тонкие «жгутики» и маленькие шарики, приклеивать их на основу, передавая форму предмета.
Занятие 4. Тема «Осеннее дерево».
Цель: отрабатывать умение катать «жгутики», заполнять ими небольшое пространство изображения, отделять маленькие кусочки пластилина и наносить их на основу мазками. Ознакомление детей с пейзажной живописью.
Итог: выставка индивидуальных работ в группе, коллективной работы на тему «Портрет осени».
Ноябрь
«Дикие животные наших лесов».
1 занятие Тема «Ёжик с грибами».
Цель: учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Развивать образное восприятие.
2 занятие Тема «Лисичка- сестричка»
Цель: продолжать учить детей размазывать пластилин по поверхности силуэта, не выходя за контур. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры шерсти. Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания. Развивать мелкую моторику рук.
1. Занятие Тема «Мишка косолапый».
Цель: закрепить умения и навыки работы с пластилином : раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. Воспитывать бережное отношение к живым существам. Продолжать развивать детское изобразительное творчество, фантазию.
4 занятие Тема: «Зайка – побегайка!»
Цель: освоить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. Продолжать учить использовать стеку, для создания эффекта пушистости шубки зайки.
Итог: беседа на тему «Правила поведения в лесу», выставка детских работ в группе.
Декабрь
«Новогодние чудеса»
1 занятие Тема «Новогодние шары».
Цель: развивать мелкую моторику рук с помощью нетрадиционной техники «пластилинографии». Расширять знания детей о ёлочных игрушках, из какого бывают материала, какого размера, цвета.
2 занятие Тема «Сказочный теремок Деда Мороза»
Цель: Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. Закрепить способы работы: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов.
3 занятие Коллективная работа Тема: «Украсим ёлочку новогодними игрушками»
Цель: Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы. Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
4 занятие «Украшаем валенок Деда Мороза».
Цель: закрепить техники: раскатывание, придавливание деталей к основе, примазывания. Развивать познавательный интерес, память, речь, фантазию, мелкую моторику рук. Обобщить представления о главном герое новогодних праздников, воспитывать чувство толерантности по отношению к другим детям.
Итог: выставка детских работ в группе, просмотр презентации о традициях празднования Нового Года в разных странах «Новый год - праздник каждый год».
Январь
«Здравствуй зимушка зима!».
1 занятие «Снежинка».
Цель: учить создавать объёмное изображение предмета с помощью жгутиков.
2 занятие «Зимнее дерево»
Цель: учить изображать дерево с помощью жгутиков и метода растягивания пластилина на необходимой поверхности рисунка.
3занятие Коллективная работа Тема «Зимующие птицы»
Цель: учить использовать различные методы работы с пластилином для создания объёмного изображения предметов. Передавать в рисунке характерные черты птиц.
4 занятие Тема «Снеговик»
Цель: Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
Итог: выставка детских работ в группе.
Февраль
«Народные промыслы России».
1занятие Тема «Русская матрёшка».
Цель: Познакомить с русской игрушкой-матрешкой, обратить внимание детей на ее яркость, нарядность. Развивать эстетическое восприятие, творчество. Учить создавать рисунки с помощью пластилина. Воспитывать самостоятельность, активность.
2 занятие Тема «Дымковские узоры».
Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства. Учить украшать силуэт элементами дымковской росписи (кружочки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). Закрепить умение скатывать шарики разного размера кругообразными движениями ладоней и пальцев рук, и скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части.
3. занятие Тема «Филимоновские свистульки».
Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства. Закрепить навыки работы с пластилином : отщипывание, круговое раскатывание, примазывание пластилина к основе. Закреплять знание основных цветов (белый, зеленый, желтый, красный).
4 занятие Тема «Городецкие узоры».
Цель: Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина.
Итог: выставка в группе индивидуальных работ.
Март
«В гости к нам спешит Весна».
1. занятие Тема «Веточка мимозы». Цель: закреплять знания детей о празднике 8 марта. Отрабатывать умение выполнять лепную картину, Сохраняя объём изображаемых предметов.
2. занятие Тема «Украшение для мамы».
Цель: Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов.
3 занятие Тема «Цветик - семицветик».
Цель: формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение использовать в работе знакомые приё мы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой. Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
4 занятие Тема «Весенние цветы».
Цель :формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение использовать в работе знакомые приё мы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
Итог: Коллективная работа «Весенние цветы».
Апрель
«Все виды транспорта – важны, все виды транспорта - нужны!».
1. занятие «Ракета»
Цель: закреплять знания детей о празднике. Закреплять умение выполнять работу в технике «Пластилинография».
2 занятие Тема «Самолет летит».
Цель: Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
3. занятие «Разноцветный светофор».
Цель: Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
4 занятие Коллективная работа «Машины на дороге».
Цель: углублять и расширять знания о наземном транспорте. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином
Май
Занятие 1 Тема «Праздничный салют».
Цель: изобразить салют с помощью размазывания пластилиновых шариков разных цветов на темном фоне. Совершенствовать умение раскатывать шарики небольших размеров; правильно раскладывать детали на листе, размазывать пластилин в нужные направления. Получать удовлетворение от результата работы.
Занятие 2 Коллективная работа «Бабочки»
Цель: расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида. Закреплять умение пользоваться разными способами лепки для создания образа бабочки, смешивать цвета для получения нового оттенка. Отрабатывать умение наносить пластилин, не выходя за контур.
Занятие 3 «Божья коровка».
Цель: научить изображать божью коровку на ромашке; закрепить приёмы скатывания, расплющивания; развивать координацию движений рук, мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к природе воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
Занятие 4 Тема «Улитка».
Цель: вызвать интерес к представителям животного мира. Закрепить умения и навыки работы с пластилином : раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
Занятие 5 Диагностическое занятие «Рисование по замыслу».
Цель: развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного