Шарапова Сания Уразмухамедовна
Программа дополнительного образования опытно-исследовательской направленности «Юный эколог» для детей от 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка»
Программа дополнительного образования опытно-исследовательской направленности «Юный эколог»
группы «Буратино» для детей от 5 до 6 лет
на 2017-2018 учебный год
Составитель воспитатель Шарапова С. У.
.
г. Мегион,2017г.
Введение
Концептуальные основы программы
Публикация «Программа дополнительного образования опытно-исследовательской направленности „Юный эколог“ для детей от 5 до 6 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09. 98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности. В. Сухомлинский говорил: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
Дополнительная общеразвивающая программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность создания дополнительной программы
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей, изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусматривают авторы программы «От рождения до школы». К тому же, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО (ФГОС ДО, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям, необходимо развивать не только способности ребенка к умственной деятельности, но и формировать социальные, коммуникационные навыки. Это возможно в предоставлении воспитанникам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОУ с городскими учреждениями. Поэтому данная рабочая учебная программа построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал: городской краеведческий музей.
Потребности ДОУ в разработке дополнительной общеразвивающей программы :
1. Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой родного края;
2. Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;
3. Укрепление партнёрских отношений с городским краеведческим музеем.
Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:
• выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей старшего возраста с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
• обеспечивает реализацию учебного плана программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы в полном объёме;
• способствует ранней социализации детей старшего возраста, обозначенной в ФГОС ДО;
• соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
• формирует у ребенка старшего возраста первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
• способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора ( ФГОС ДО: области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Музыка», «Безопасность»).
Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей старшего возраста разработана на основе программы «От рождения до школы» : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. ВасильеваТ. – «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Мозаика-синтез», М. 2014г. В основу содержания кружковой работы легли программы экологического воспитания С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Е. В. Гончаровой «Региональная программа экологического образования дошкольников», которые предполагают формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Цель программы :
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (ХМАО)
Задачи:
• обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;
• формировать у детей диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
• воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
• воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
1. Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д,
– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, интегрированная,
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
– целевые прогулки на природе, походы;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедника;,
– работа с моделями;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор природного материала (коллекций, семян, камней, листьев и т. д.)
– экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса» и т. д. ,
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
– марафоны, аукционы, акции;
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– экологические тропы,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные, КВН, и «Что, где, когда?»;
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей старшего возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.
Задачи, решаемые в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог».
Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы :
1. Образовательные : Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т. д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2. Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3. Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1. Знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2. Проявляют интерес, доброту к природным явлениям и объектам;
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Работа с родителями.
1. Анкетирование «Экологическое воспитание детей».
Цель: определить потребности родителей по экологическому воспитанию детей.
2. Участие родителей в выставке «осенний букет».
3. Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей»
4. Совместная трудовая деятельность (субботник). Посадка кустарников на участке.
5. Сбор природного материала для поделок.
6. Консультация для родителей «Научитесь любить живую природу»
7. Участие родителей в организации осенней ярмарки «Арбузник»
8. Акция «Поможем городской синичке» (изготовление кормушек)
9. Акция «Елочка –зеленая иголочка»
10. Участие в акции «Огород на окне»
11. Привлечение родителей к оформлению участка по времени года и высадки рассады.
Литература.
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» : / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. ВасильеваТ. – «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Мозаика-синтез», М. 2014г.
2. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаевой «Юный эколог». Мозаика-Синтез; М. 2010
3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. -сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
4. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
5. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В.
Дыбиной. – 2-е изд., М. : ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
6. Воспитание основ экологической культуры в детском саду (сценарий занятий) Н. В. Коломина Творческий центр Сфера М. 2003
7. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду А. И. Иванова Творческий центр Сфера М. 2004
8. Прогулки в детском саду И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова Творческий центр Сфера М. 2009
9. Мир вокруг нас: развивающая прогулка автор-составитель А. А. Машкова Издательско-торговый дом «Корифей».