Виолетта Лапина
Программа дополнительного образования «Маленькие умельцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа Дополнительного образования кружок «Маленькие Умельцы».
Пояснительная записка.
Ребёнок - дошкольник обладает огромными возможностями к познанию.
Интеллектуальная готовность ребёнка к обучению предполагает форсированность различных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, последовательность, аналогии
Публикация «Программа дополнительного образования „Маленькие умельцы“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Дети, готовые к дальнейшему обучению успешно овладевают нравственно – познавательными знаниями, умениями и навыками, а так же умеют поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе со сверстниками.
Для предупреждения нагрузок и переутомлений, риска неуспеваемости, многие дети требуют особого внимания ещё до начала обучения.
Цель:
Подготовить детей интеллектуально мыслить в нравственно –познавательной деятельности.
Задачи:
Развитие психических процессов (внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, речи).
Содержание программы :
Внимание одно из главных психических явлений, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребёнка. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Ребёнок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних проявлений. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Если ребёнку оказать помощь, то произвольное внимание начинает развиваться довольно интенсивно, по мере развития таких свойств, как объём, концентрация, устойчивость внимания. Все свойства внимания значительно развиваются в результате целенаправленного систематического обучения.
Для овладения ребёнком навыков письма, чтения и счёта неоценимая роль восприятия, отражения сознанием человека предметов и явлений действительности в момент воздействия на органы чувств. В результате специально организованных занятий с детьми, интенсивно формируется мышление, в частности, словесно-логическое, которое с использованием и преобразованием понятий. Это позволит ребёнку - дошкольнику, опираясь на словесные рассуждения, схематические изображения, понимать главную мысль текста.
Одним из важнейших условий обучения, приобретением знаний является способность к получению, хранению и воспроизведению информации, памяти. Важно научить ребёнка ориентироваться в большей степени на смысловую память и обучить приёмам, помогающим лучше запоминать.
Для познавания и освоения ребёнком окружающего мира, к концу дошкольного возраста должно быть в достаточной степени развито творческое воображение, сформирован рациональный подход к действительности. Ребёнка нужно научить представлять ситуации, с которыми он некогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога.
Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Занятие в группе развивающего обучения позволяет ребёнку развить и реализовать свои возможности.
В основе занятий в группе развивающего обучения лежат принципы, позволяющие подводить занятия более эффективно, а именно:
1. Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку интересно заниматься, а интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу не достаточных успехов и малого продвижения вперёд.
4. Будьте терпеливы, не спишите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребёнком нужна мера. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравиться.
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий.
7. Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи – всё это ему пригодиться в социально сложной атмосфере.
8. Избегайте не одобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчёркивайте его слабость в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Кружок «Маленькие умельцы» могут посещать дети младшего дошкольного возраста от 2-3 лет, два раза в месяц, 15-20 минут с динамическими паузами.
Методы:
1. Использование в работе наглядных материалов, карточек с изображением предметов по данной теме, игрушки.
2. Использование музыкальных инструментов и записей дисков.
3. Использование предметов для развития моторики рук.
4. Используется в работе метод приёма в виде «образца работы
воспитателя» по данной теме изучения.
5. Используется метод помощи детям при затруднении выполнении работ в поставленных задачах.
Программные задачи :
- Развитие психических процессов (внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, речи).
- Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
- Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание помогать им.
- Продолжать развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом, научить играть и заниматься вместе.
- Продолжать эстетическое воспитание, развивать художественное
воспитание.
Отличительные особенности программы.
-присутствует показ изображения предметов и образец, созданный взрослым;
- активно используются модели, конструкции, схемы для естественного освоения нравственно – познавательных знаний.
- занятия по нравственно – познавательным знаниям проводятся только в сочетании творческого подъёма и желания творить.
На занятиях используются разнообразные наглядные пособия (иллюстрации, плакаты, муляжи).
Программа рассчитана на детей в возрасте от 2 до 3 лет.
Срок реализации 1 год.
Программа реализуется в форме игры с подгруппами 1 раз в две недели (1 и 3 недели месяца).
Понедельник 15.30-15.45
В результате реализации данной программы даже неуверенные в себе дети обретают уверенность в своих силах, проявление скрытой возможности.
Способ проверки достигнутого результата - диагностика, по средствам диагностических карт.
Форма подведения итогов - проведение для родителей и просмотр игр – занятий, по достигнутым результатам.
Особенности организации практической деятельности детей.
В практике часто воспитатели не удовлетворены детскими ответами, из добрых побуждений, пытаясь помочь ребёнку, исправляют их неправильные результаты в ходе конкретных работ.
Если ребёнок сопротивляется вмешательства помощи взрослого, то со временем привыкает к тому, что взрослый ему пытается помочь.
Дети 2-3 лет имеют очень маленький опыт в развитии нравственно – познавательной деятельности, их нужно многому научить:
- умению наблюдать,
- определять качество и свойство предметов (мягкий, твёрдый);
- умению слушать, понимать и запоминать.
Любое занятие должно проходить в виде игры, с целью заинтересовать ребёнка и привлекать развивать далее.
Особой заботой для воспитателя, являются дети малоактивные – не принимающие нигде участия. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима.
Следует учитывать, что рассеянное внимание в раннем возрасте, способствует устойчивости замысла.
Ребёнок – активный и неуёмный «почемучка», ему всё хочется знать, всё потрогать и, если можно, «попробовать на зуб», педагог должен дать ему в руки ту вещь (предмет, которая его заинтересовала.
Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные виды работ, с поощрением.
Особенности процесса восприятия и практической деятельности детей.
Особенности организации процесса восприятия :
Воспитатель знакомит детей с особенностями нравственно – познавательной деятельности, использует моменты на развитие внимания, памяти и мышления. Например: «Кто больше увидит и запомнит», «Правильно услышим и покажем», «не пропусти растение».
В дошкольном возрасте внимание ребёнка неустойчиво, он не может длительное время наблюдать за объектами. Если процесс созерцания не доставляет ему удовольствия, то и сам предмет, попавший в поле его внимания, перестаёт быть для него интересен.
Удивление, возникающее у ребёнка, в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия.
Педагог, используя метод сравнения и сопоставлений реального объекта с нереальным (сказочным) или необычным, определяет значимость вещи, её эстетическую ценность.
Так, постепенно в сознании ребёнка формируются представления о многообразии форм и способов выражения.
Восприятие будет более глубоким, если органично сольётся с игровыми действиями.
К каждому занятию, педагог готовит соответствующий его целям сценарий, обдумывает ход занятия, подбирает материал и оборудование, которое способствует к формированию в детях установки отношений к окружающему миру.
Диагностический инструментарий.
Развивающая игра «Животные»
Цель: развивать память у детей при знакомстве с животными, сопоставлять по иллюстрациям или карточкам с картинками животных и детёнышей (Мамы и детки)
Развивающие игры от 1 до 3 лет С. Кантор, страница 113.
Развивающая игра «Растения»
Тема кружка: «Не пропусти растение»
Цель: развивать способность у детей, к переключению внимания, используя карточки с изображением этих растений.
Развивающие игры от 1 до 3 лет С. Кантор, страница 115-116.
Развивающая игра «Прячем игрушку и ищем её».
Тема кружка: «Кто больше увидит и запомнит».
Цель: развивать внимание и память, воображение у детей.
Развивающие игры от 1 до 3 лет С. Кантор, страница 56.
Развивающая игра «Что пропало или изменилось?».
Тема кружка: «Лишний предмет».
Цель: развивать у детей мышление, зрительную память.
Развивающие игры от 1 до 3 лет С. Кантор, страница 63
Развивающая игра кружка «Найди себе пару».
Цель: развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление и зрительную память.
Развивающие игры от 1 до 3 лет С. Кантор, страница 60.
В кружке «Маленькие умельцы» задания направлены на развитие всех компонентов речи, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, познавательных процессов, творческих способностей, это отчасти и является новизной кружка «Маленькие умельцы».
Срок реализации программы «Маленькие умельцы» - 1 год, в форме игровых моментов (занятий) – 1 раз в две недели, во второй половине дня.
В результате реализации программы в кружке раскрывается творческий потенциал ребёнка. Развивается речь, расширяется словарный запас, ребёнок приобретает коммуникативные умения.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход каждому ребёнку, учитываются его психофизические и речевые возможности.
Способ проверки достигнутого результата – проведение диагностики.