Наталья Булохова - Трофимова
Программа дополнительного образования детского объединения «Фантазёры»
▼ Скачать + Заказать документы
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области структурное подразделение д/с № 8 «Золотой петушок»
Программа дополнительного образования
Детское объединение «Фантазёры»
Руководитель
воспитатель Булохова Н. А.
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка.
Публикация «Программа дополнительного образования детского объединения „Фантазёры“» размещена в разделах
С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия: игрушки, сувениры и т. д, стремился сделать их не только удобными, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила природа. Природа - это богатая кладовая, от неё исходит камень, бумага, дерево и т. д. Подручный материал люди использовали для украшений и изготовлений корзинок, сумок, игрушек, корзин и т. д. не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху развития науки и техники, человек охотно использует подручный материал - шишки, камни, лоскуты, нитки, картон, бумагу для изготовления различных вещей.
Актуальность.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основали творческой деятельности, даёт, возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В руках детей с душой изобретателя и художника всё превращается в необыкновенные поделки, открывающие красоту. Такие поделки – это не только детская забава, а вещи используемые в быту, сувениры, подарки. В процессе обучения кружковцы учатся выполнять аппликационные работы. Эта работа развивает глазомер, воспитывает аккуратность, чувство красоты. Работа в кружке даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Цель программы : развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей у детей в процессе деятельности с различными материалами.
Программа решает следующие задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности, аналитическое мышление, речь.
2. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе - нестандартным.
3. Учить способам создания самостоятельных поделок и композиций, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
4. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
5. Формировать художественный вкус.
Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение следующих условий:
1. Планирование деятельности по тематическим блокам.
2. Создание развивающей среды для реализации ребенком потребности в познании, общении, творчестве.
3. Профессиональная компетентность педагога.
Программа состоит из 5 разделов:
1. Работа с бумагой и картоном.
2. Работа с тканью.
3. Работа с бросовым и природным материалом.
4. Работа с пластилином.
5. Работа с солёным тестом.
Содержание занятий по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
В основе занятий лежат принципы, присущие занятиям в разных видах деятельности:
• от простого к сложному;
• системность работ;
• индивидуального подхода, учет возрастных особенностей старших дошкольников;
• принцип комплексного подхода;
• принцип сочетания различных форм организации деятельности;
• игровой принцип.
Программа предполагает : 72 занятия в год; 8 занятий в месяц; 2 занятия в неделю - продолжительность 30 минут
Кружковая работа проводится во 2 половину дня. Все дети обучаются по одной программе, согласно лексической теме недели. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Методы, используемые на занятиях детского объединения :
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы.
Формами подведения итогов реализации программы являются :
• выставки детских работ;
• участие в мероприятиях разного уровня.
Содержание работы кружка
Общие задачи работы детского объединения :
1. Учить детей работать творчески и коллективно, проявляя инициативу в выборе материала.
2. Учить выполнять работы по замыслу из любого материала.
3. Самостоятельно проектировать игрушку, выбирая последовательность этапов выполнения работ.
4. Анализировать, предложенный воспитателем образец - поделку, определяя из какого материала он сделан.
5. Учить эстетично оформлять свою работу, украшая её отдельными деталями.
6. Развивать память, совершенствовать логическое мышление детей.
7. Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Раздел 1. «Работа с бумагой и картоном» Задачи обучения:
1. Совершенствовать умения детей работать с бумагой и картоном, продолжать учить делать поделки по типу «оригами», плоскостные игрушки, аппликации по словесному описанию или рисунку.
2. Использовать дополнительный материал для оформления работы: бросовый, природный, ткань и др.
3. Учить создавать коллективные работы.
Раздел 2. «Работа с тканью и нитками» Задачи обучения:
1. Учить делать поделки, аппликации, используя ткани различных текстур.
2. Оформлять работу, используя нитки - мулине, мех, кожу, шерсть и другой материал.
3. Дать понятие о моделировании одежды и научить кроить наряды на плоскостных кукол, украшать, используя элементы ручного труда.
Раздел 3. «Работа с природным материалом»
Задачи обучения:
1. Продолжать учить работать с природным и бросовым материалом.
2. Учить создавать поделки на основе плотного картона, пластиковых банок, используя в качестве дополнительного материала пластилин.
3. Изготовлять монументальные поделки по сюжету сказки, коллективные поделки и композиции.
Раздел 4. «Работа с пластилином и солёным тестом»
Задачи обучения:
1. Учить лепить из пластилина и солёного теста различные предметы, передавая форму, пропорцию, движение; создавать сюжетные композиции.
2. Выполнять декоративные композиции способом лепнины и рельефа.
3. Расписывать вылепленные изделия.
Работа проводится вне занятий 2 раза в неделю, с сентября по май, продолжительностью 30 минут.
Категория обучаемых: 5-7 лет.
Руководитель детского объединения : Булохова Н. А. - воспитатель старшей - подготовительной группы. Число воспитанников -23 человека.
Перспективное планирование занятий кружка «Фантазёры»
Месяц недели Тема Материал
Сентябрь 1
«Заготовка бросового и природного материалов.
Пластилинография «Осеннее дерево» Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена.
Цветной картон, пластилин.
2
«Гусеничка»
Пластинография «Пирамидка» Соленое тесто краски, кисточка
Цветной картон, пластилин.
3
«Спиральки» (Цветная бумага»)
«Корзиночка с грибами» Научить распускать геометрические формы на спиральки и моделировать ими
Цветная бумага, клей, ножницы.
4 «Груша»
Рябиновые бусы Картон, пластилин.
Рябина, нитки, иголка
Октябрь 1
«Золотые листочки осени» (коллаж из осенних листьев)
«Фрукты» Сухие осенние листочки, клей, картон.
Соленое тесто, краски.
2
«Вазочка для цветов»
«Букет цветов». Выкладывание семенами, косточками на цветном картоне. Баночка из-под детского питания, пластилин, семена тыквы, арбузов.
Картон, клей, семена.
3 «Портрет Осени»
«Пёсик» (оригами) Картон, сухие осенние листочки, клей.
Картон, клей, бумага.
4 «Закладка для книг»
«Тарелка с узором» Цветной картон, клей, ножницы, цветная бумага.
Пластилин, стеки.
Ноябрь 1
"Зайчик" (оригами)
«Игольница» Квадрат (10*10,заготовки для глаз и мордочки, клей
Картон, поролон.
2
Лепка по замыслу
Воздушный змей Картон, клей, кисточка, салфетка.
Бумажные квадраты (10*10) разного цвета, полоски разноцветной бумаги, клей.
3 «Цветок»
«Украсим кукле платье» Яйцо от «киндера», ткань, ножницы.
Цв. бумага, клей, кисточка, ножницы.
4 «Ёжик»
Оригами «Самолёт» Пластилин, семена подсолнуха.
Бумага, ножницы, клей.
Декабрь 1
«Фонарики для гномов»
«Красивый фартук» Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки.
Картон, пластилин, семечки арбуза, дыни.
2 «Снежинка»
Пластилинография «Снеговик». Белая бумага, ножницы.
Картон, пластилин.
3 «Новогодняя открытка»
«Белый снежок» (композиция из салфеток) Вата, клей, картон, цветная бумага.
Салфетки, картон, клей.
4 «Гирлянда для ёлки»
«Дед мороз» Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки.
Картон, вата, цветная бумага, клей.
Январь 1
«Снеговик»
«Заяц» (оригами) Вата, нитки, клей, цветная бумага.
Цветная бумага.
2 «Объёмная ёлочка»
«Зимняя сказка» (аппликация) Треугольники зелёного цвета, клей.
Бумага, ткань и природный материала.
3
«Снегирь»
«Кошелёк» (оригами) Картон, ткань, клей, ножницы.
Цветная бумага
Февраль 1
«Кормушка для птиц»
«Утята» (аппликация из резаных ниток). Бросовый материал, нитки.
.Картон, клей, резаные нитки.
2
«Поросята»
«Российский флаг»
Яйца от «киндер - сюрприза», пластилин
Картон, цветная бумага.
3
«Пасхальные яйца»
«Вертушка» (оригами) Солёное тесто, самоклеющая бумага.
Бумага.
4
«Открытка для папы»
«Солдатская пилотка» Картон, гафрированная бумага, клей, кисточка Цветная бумага
Цветная бумага Картон, пуговицы, клей ПВА
Март 1 «Тюльпаны для мамы» (оригами)
«Ветка вербы с серёжками». Работа с ватой. Цветная бумага
Вата, картон, клей.
2
«Веселые погремушки»
«Красивая тарелочка» Яйца от «киндер - сюрприза», горох, самоклеющая бумага
.
Цветная бумага, клей, ножницы
3
«Булки и пирожное, рогалики»
«Подснежник» (оригами) Солёное тесто, влажные салфетки.
Бумага, клей, картон.
4
«Лодочка»
Лепка по замыслу
Солёное тесто, зубочистка, ткань, влажные салфетки.
. Пластилин
Апрель 1
«Закладка для книг»
Аппликация «Ракета»
Картон, клей ПВА, цветная бумага.
Картон, клей ПВА, цветная бумага.
2 «Рыбки в аквариуме» (коллективная работа)
Лепка по замыслу Самоклеющаяся бумага, панно.
Пластилин.
3
«Дракончик»
«Украшаем коробку для карандашей» Шишки, пластилин.
Самоклеящая бумага, деревянная коробка для карандашей.
4
«Весёлые клоуны»
«Браслет из пуговиц» Цветная бумага, клей, ножницы.
Тонкая резинка, маленькие пуговицы с 2-мя дырочками 2-х цветов.
Май 1
Пластилинография «Цветик - семицветик»
«Открытка для ветерана» Картон, пластилин.
Самоклеющая бумага, картон
2
«Бабочка»
Подарки малышам (оригами) «Киндер – сюрприз», цветная бумага, клей, ножницы.
Цветная бумага
3
«Лодочка» (оригами)
«Колокольчик» Цветная бумага, фломастеры
Разноцветные стаканчики от «Растишки», атласные ленты (шир. 0,5см. ,
4 Выставка работ