олеся булла
Программа дополнительного образования «Гармония» для учащихся 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации программы 1 год
Пояснительная записка
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения
стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и
А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух
систем эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут
обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Публикация «Программа дополнительного образования „Гармония“ для учащихся 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими
чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям
в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить
ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая
ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли,
чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно
и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного
ребенка это телевизор или компьютер, а любимое занятие
просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше
общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое
человеческое общение существенно обогащает жизнь детей,
раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные
дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда
способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к
импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа,
направленная на развитие эмоциональной сферы.
Однако, самой важной эмоцией в данный возрастной период является страх. В возрасте 6-7 лет формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения, в этот период дошкольники могут бояться страшных снов, огня, стихии, животных ит. д. Нет ни одной психической функции, которая бы не претерпела под воздействием страха. Страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств. Начинают исчезать положительные эмоции, и изменяется морально-волевая сфера ребенка. Поэтому необходимо обязательно бороться со страхом и со всеми вытекающими из него отрицательных эмоций, приводящих к разрушению человека как гармоничной личности.
Для борьбы с негативными эмоциями и создана система работы по развитию эмоциональной сферы «Гармония».
Основная ее цель повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, преодолеть тревожность, страхи и психическое напряжение через управление своими эмоциями, и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный
комфорт.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
• выявить преобладание страхов и определение степени их выраженности;
• способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать
свои характерные особенности и предпочтения;
развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности
к группе;
• помогать ребенку прожить определенное эмоциональное
состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
• ориентировать ребенка на собственные возможности в преодолении страхов;
• учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать
интерес к истории его семьи;
воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать
их настроение;
• вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
развивать творческие способности и воображение в процессе
игрового общения.
Программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет.
Занятия с подгруппой проводятся один раз в неделю, их продолжительность 30 минут.
Срок реализации программы 1 год.
В начале года и конце года проводится диагностическая работа, направленная на выявление у детей страхи и наличие тревожности. Чтобы получить точные данные о наличии тревожности, страхов или каких – либо других эмоциональных нарушений у ребенка, мы обращаемся к нескольким методикам, поскольку их совокупность дает более точные прогнозы о существовании однородных страхов переживаний у детей.
Средства, использованные в работе с детьми:
1. Диагностические
- тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.
- метод незавершенных предлождений Сакса Сиднея.
- тест «Дом – дерево – человек» - проективная методика Дж. Бука.
- методика по выявлению тревожности и страха – Захаров А. И. (1988 г.)
- анкетирование
2. Коррекционные методы.
- игровая и рисуночная терапия.
- психогимнастика
- аутотренинг
- релаксация
- психодрама
- телесная терапия
- эмоциональные качели.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для
этого в основном используются:
развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
упражнения (подражательно-исполнительского и творческого
характера, на мышечную релаксацию);
этюды;
Рассматривание рисунков и фотографий;
чтение художественных произведений;
рассказ воспитателя и рассказы детей;
сочинение историй;
беседы;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
слушание музыки;
рисование;
мини-конкурсы, игры-соревнования.
Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на ковре.
Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий
может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для
настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми
какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок
итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции,
впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.
В конце года проводятся итоговое занятие, направленное на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.
Ожидаемые результаты:
• преодоление основных страхов ребенка и снижение тревожности;
• психологический и личностный рост ребенка;
• гармонизация притязаний ребенка на социальное пространство его личности;
• умение регулировать неуверенность, страхи, тревожные состояния, препятствующие полноценному развитию ребенка;
• уметь эмоционально воспринимать и понимать окружающих и выражать свои чувства;
• понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать
конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
• выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через
мимику, жесты, движения, интонацию; понимать своего собеседника
по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам;
рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции; переносить
доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общении с людьми;
• принимать гостей у себя дома;
• общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
• оказывать помощь другим детям в трудной ситуации; рисовать свое генеалогическое древо.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п Тема Программное содержание Материалы и оборудование Количество занятий
Сентябрь
1, 2, 3, 4 Диагностика - тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.
- метод незавершенных предлождений Сакса Сиднея.
- тест «Дом – дерево – человек» - проективная методика Дж. Бука.
- методика по выявлению тревожности и страха – Захаров А. И. (1988 г.)
14 карточек рисунков
Карточки с 20 предложениями
Лист бумаги, простой карандаш
29 вопросов 4
октябрь
5 «Знакомство» - беседа «Знакомство»
-аутотренинг «Пляж»
- психогимнастика «После дождя»
-психогимнастика «Сказка об улыбке»
- рисунок «Рисую что хочу»
- игра «Птицелов»
- упражнение «Кулачки» Шарик, детская веселая музыка,
альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка 1
6 «Тайна моего имени» - беседа с детьми об именах, чтение стихотворения В. Бокова «Дарья»
- беседа «Что означает мое имя»
- игра «Имя растет»
- игра «Взрослое имя»
- игра «Цветок – имя»
- игра «МЫ очень любим»
- игра «Имя шепчут волны»
- сказка: придумывание сказки о человеке с опорой на звучание и значение имени
- рисунок «Ромашка с именем»
Списки толкований наиболее распространенных имен мальчиков и девочек, звуки «Леса» и «Моря», мяч, альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка 1
7 «Страхи» -приветствие
- аутотренинг «Пляж»
- игра «Дразнилки»
- психогимнастика
- беседа о страхе
- рисуночная терапия
- ритмическая игра «Сороконожки»
- подвижная игра «Пятнашки»
-психогимнастика «Спаси птенца»
Шарик, запись аутотренинга, карандаши, восковые мелки, альбомные листы. 1
8 «Мой внутренний мир» - беседа «Мой внутренний мир»
- упражнение «Солнечный зайчик»
- игра «Выдуманная биография»
- игра «Угадай кто я»
- рисунок «Ладошка» Белые и черные кружочки, «волшебная палочка», альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка 1
ноябрь
9 «Один за всех и все за одного» - аутотренинг «Пляж»
-этюд «Чунга – Чанга»
- игра – драматизация «Ночные звуки»
- игра «Сражение»
- упражнение «Олени»
- этюд «Отдых, сон на берегу моря» - магнитофон, аудиозаписи аутотренинга «Пляж», песни «Чунга – Чанга» и песни «От улыбки», маска «Утенка», поролоновые шарики, мячики. 1
10 «Мой любимый сказочный герой» - чтение отрывка из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила»
- игра «Знакомство со сказочным героем»
- упражнение «Расскажи стихотворение голосом сказочного героя»
- игра – пантомима «Кто здесь кто?»
- рисунок «Карнавал сказочных героев» Карточки с именами сказочных героев, рисунки с изображением сказочных героев, альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка 1
11 «Не бойся» - аутотренинг «Морское дно»
- игра – драматизация «Ночные звуки»
- игра «Захват вражеского корабля»
- упражнение «На корабле»
- упражнение «Братание»
- упражнение «Поделись улыбкою своей»
Магнитофон, аудиозаписи аутотренинга, программы «Морское дно», песни «От улыбки», маска «Утенка», краски, бумага для рисования 1
12 «Язык жестов и движений» - игра «Иностранец»
- игра «Березки»
- игра «Волшебный карман»
- игра «Цирк»
- игра «Изобрази сказку»
- игра «Смелый мальчик»
- игра «Сурдоперевод» Магнитофон и кассета с записью музыки, карточки к игре «Смелый мальчик» 1
декабрь
13 «Давайте жить дружно» - обсуждение стихотворения М. Пляцковского «Настоящий друг»
- игра «Гомеостат»
- игра «Живая скульптура»
- игра «Сиамские близнецы»
- игра «Строим цифры»
- игра «Печатная машинка»
- чтение стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком»
- игра «Камушек в ботинке»
Игра «Сбор рукопожатий»
Магнитофон и кассета с записью песни «Настоящий друг», карточки с буквами для игры «Печатная машинка» 1
14 «Мои страхи» - аутотренинг «Морское дно»
- этюд «Собака лает и хватает за пятки»
- игротерапия
- игра «Зайки»
- танец «Умирающий лебедь»
- упражнение «Олени»
Магнитофон, аудиозаписи аутотренинга «Морскре дно», песни «От улыбки», медленной музыки, маски лисы, зайца и утенка. 1
15 «Я с тобой» - игра «Торт»
- аутотренинг «Прогулка по лесу»
- этюд «Старый гриб»
- игра «Привидения»
- рисунок «Веселые и страшные приведения»
- игра «Жмурки в лесу»
- упражнение «Шарик»
- этюд «Игра с муравьем»
Магнитофон, аудиозаписи аутотренинга, песни «От улыбки», медленной музыки 1
16 «Мальчики девочки» - беседа «Наши отношения»
- игра «Кто сильнее»
- игра – драматизация «Спящая красавица»
- игра «Защитники девочек»
- чтение стихотворения С. Маршака «О мальчиках и девочках»
- рисунок «Мальчики и девочки»
Сюжетные картинки, на которых мальчики и девочки выполняют разные действия, альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка 1
январь
17 «Радость» - чтение стихотворения Г. Остера из цикла «Вредные советы»
- игра «Маска»
- беседа «Относительности радости»
- игра «Изобрази»
- этюд «Встреча с другом»
- рисунок «Ромашка радости»
Пиктограмма «Радость», одноцветные бумажные салфетки, клубок ниток 1
18 «Удивление» - чтение отрывков из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
- упражнение «Зеркало»
- игра «Изобрази»
- упражнение «Маски»
- игра «Фантазии»
- игра «Театр»
- этюд «Круглые глаза»
- рисунок «Чудеса»
Пиктограмма «удивление», клубок ниток, одноцветные бумажные салфетки, альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка 1
20 «Страх» - чтение стихотворения «Кто там страшный сидит в темноте»
- упражнение «Страх – это….»
- игра «Маски»
- игра «Рыбаки и рыбки»
- игра «Театр»
- этюд «Что в углу»
- игра «Книга страхов»
Пиктограмма «Страх», клубок ниток, одноцветные бумажные салфетки, альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка, лист А4 1
21 «Гнев» - чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Краденое солнце»
- игра «Толкование»
- игра «Порви круг»
- этюд «Хмурый орел»
- игра «Маски»
- игра «Руки знакомятся» Пиктограмма «Гнев», одноцветные бумажные салфетки 1
февраль
22 «Наши эмоции» - игра «Угадай эмоцию»
- игра «Прочитай письмо»
- игра «Джинн»
- игра «Встреча эмоций»
- игра «Полярные эмоции»
- игра «Зеркало»
- рисунок «Поезд эмоций»
Пиктограммы с изображением основных эмоций, пособие к игре»Прочитай письмо», рабочие листы, к игре «Полярные эмоции», альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка 1
23 «Храбрый я» - аутотренинг «Прогулка по лесу»
- этюды «Ой, ой, живот болит» и «Медвежата выздоровели»
- игра «Лесные привидения»
- рисунок «Когда ты боишься и что с этим делать»
- игра «Жмурки»
- упражнение «Шарик»
- этюд «Игра с муравьем»
Магнитофон, аудиозаписи аутотренингов «Прогулка по лесу» и «Психомышечное расслабление», музыка М. Красева «Жалобная песенка» 1
24 «Мой ласковый и нежный зверь» - беседа «Я и животные»
- игра «Животные»
- игра «Зоопарк»
- игра «Маски»
- игра «На кого я похож»
- рисунок «Несуществующее животное»
- игра «Доброе животное»
Мешочек с животными, маски животных, кассета со спокойной музыкой, альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка 1
25 «Лицо - зеркало наших переживаний» - аутотренинг «Котята»
- психогимнастика «Страшный зверь»
- беседа «Лицо – зеркало наших переживаний»
- игра «Какое у нас настроение»
- игра «Мир эмоций»
- упражнение «Котята оказались на корабле»
Магнитофон, запись аутотренинга «Котята», аутомышечного тренинга, 4-5 наборов из 5 картинок, изображающие в символической форме основные человеческие эмоции, игра «Мир эмоций» 1
март
26 «Общение с животным» - рассказ русской былины «Добрыня и змей» (пересказ Н. Колпаковой)
- беседа «Злая змея»
- упражнение «Разминка»
- конкурс на самого страшного Змея
- игра «Змея кусает свой хвост»
- беседа «Добрый Змей»
- рисунок «Добрый и красивый Змей»
- упражнение «Доброе слово Змею»
- игра «Заклинатели змей» Маска змея, былина «Добрыня и змей», альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка, кассета со спокойной музыкой 1
27 «Эмоциями живу» - аутотренинг «Котята»
- этюд «Охота котят»
- игра «Помоги фотографу»
- упражнение «На корабле»
Фотографии – эмоции, разрезанные варианты этих фото, шаблоны верхней части лица по количеству детей. Клей, бумага, кисточки, фломастеры, записи аутотренингов 1
28 «С кем я живу» - беседа «Семейная фотография»
- беседа «Обязанности в семье»
- игра «Родители и дети»
- чтение стихотворения М. Мазнина «Простое слово»
- этюд «Утреннее фото»
- беседа «Как сделать родителей счастливыми»
- рисунок «Мое генеалогическое древо» Заранее подготовленные фотографии семьи ребенка, рабочие листы «Моя семья» и «Мое генеалогическое древо», альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка 1
29 «Цветные страхи» - аутотренинг «Котята»
- игра «Ехал поезд запоздалый»
- рисунок «Как я победил свой страх»
Теневой театр, настольная лампа, ножницы, темная бумага, скотч, нитки, записи аутотренингов 1
апрель
30 «Правила домашнего этикета» - беседа «На меня в обиде мама…»
- чтение отрывка их стихотворения Э. Мошковской «Обида»
- беседа «Как просить прощения»
- игра «Встань на его (ее) место»
- игра «Мы очень любим»
- рисунок «МЫ – вместе»
Картинка «С каким лицом лучше просить прощения, мяч, альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка 1
31 «У страха глаза велики» - аутотренинг «Котята»
- этюд «Ласка»
- просмотр фильма «У страха глаза велики»
- метод «Эмоциональные качели»
- игра – драматизация (отрывок)
- этюд «Отдых» Фильм «У страха глаза велики», маски зайца, волка, кукольный театр, аудиозапись колыбельной песни, пьес «Сладкая гроза, «Песня жаворонка» П. Чайковского 1
32 «Мы команда» - аутотренинг «На северном полюсе»
- этюд «Северный полюс»
- игра «Баба – яга»
- танец «Заводная кукла сломалась» Цветик – семицветик, различные театральные атрибуты, магнитофон, медленной музыки. 1
33 «Путешествие на голубую звезду» - упражнение «Передай тепло души своей»
- аутотренинг «Путешествие на голубую звезду»
- рисование «МЫ все вместе» Сердце, корзина с фотографиями этюдов, акварель, бумага, кисти, записи аутотренингов. 1
май
34. Итоговое занятие «Путешествие в сказку» - введение в сказку
- игра «Имя шепчут волны»
- игра «Врасти в землю»
- игра «Радуга»
- игра «Комплименты»
- игра «Узнай эмоцию на ощупь»
- рисунок «Иллюстрации к сказке»
Фланелеграф и фигурки, Добрыня, Художник злой, еж, Еженька, Пятирог, людоеды, запись «шум моря», платок, пособие к игре «Узнай эмоцию на ощупь». 1
35, 36 Повторная диагностика - тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.
- метод незавершенных предлождений Сакса Сиднея.
- тест «Дом – дерево – человек» - проективная методика Дж. Бука.
- методика по выявлению тревожности и страха – Захаров А. И. (1988 г.)
14 карточек рисунков
Карточки с 20 предложениями
Лист бумаги, простой карандаш
29 вопросов 3
Список используемой литературы:
1. Иванова Н. Ф. «Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет». – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
2. Изард К. Е. «Психология эмоций». – Спб. : Питер, 1999.
3. Пазухина И. А. «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального развития дошкольников 4-7 лет: пособие для практических работников детских садов. - Спб. : «Детство – пресс», 2010.
4. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании : учебное пособие. – М. : ВЛАДОС, 1995 г.