Наталья Голева
Программа для детей дошкольного возраста «Я познаю мир»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я познаю мир» Воспитатель: Голева Н. И
ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Я познаю мир"
возраст детей : 6 лет
Срок реализации: 1 год
Воспитатель : Голева Н. И.
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом ФГОС, на основе Программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» авторы Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н.
Публикация «Программа для детей дошкольного возраста „Я познаю мир“» размещена в разделах
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования - истинно детской деятельности - и его активное внедрение в практику работы детской дошкольной образовательной организации.
Актуальность программы заключается в том, что с помощью метода экспериментирования, дети получают реальные представления о различных сторонах обследуемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе явлений окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цель программы :
Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Задачи:
1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.
2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
3. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
4. Развивать мыслительные операции, делать выводы.
5. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
6. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
7. Развивать коммуникативные навыки.
8. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента, физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.
Условия реализации:
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы: оборудована мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.
Оборудование детской лаборатории:
• Приборы - «помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги, ткани;
• медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.
Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Срок реализации – 2 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим: 1 раз в неделю; продолжительность – 20-30 минут.
Форма проведения - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.
Содержательный раздел
Образовательный процесс
Реализация содержания программы в образовательном процессе ДОУ.
Содержание данной программы реализуется в следующих видах педагогического процесса:
совместная деятельность взрослого и детей : опыты, трудовая и игровая деятельность и др. ;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
Формы работы с детьми:
«Игры-эксперименты» - это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка - манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
«Игры-путешествия» - заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников - основное действие - отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами - «найди» и «угадай».
Проблемная ситуация - это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.
. Комплексно-тематическое планирование
Старшая группа
Сентябрь
«Живое и неживое» Способствовать расширению и углублению представлений детей об объектах неживой природе. Развивать познавательную активность и интересы детей. Продолжать знакомить детей с объектами живой и неживой природы, взаимосвязи и взаимозависимости объектов. Пересаживание комнатных растений, высаживание семян гороха и фасоли «Мои любимые животные», «Как люди ухаживают за домашними животными», «Кто живет в лесу», «Сбор урожая», «Что сделано руками человека, а что является объектом природы», «Почему надо подкармливать птиц зимой» Смена времен года, растения на нашем участке, зимующие птицы
Октябрь
«Семена и плоды» Продолжать формировать знания детей о семенах и плодах, учить, выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений. Закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.
Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели «Из чего растут деревья», «Как мы вырастили урожай», «Что растет на нашем огороде», «Чем питаются птицы зимой», «Откуда эти детки?» Растения на огороде; что остается на деревьях после того, как опадают листья; семена разных деревьев
Ноябрь
«Вода и её свойства» Продолжать формировать знания детей о
необходимости воды для живого и неживого.
Познакомить со свойствами воды : не имеет формы,прозрачна и без запаха. Окрашивание воды красками, растворение веществ в воде, превращение льда и снега в воду «Зачем нужна вода», «Как ты отдохнул на море», «Какая в море вода», «Кто живет в море», «Какие зимние развлечения тебе нравятся?» Таяние снега, растворение сахара; соль, сахар и мука (сравнение)
Декабрь
«Снег и его свойства» Продолжать знакомить детей со свойствами снега и льда - цветом, формой. Формировать понимание зависимости природных изменений и появление снега. Исследование свойств снега в морозную погоду и во время оттепели «Зимние забавы», «Как можно играть со снегом», «Что бы ты хотел слепить из снега?» Цвет снега в разное время суток.
Январь
«Песок» Закреплять знания детей о свойствах песка, его разновидностях (желтый, белый, коричневый) о применении песка. Пересыпание песка, мокрый песок и сухой; изготовление поделок из песка, рассматривание песчинок (песок в стакане воды) «Что можно сделать из песка», «Где можно встретить песок?» Песок после дождя, полив песка, песок в сухую погоду, цвет песка
Февраль
«Глина» Познакомить детей со свойствами глины, её применением. Выявление свойств глины: сухая, твердая, глина в виде порошка, как сделать глину мягкой «Игрушки из глины», «Посуда из глины» Глина (выявление свойств)
«Камни» Формировать представление о классификации камей по видам. Рассказать детям о камнях, их свойствах. Обследование камней: размер, вес, цвет «Где можно найти камни», «Какие камни есть в нашей коллекции Камни и камешки на нашем участке (рассматривание)
Март
«Бумага и картон» Познакомить детей с бумагой : свойствами, назначением, видами. Исследование свойств бумаги и картона: складывание, разрезание, намокание, разрывание «Для чего нужен картон», «Как используется бумага», «Что можно сделать из бумаги», «Бумага цветная и белая» Различные свойства бумаги в повседневной деятельности, картон и гофрированная бумага
«Ткани» Закреплять знания детей о теплых и тонких тканях, учить устанавливать зависимость изготовления одежды и ткани от сезона. Показать разнообразие цветов и рисунков на ткани. Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота «Из чего сделана твоя одежда», «Где шьют одежду», «Какая одежда мне нравится», «Мое любимое платье» Одежда в разное время года
Апрель
«Дерево» Познакомить детей со свойствами дерева, изделиями из дерева, их
назначением. Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твердость «Что делают из дерева», «Какие предметы делают из дерева», «Какие деревья растут в лесу» Деревья в разное время года
«Металл» Познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни
человека. Показать разнообразие изделий из металла и их функциональное назначение. Выявление свойства металла: тонет или нет в воде, можно ли смять, согнуть, разбить «Предметы, которые нас окружают», «Зачем нужны вещи из металла», «Металлические предметы и неметаллические» Предметы из металла (рассматривание)
Май
«Пластмасса» Познакомить детей с пластмассой, ее свойствами и предметами, изготовленными из нее. Опыты с водой, сравнение изделий из тонкого и толстого пластика «Что является объектом природы», «Из чего игрушки сделаны», «Как люди используют изделия из пластмассы» Вещи, изготовленные из пластмассы (рас-сматривание)
Особенности образовательной деятельности разных видов
В процессе работы по программе используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
в характере решаемых задач;
в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны;
при организации опытнической деятельности используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проверка гипотез, предположений через организацию опыта.
4. Фиксация опыта.
5. Обсуждение увиденных полученных результатов.
6. Формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей является метод проектирования. Использование педагогического проектирования образовательного процесса в условиях развития ДОУ требует и от педагогов индивидуальных оригинальных подходов, находок и решений, продуктивной и творческой деятельности, что способствует, с одной стороны, саморазвитию педагога, повышению его профессиональной компетентности, а с другой стороны, делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей воспитанников. А также метод проектирования позволяет формировать личностные качества ребенка:
умение работать в коллективе;
умение подчинять свой темперамент интересам общего дела;
учиться решать проблемы, договариваясь друг с другом;
учиться обсуждать результаты деятельности каждого члена команды, развивая свою самооценку.
Проектирование ориентировано на уникальные отношения «Ребенок - взрослый», которые строятся на основе «со-деятельности», «со-творчества».
Разнообразная деятельность с детьми не просто развивает у ребенка умения и навыки, но и помогает ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле разнообразные материалы, дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность малыша, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, осуществлять задуманное. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально.
Познавательная ценность проектов заключается в том, что дети приобретают определенный объем знаний; Родители с интересом участвуют в проектировании. При положительном эмоциональном контакте ребенок будет развиваться полноценной творческой личностью.
Если ребенок не будет получать положительного подтверждения значимости его действий, его труда в семье, воспитатель не сможет добиться желаемого результата.
Поэтому очень важно донести до родителей значимость педагогического проектирования и образовательного процесса в целом, способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
Поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения (гипотезы) в свободной и ненапряженной обстановке, особенно - путем обсуждений в малых группах.
Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций - так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
Оформить мини-стенд «О чем хочу узнать завтра».
Поддерживать деятельность детей по сбору коллекций.
Разработка и реализация проектов, их презентация для сверстников, педагогов, родителей.
Принять участие в конкурсе «Я исследователь».
Оформить презентации «Мы экспериментируем».
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Система взаимодействия с родителями в данном направлении включает:
участие родителей в пополнении выставки «умных книг» познавательной литературы, иллюстрированными альбомами и детскими энциклопедиями;
участие родителей в пополнении детской лаборатории различными материалами, для проведения исследований;
проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; «Организация домашней лаборатории»;
оформление папок передвижек: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Проведение опытов с детьми дома»;
презентация центра опытно-экспериментальной деятельности в группе;
проведение совместных досугов, экскурсий, мастер-классов, семинаров- практикумов «Встречи в семейной лаборатории»;
. Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимо :
• наличие центра - лаборатории для детского экспериментирования в группе;
• демонстрационное лабораторное оборудование;
• дидактический материал.
Методическое обеспечение
1. Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 127 с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. В Дыбиной. - 2-е изд., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 192 с.
3. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет. - СПб. : Речь, 2006. - 64 с.
4. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 224 с.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 56 с.
6. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - М. : Учитель, 2012.
7. Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 64с.
8. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 320 с.
9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 240 с.
10. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. / Авт. -сост. : З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова. - СПб: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013. - 160 с.
11. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.