Юлия Петрова
Профориентационная подготовка людей с ОВЗ трудоспособного возраста
▼ Скачать
Утверждаю
Заведующий СРО
«Психоневрологический интернат №6»
___Ж. С. Пекарева
«___» ___2021г.
Методическая тема: «профориентационная подготовка людей с ограниченными возможностями здоровья»
Петровой Юлии Романовны
Инструктора по труду
Центр социальной реабилитации инвалидов
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания
Публикация «Профориентационная подготовка людей с ОВЗ трудоспособного возраста» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Ранняя профориентация дошкольников
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
«Психоневрологический интернат №6»
Профориентационная подготовка людей с ограниченными возможностями здоровья
Цель программы – ознакомление с наиболее распространенными массовыми профессиями.
Задачи программы:
• разъяснение общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;
• знакомство с особенностями социально-производственной инфраструктуры микрорайона города;
• привитие элементарных трудовых навыков;
• привитие основ трудовой культуры;
• формирование положительной направленности к трудовой деятельности;
• помощь в выборе профессии.
Профориентационная работа ведется по следующим направлениям:
• профессиональное информирование : уроки профориентации, индивидуальные и групповые занятия по психокоррекции и социальной адаптации, лекции, беседы, стенды и презентации с описанием профессий, подходящих для людей с ОВЗ. Это и сведения о широком мире профессий, и информация о профессиональных учебных заведениях, пропаганда наиболее востребованных профессий;
• диагностическая: анкетирование реабилитантов;
• профессиональная консультация : изучение личностных качеств человека с ОВЗ, его способностей, профессиональных намерений, составление психологического портрета;
• экскурсионная: экскурсии на предприятия, в службу занятости и т. п. ;
• кружковая: в нашем учреждении работает ряд предметных, декоративно-прикладных кружков, студий, позволяющих получать знания и умения в овладении некоторыми профессиями; развивать профессиональные интересы, склонности, способности;
• профессиональные пробы : в течение учебного года в рамках учреждения.
Ожидаемые результаты: в ходе обучения реабилитанты должны понять значимость и важность различных профессий, усвоить элементарные трудовые навыки, овладеть основами трудовой культуры, знаниями техники безопасности, сформировать положительную направленность к трудовой деятельности, определиться с выбором профессии.
Одним из приоритетных направлений социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для людей с отклонениями в развитии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.
Поэтому главным направлением профориентационной работы является воспитание у людей с ОВЗ интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.
Изучение мотивов выбора профессии показало, что люди с ОВЗ имеют неглубокие представления о профессиях, о требованиях, предъявляемых к способностям, знаниям и личным качествам человека, выбравшего ту или иною специальность.
В связи с этим особо значимой является проблема приобретения адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.
С учётом данных проблем была скорректирована система подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности, где ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего реабилитационного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей к труду.
Профориентационная работа осуществляется в 2 этапа.
Обучение по первой части программы проходило в 2018-2019г:
Информационный этап.
– формирование у людей с ОВЗ любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии людей из ближайшего окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности в различные виды познавательной, общественно полезной, трудовой деятельности;
– формирование начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
На данном этапе обучения профориентационная работа с реабилитантами ведется на уровне профинформации. Люди с ОВЗ получают знания об особенностях основных профессий, связанных с интеллектуальной и физической трудовой деятельностью людей; усваивают основные требований к человеку той или иной профессии (на примере изученных); овладевают простейшими трудовыми навыками и используют их в повседневной жизни.
На этом этапе обучения используются различные методы обучения:
Обучение по второй части программы проходило в 2019-2020г:
Активно-поисковый этап.
– помочь сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии;
– профессиональное определение – подготовка к адекватному выбору профессии, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.
На данном этапе формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Реабилитантам оказывается индивидуальная консультационная помощь в выборе профессии, определении стратегии действий по освоению запасного варианта.
На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, проводят первые профессиональные пробы.
Профориентационная деятельность осуществляется через углубленную трудовую подготовку. Внимание сосредоточивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов; реабилитанты знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.
Скрытые резервы профориентации таятся в начальном звене обучения.
Для того, чтобы реабилитант осознанно сделал выбор, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд они наблюдают изо дня в день.
В профориентационной работе особое внимание уделяется и профессиональным пробам, как уникальной возможности познакомиться с профессией на практике, узнать ее особенности.
Профессия Профессиональная проба
Санитар В течении 1 недели реабилитант самостоятельно работает санитаром на базе учреждения.
Садовник Выращивание рассады, работа в теплице и уход за цветочными клумбами на территории учреждения.
Уборщик территории Работа по благоустройству территории учреждения
Курьер Доставка документации
Расширению “воспитательного пространства”, необходимого для формирования готовности к жизненному самоопределению, способствует система дополнительного образования, которая представлена сетью кружков, студий предметной, художественно-эстетической направленности, таких как: “Бумажная пластика”, “Флористический дизайн”, “Оригами”, “Чудесная глина”, “Тестопластика”, “Волшебная кисточка” и др., реализующих дифференцированные, разноуровневые, индивидуализированные образовательные программы.
При выборе вида деятельности учитываются желание реабилитантов обучаться по той или иной технике, его возможности, особенности его психофизического состояния, адекватность самооценки имеющихся возможностей. Реабилитанты знакомятся с разными видами техник и технологий (квиллинг, изонить, модульное оригами и т. д., расширяется их политехнический кругозор; совершенствуются общетрудовые и специальные навыки по выбранному направлению. Они имеют возможность изменять свой выбор, пробовать себя в разных видах художественного, предметно-прикладного творчества. Эти допрофессиональные пробы позволяют сделать выбор и сформировать собственный заказ раннего допрофессионального образования или, при условии несформированности профессиональных притязаний, дальнейшего трудового обучения.
Организованная таким образом профориентационная работа позволяет осуществить комплексный, системный подход, когда каждая из форм воздействия закладывает фундамент для последующей, одно мероприятие вытекает из другого, является его продолжением, но уже большим по объему и содержанию.
Наиболее высокие результаты выявлены по мотивационно-потребностному критерию, наиболее низкие результаты – по деятельностно-практическому критерию, что позволяет сделать вывод, что у реабилитантов более всего развит интерес к трудовой и профессиональной деятельности, положительное отношение к ней, но недостаточно сформированы трудовые навыки, недостаточно развитое трудолюбие.
Таким образом, формирование представлений о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения и воспитания, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности людей с ОВЗ.