МААМ-картинки

Профориентация в детском саду. Современные методы и технологии по ознакомлению дошкольников с миром профессий

Людмила Костина
Профориентация в детском саду. Современные методы и технологии по ознакомлению дошкольников с миром профессий
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Профориентация в детском саду. Современные методы и технологии по ознакомлению дошкольников с миром профессий.

Материал подготовила: воспитатель МКДОУ «Д/С №31» Костина Л. Н.

Сколько профессий, и все хороши:

Каждый способен найти для души.

Стряпает торты и кексы кондитер,

Груз на машине привозит водитель.

Смелый пожарный потушит огонь,

Спляшет на сцене артист под гармонь.

Ловит рыбак судака и треску,

Клоуны в цирке разгонят тоску.

В цехе портные одежду сошьют,

А продавцы её нам продают.

Каждое дело по-своему ценно,

Публикация «Профориентация в детском саду, Современные методы и технологии по ознакомлению дошкольников с миром профессий» размещена в разделах

И пригодится всегда непременно!

Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система общего образования ставит целью формирование личности, готовой к труду. Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых [22]. Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [15], является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства : ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Поэтому введение ранней профориентации в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Итак, труд как ценность. Что это значит:

Характеристика: В ценностных ориентациях данного порядка отражены радость труда, любимая профессия, труд как благо общества, возможность и необходимость трудиться с полной отдачей сил.

Механизм формирования : Создание ситуаций, позволяющих детям трудиться, заботиться о ближних; рассказы о профессиях родителей и знакомство с людьми труда.

Как же организовать работу, какими методами воспользоваться, для правильного формирования у дошкольников отношения к труду, к разным профессиям.

В этом нам всегда помогают хорошо знакомые нам методы и приёмы обучения. Это:

- непосредственно образовательная деятельность

- игры

- наблюдения

- совместная деятельность

- беседы

- чтение детской художественной литературы

- экскурсии и встречи с людьми разных профессий.

Но всегда интересно узнать и попробовать в своей работе что-то новое, необычное. И сегодня я хочу рассказать о новых, современных приёмах знакомства дошкольников с миром профессий.

1. Лэпбук. Лэпбук познакомит ребенка с различными профессиями, их атрибутами, спецодеждой к ним. Расскажет о классификации профессий и поможет детям сориентироваться в многообразии профессий.

Используя «лэпбук» можно добиться следующих результатов:

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление).

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.

3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.

4. Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта и тематической недели.

2. Профессиограмма. Одним из предполагаемых нововведений воспитательно-образовательной работы с детьми по ранней профориентации является «Профессиограмма». Профессиограмма - это таблица, которая включает в себя описание особенностей определенной профессии, состоящая из восьми секторов:

- место работы;

- материал для работы;

- форменная одежда;

- орудие труда;

- трудовые действия;

- личностные качества;

- результат труда;

- польза труда для общества.

Такая профессиограмма ложится на любую профессию.

3. Кейс-технология.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.

Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Но в кейс-методе проблема ставится перед детьми на основе реальных событий, а в проблемной ситуации, создаваемой воспитателем, ситуация не всегда выглядит реалистично, очень часто героями предложенных ситуаций являются либо сказочные герои, либо вымышленные персонажи.

Ситуации, которые описывают в кейсах, всегда реалистичны. Предполагается, что похожие случаи могут произойти с детьми в их жизни. Главными персонажами в кейсах должны являться конкретные люди, а лучше дети. В проблемной ситуации есть одно правильное решение, а в кейс-метод предполагает наличие множества решений.

В дошкольном детстве рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяем следующие формы:

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

Пример: рассказ Б. Житкова " На льдине". Льдину оторвало и понесло в море. Рассматривание иллюстрации, обсуждение: что делать? кто поможет? Вывод: помогут спасатели, работники МЧС.

4. Квест-игра.

Большую роль в образовательной деятельности играет применение нетрадиционных методов и приемов в разных направлениях работы с детьми. Профориентация не является исключением и так же требует от воспитателей интересных и нестандартных технологий знакомства детей с огромным миром профессий. Именно к таким технологиям относится квест.

Использование квестов позволяет уйти от обыденных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Данная форма работы с детьми позволяет задействовать неограниченное количество участников квест-игры. В процессе игры каждый участник может применить свои знания, умения и навыки в практической деятельности. Сюжет игры может быть предопределён или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Структура образовательного квеста состоит из 4 частей:

вводная часть (прописывается сюжет, роли, проблемная ситуация предстоящей игры);

основная часть, задания (этапы, вопросы, ролевые задания);

порядок выполнения (система поощрений и штрафов за прохождение этапов квеста);

оценка (итоги, призы).

Задания могут подбираться воспитателем в соответствии с возрастом воспитанников и в соответствии с выбранной тематикой. Это могут быть как и элементарные разрезные картинки для младшей группы, так и логические цепочки по профессиональным особенностям той или иной профессии для старших дошкольников. Подвижные эстафеты с продуктами питания в помощь повару, либо игра «Угадай, чей голосок» - показывая какими качествами должен обладать полицейский. Игр и заданий великое множество.

5. Навигатум «Развивающая игровая среда «Навигатум. В мире профессий». Это готовый продукт, который можно купить для работы.

Основными инструментами, входящими в комплект ИГР являются:

- Книга профисказок и альбом-иллюстации к книге;

- карточки с изображением различных объектов по отраслям;

- анимационные видеоматериалы (мультфильмы);

- карта-пазл «Взросляндия».

Вся линейка развивающей продукции " НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ" для малышей и дошкольников о профессиях и труде.

Все мультфильмы являются частью развивающей программы для малышей, включающей в себя игры-занятия на основе проекта «В мире профессий.

В рабочие материалы проекта входят:

Стихотворения-мультфильмы;

Раскраски по профессиям;

Методические рекомендации по проведению занятий (включают в себя весь сценарий занятия, стихи-загадки, описание игр и др.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Профессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессийПрофессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессий Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения,.

Ранняя профориентация в детском садуРанняя профориентация в детском саду Сегодня хочу поделиться с вами своей работой в области ранняя профориентация в доу. В этом году я выпустила подготовительную группу и мной.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профориентация в детском саду. Современные методы и технологии по ознакомлению дошкольников с миром профессий
Опубликовано: 28 апреля 2023 в 11:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профориентация в детском саду. Современные методы и технологии по ознакомлению дошкольников с миром профессий» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Костина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД