Людмила Костина
Профориентация в детском саду. Современные методы и технологии по ознакомлению дошкольников с миром профессий
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Профориентация в детском саду. Современные методы и технологии по ознакомлению дошкольников с миром профессий.
Материал подготовила: воспитатель МКДОУ «Д/С №31» Костина Л. Н.
Сколько профессий, и все хороши:
Каждый способен найти для души.
Стряпает торты и кексы кондитер,
Груз на машине привозит водитель.
Смелый пожарный потушит огонь,
Спляшет на сцене артист под гармонь.
Ловит рыбак судака и треску,
Клоуны в цирке разгонят тоску.
В цехе портные одежду сошьют,
А продавцы её нам продают.
Каждое дело по-своему ценно,
Темочки:
И пригодится всегда непременно!
Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система общего образования ставит целью формирование личности, готовой к труду. Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых [22]. Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [15], является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства : ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Поэтому введение ранней профориентации в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.
Итак, труд как ценность. Что это значит:
Характеристика: В ценностных ориентациях данного порядка отражены радость труда, любимая профессия, труд как благо общества, возможность и необходимость трудиться с полной отдачей сил.
Механизм формирования : Создание ситуаций, позволяющих детям трудиться, заботиться о ближних; рассказы о профессиях родителей и знакомство с людьми труда.
Как же организовать работу, какими методами воспользоваться, для правильного формирования у дошкольников отношения к труду, к разным профессиям.
В этом нам всегда помогают хорошо знакомые нам методы и приёмы обучения. Это:
- непосредственно образовательная деятельность
- игры
- наблюдения
- совместная деятельность
- беседы
- чтение детской художественной литературы
- экскурсии и встречи с людьми разных профессий.
Но всегда интересно узнать и попробовать в своей работе что-то новое, необычное. И сегодня я хочу рассказать о новых, современных приёмах знакомства дошкольников с миром профессий.
1. Лэпбук. Лэпбук познакомит ребенка с различными профессиями, их атрибутами, спецодеждой к ним. Расскажет о классификации профессий и поможет детям сориентироваться в многообразии профессий.
Используя «лэпбук» можно добиться следующих результатов:
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление).
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.
3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта и тематической недели.
2. Профессиограмма. Одним из предполагаемых нововведений воспитательно-образовательной работы с детьми по ранней профориентации является «Профессиограмма». Профессиограмма - это таблица, которая включает в себя описание особенностей определенной профессии, состоящая из восьми секторов:
- место работы;
- материал для работы;
- форменная одежда;
- орудие труда;
- трудовые действия;
- личностные качества;
- результат труда;
- польза труда для общества.
Такая профессиограмма ложится на любую профессию.
3. Кейс-технология.
Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.
Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Но в кейс-методе проблема ставится перед детьми на основе реальных событий, а в проблемной ситуации, создаваемой воспитателем, ситуация не всегда выглядит реалистично, очень часто героями предложенных ситуаций являются либо сказочные герои, либо вымышленные персонажи.
Ситуации, которые описывают в кейсах, всегда реалистичны. Предполагается, что похожие случаи могут произойти с детьми в их жизни. Главными персонажами в кейсах должны являться конкретные люди, а лучше дети. В проблемной ситуации есть одно правильное решение, а в кейс-метод предполагает наличие множества решений.
В дошкольном детстве рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяем следующие формы:
1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.
Пример: рассказ Б. Житкова " На льдине". Льдину оторвало и понесло в море. Рассматривание иллюстрации, обсуждение: что делать? кто поможет? Вывод: помогут спасатели, работники МЧС.
4. Квест-игра.
Большую роль в образовательной деятельности играет применение нетрадиционных методов и приемов в разных направлениях работы с детьми. Профориентация не является исключением и так же требует от воспитателей интересных и нестандартных технологий знакомства детей с огромным миром профессий. Именно к таким технологиям относится квест.
Использование квестов позволяет уйти от обыденных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Данная форма работы с детьми позволяет задействовать неограниченное количество участников квест-игры. В процессе игры каждый участник может применить свои знания, умения и навыки в практической деятельности. Сюжет игры может быть предопределён или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
Структура образовательного квеста состоит из 4 частей:
вводная часть (прописывается сюжет, роли, проблемная ситуация предстоящей игры);
основная часть, задания (этапы, вопросы, ролевые задания);
порядок выполнения (система поощрений и штрафов за прохождение этапов квеста);
оценка (итоги, призы).
Задания могут подбираться воспитателем в соответствии с возрастом воспитанников и в соответствии с выбранной тематикой. Это могут быть как и элементарные разрезные картинки для младшей группы, так и логические цепочки по профессиональным особенностям той или иной профессии для старших дошкольников. Подвижные эстафеты с продуктами питания в помощь повару, либо игра «Угадай, чей голосок» - показывая какими качествами должен обладать полицейский. Игр и заданий великое множество.
5. Навигатум «Развивающая игровая среда «Навигатум. В мире профессий». Это готовый продукт, который можно купить для работы.
Основными инструментами, входящими в комплект ИГР являются:
- Книга профисказок и альбом-иллюстации к книге;
- карточки с изображением различных объектов по отраслям;
- анимационные видеоматериалы (мультфильмы);
- карта-пазл «Взросляндия».
Вся линейка развивающей продукции " НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ" для малышей и дошкольников о профессиях и труде.
Все мультфильмы являются частью развивающей программы для малышей, включающей в себя игры-занятия на основе проекта «В мире профессий!».
В рабочие материалы проекта входят:
Стихотворения-мультфильмы;
Раскраски по профессиям;
Методические рекомендации по проведению занятий (включают в себя весь сценарий занятия, стихи-загадки, описание игр и др.)