Мария Крюкова
Профилактика возникновения дисграфии в рамках социализации дошкольников с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика возникновения дисграфии в рамках социализации дошкольников с речевыми нарушениями
Организация процесса обучения и воспитания, при которой все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками не имеющими ограниченных возможностей здоровья в общеобразовательных учреждениях общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают им необходимую специальную поддержку – это одна из стратегий развития образования на сегодняшний день.
Публикация «Профилактика возникновения дисграфии в рамках социализации дошкольников с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В последнее время отмечается значительный рост количества детей, имеющих речевые нарушения. У младших школьников с нарушениями речи наблюдается большое количество ошибок, как в устной, так и в письменной речи, причиной которых, по большей части, служит недоразвитие языкового анализа и синтеза, а именно его слоговой части. Своевременная и правильно организованная работа по предупреждению нарушений письменной речи у старших дошкольников с нарушениями речи является одной из главных задач, стоящих перед учителями-логопедами дошкольной организации.
Цель: обеспечить переход детей с речевыми нарушениями с одной ступени образования на другую, исключив возможные трудности (недоразвитие навыка языкового анализа и синтеза).
Главной задачей в осуществлении цели будет усвоение определенной системы знаний (овладение навыком звуко-слогового анализа и синтеза, позволяющих детям с речевыми нарушениями функционировать в качестве полноправного члена общества.
Главным направлением в предупреждении возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза будет формирование и развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Нами были разработаны основные этапы и направления коррекционно-логопедической работы по профилактике возникновения нарушений письменной речи у детей с речевыми нарушениями. За основу была взята методика коррекционно-логопедической работы Р. И. Лалаевой. Внесённые изменения основывались на теории поэтапного формирования умственных действий по П. Я. Гальперину.
Работа предполагает 2 этапа: подготовительный и основной.
Мы считаем важным проводить предварительную работу по развитию анализа и синтеза как составляющих мышления, что в свою очередь должно стать основой для формирования языкового (слогового) анализа и синтеза. Учитывая особенности детей с нарушениями речи, на подготовительном этапе работы следует развивать у детей чувство ритма с использованием средств логопедической ритмики. Развитые анализ, синтез и чувства ритма станут основой развития языкового (слогового) анализа и синтеза.
Основными направлениями подготовительного этапа, цель которого формирование базы для развития анализа и синтеза предложений и слогового анализа и синтеза являются:
- развитие операций мышления (анализа и синтеза);
- развитие речеслухового внимания;
- развитие речеслуховой памяти;
-формирование умения воспринимать и воспроизводить ритм с использованием средств логопедической ритмики.
Развитие операций мышления (анализа и синтеза) предполагает развитие предметного анализа и синтеза с использованием различных предметов, игрушек, игрушечных животных и т. д.
С этой целью могут использоваться следующие задания: «Назови части стола», «Собери «чайник». Назови его части», «Вставь слоги и у тебя получатся часы» (ре…шок, цифер, стрел, «Раздели на части, назови их», «Нарисуй части у стула. Назови их».
Развитие речеслухового внимания осуществляется на логопедических занятиях следующим образом:
Логопед называет слова и звукосочетания, дети хлопают в ладоши тогда, когда слышат слова, например: сок, доска, нун, фых и т. д.
Логопед произносит слова. Дети хлопают в ладоши только тогда, когда услышат названия овощей, например: лёд, помидор, морковь, сыр и т. д.
Для развития речеслуховой памяти используются следующие упражнения:
Запомните и повторите:…. какое слово новое?
Поменяйте в слове мыло (мало, тело, дело, село) первый (последний) слог так, чтобы получилось новое слово.
Формирование умения воспринимать и воспроизводить ритм с использованием средств логопедической ритмики, которая является необходимой составляющей в комплексной коррекционной работе. Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения.
Логопедическая работа по развитию ритмической организации речи ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения:
Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.
1. Развитие восприятия ритмических структур.
Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами:! --- ; ---;! ! !; --- и т. д.
Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.
2. Воспроизведение и сравнение ритмических структур.
Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
3. Формирование ритмической организации высказывания.
Предусматривается постепенное усложнение предлагаемого речевого материала : от односложных слов без стечения согласных (дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч) до многосложных слов без стечения и со стечением согласных и с перемещением ударного слога при изменении грамматических форм (доска—доски, дерево—деревья, окно— окна, колесо—колеса)
Основной этап работы предполагает использование традиционной методики формирования слогового анализа и синтеза.
Целями основного этапа коррекционно-логопедического воздействия (этап развития слогового анализа и синтеза и анализа и синтеза на уровне предложения) являются развитие умения делить слова на слоги, а также развитие умения составлять слова из слогов.
Направления работы основного этапа:
Слоговой анализ:
- определение количества слогов в слове;
- слоговой анализ на основе представлений.
Слоговой синтез (синтез слов из слогов)
Слоговой анализ и синтез
На данном этапе мы предлагается использовать разработанную нами систему упражнений с использованием интерактивной доски.
Работа по предупреждению возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза проводится на логопедических занятиях (2-3 раза в неделю). Задания, направленные на преодоление этих ошибок, включаются в структуру НОД. Важным компонентом коррекционной работы является развитие ритмической организации речи посредством использования специальных упражнений под музыку, на занятиях по логоритмике. Элементы таких занятий проводятся в качестве организационных моментов и динамических пауз во время логопедического занятия и НОД. Логоритмика является необходимой составляющей в комплексной коррекционной работе. Таким образом, коррекция осуществляется совместными усилиями воспитателя и учителя-логопеда.
Сочетание традиционных технологий с инновационными в рамках профилактики возникновения дисграфии у детей с речевыми нарушениями дает хороший результат, что проявляется в успешной социализации таких детей в школе.