Юлия Чуприна
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей.
Актуальными задачами физического воспитания являются правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а также профилактика и коррекция возможных нарушений. Это обусловлено тем, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей дошкольного возраста, наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, в частности нарушение осанки и уплощение стоп.
Публикация «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей» размещена в разделах
Стопа человека осуществляет опорную, рессорную и локомотивную функции. Вследствие этого в строении стопы имеются существенные особенности, обусловленные прежде всего вертикальным положением туловища. Пальцы стопы короткие и менее подвижные, плюсна мощная и прочная; кости располагаются в разных плоскостях и образуют продольный и поперечный своды. Укрепляют своды стопы туго натянутые связки, называемые пассивными «затяжками» стопы. В укреплении сводов стопы важную роль выполняют мышцы, которые являются активными «затяжками» стопы. Таким образом, конструкция стопы в виде сводчатой арки поддерживается благодаря форме костей, прочности связок и тонусу мышц. (М. Сапин, Г. Билич).
Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся. В то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что приводит нередко к диагностическим ошибкам (И. Ловейко). Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сводов стопы, относительно слабо развиты. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов (И. Ловейко).
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка (В. Страковская).
Стопа – дистальный (дальний) сегмент нижней конечности, при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию.
С точки зрения биомеханики здоровая стопа имеет функционально целесообразное анатомо-физиологическое строение, и от ее состояния зависят плавность. Легкость ходьбы и экономичность энергозатрат (Е. Бабенкова).
Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом (И. Сергееня).
Наш опыт организации и проведения работы профилактической и коррекционной направленности на базе дошкольного образовательного учреждения №24 г. Ростова-на-Дону свидетельствует о том, что успешная профилактика и коррекция плоскостопия у детей возможны на основе комплексного подхода, который заключается с одной стороны, в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений, с другой стороны – в преемственности различных его видов и форм.
Важными условиями предупреждения деформации стоп являются гигиена обуви и правильный ее подбор, поэтому воспитатели обращают особое внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, на занятиях физической культурой, и дают соответствующие рекомендации родителям.
Представленная методика организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия в условиях дошкольных учреждений, которая предусматривает комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного уменьшения числа детей, имеющих деформацию стоп.
Предлагаем вашему вниманию комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Он может применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию – в утренней зарядке, гимнастике после сна и т. п.
Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.
Комплекс «Веселые зверята»
1. «Верблюд танцует».
И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.
Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
2. «Неуклюжий медвежонок»
И. п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же, кружась на месте вправо-влево.
3. «Радостный сурок».
И. п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
1-2- полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4- и. п.
4. «Тигренок потягивается»
И. п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.
1-2- выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4-и. п.
5. «Обезьянки – непоседы»
И. п. -сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол, руки произвольно.
1-2 –встать; 3-4- стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп; 5-6-сесть; 7-8- вернуться в и. п., сохраняя при этом правильную осанку.
6. «Ловкие зайчата».
И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.
1-16 – подскоки на носках (пятки вместе).