Екатерина Бурковская
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Плоскостопие — довольно неприятный недуг, который, формируясь в раннем детстве, способен негативно сказаться на всей последующей жизни ребенка. При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.
Публикация «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Симптомы наличия плоскостопия у ребенка
Ребенок может жаловаться на усталость от хождения и боль в ногах при незначительных для его возраста физических нагрузках. У малыша может нарушаться осанка, меняться установка стоп и начинает стираться по внутреннему краю обувной каблук.
Деформация стопы определяется визуально.
Родители в домашних условиях могут самостоятельно определить наличие деформации стоп у ребенка. Для этого малыш оставляет отпечатки подошвы ног на ровной поверхности. Мокрый след должен иметь значительный пробел по внутреннему краю. При любых отклонениях и жалобах ребенка на боль в ногах следует обратиться за консультацией к врачу.
После 1 года можно ввести ребенку комплекс упражнений на специальном массажном коврике-аппликаторе.
Можно купить цельный массажный коврик, а можно выбрать коврик-пазл, который будет для ребенка и веселой игрой, и эффективной профилактикой патологии стоп. Коврики оснащены особой фактурой — неровностями по типу «Ракушки», «Галька», «Шипы» и так далее. Хождение и упражнения на квадратах с разными поверхностями-фактурами стимулирует различные активные точки стоп.
Профилактические коврики мягче, чем коврики для лечения плоскостопия. Они выполнены их эластичных материалов, хождение по ним не доставляет выраженных неприятных ощущений.
Важно, чтобы ребенок занимался на коврике каждый день, хотя бы по 20-30 минут. Это позволит избежать патологических отклонений в росте голеностопа и свода стоп.
Если коврика нет, и средств на его приобретение тоже нет, напольный аппликатор можно сделать ребенку своими руками. Для этого подойдут и пуговицы, и ракушки, и крупные бобы, и плоды каштана. На аппликаторе собственного изготовления или фабричного производства ребенок вместе с мамой может практиковать:
хождение на пяточках;
хождение на носочках;
перемещение на наружных краях стоп;
перекаты с наружного края на внутреннюю часть стопы;
шаги с подогнутыми внутрь пальцами стоп.
Сидя на стуле, ребенок может совершать круговые движения стопами, поджимание пальчиков ног, а также подтягивание носочков к себе и от себя. Стоя полезны подъемы на носочках, приседания, при которых пяточки не отрываются от пола.
Эти простые упражнения можно ввести в состав ежедневной гимнастики для дошкольников. В большинстве детских садов упражнения для профилактики плоскостопия введены в перечень упражнений для утренней зарядки и физкультурных минуток.
Для профилактики плоскостопия рекомендуют также :
ванночки для ног. Перед сном держите ножки в течение 5 минут в тёплой воде с солевым раствором или травяным (ромашковым, хвойным) настоем. Полезны контрастные обливания тёплой и прохладной водой с последующим растиранием полотенцем;
ходить босиком. Только следите, чтобы поверхность не была плоской и ровной. В летнее время полезно ходить по траве, морской гальке, песку;
лазать по канату и верёвочной лестнице;
отказаться от таких видов нагрузок, как футбол, балет, бег, где нагрузка на стопу чрезвычайно высока.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гишберг Л. С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М. : СМОЛГИЗ, 1998.
2. Козырева О. В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием. М., 1993.
3. Мошков В. Н. Лечебная физкультура в клинике плоскостопия. М. ,1992.
4. Шорин Г. А., Мутовкина Т. Г., Тарасова Т. А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Матер. научно-метод. конф. – Челябинск: ЧГИФК, 1994. 5. Селиверстов В. И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. N12. 1997.