Анастасия Смородина
Профилактика нарушения осанки дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика нарушения осанки дошкольников
В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки. Почему у современного ребенка развивается нарушение осанки? Причин способствующих формированию патологической осанки у детей много. Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания во внутриутробном и более
позднем периоде развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. Всё это отрицательно сказывается на состоянии скелета мышц и позвоночника.
Публикация «Профилактика нарушения осанки дошкольников» размещена в разделах
Следует подчеркнуть, что формирование физиологических изгибов позвоночника начинается на первом году жизни ребенка и продолжается в течение всего
дошкольного периода.
У детей в возрасте 3 - 4 лет изгибы позвоночника неустойчивы и сглаживаются, когда ребёнок лежит. В связи с тем, что скелет ребёнка дошкольного возраста имеет значительный процент хрящевой ткани, он легко поддаётся воздействиям, изменяющим его форму (неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, неудобная постель, мебель).
К нарушению осанки могут привести и заболевания, такие, как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи – солей, витаминов, микроэлементов.
Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида её нарушения. Чтобы в школе у ребёнка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах
туловища.
Под осанкой ребёнка понимается привычная поза, свойственная ему в непринуждённом положении в покое и при движении. Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояниякостной системы, связочно–суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. С физиологической стороны осанка является своеобразным навыком, сочетанием условных рефлексов, обеспечивающих сохраненение привычного положения тела.
Различают несколько видов осанки: правильную физиологическую и патологическую. Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций, но и физической выносливостью ребёнка. Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведённые плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость.
При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развёрнуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности, правильная осанка создаёт условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе – беге, прыжках и др. Кроме того, правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний (вирусы, бактерии). При неправильной осанке может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов и ребёнок более подвержен частым респираторным заболеваниям.
Как определить осанку ребёнка?
Сделать это можно следующим образом: поставить малыша спиной к себе на возвышение так, чтобы лопатки находились на уровне ваших глаз (ребёнок в трусах без майки). Поговорить с ним, предложить рассказать короткое стихотворение для того, чтобы снять первоначально возникшее у него напряжение и увидеть естественную картину состояния позвоночника. Посмотреть спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну прямую горизонтальную линию или одно несколько выше другого, развёрнуты или сведены; сзади увидеть, не отстают ли лопатки; симметричны ли надплечья.
Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго
соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время занятий, трудаи других видов самостоятельной деятельности
Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во- первых, опору для туловища, рук и ног; во – вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.
Размеры мебели соответствуют росту ребёнка: длина сиденья стула – длине бёдер, высота его ножек – длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдохнуть позвоночнику. Стопы должны стоять на полу (или на подставке, если стул велик для данного ребёнка) Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. ДЛИНА КРОВАТИ БОЛЬШЕ РОСТА РЕБЁНКА НА 20- 25 СМ, ЧТОБЫ ОН МОГ СВОБОДНО ВЫТЯНУТЬСЯ.
Поза ребёнка в любых видах его деятельности должна постоянно быть в центре внимания взрослых.
Во время сна ребёнок может часто менять положение своего тела. Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с поднятыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, верхние рёбра в грудной полости. Искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки – плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними. Связочно – мышечный аппарат перерастягивается. Лучше всего, если ребёнок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.
Если ребёнок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести на обе ноги. В естественном положении ноги несколькорасставлены (так удобнее удержать равновесие, носки немного развёрнуты наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.
При ходьбе плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть- чуть без (напряжения) отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо (вперёд на 3-4 шага). Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать, спокойная ходьба сопровождается лёгким взмахом, быстрая – энергичными движениями рук.
Поза за столом при рисовании, рассматривании иллюстраций, во время настольно- печатных игр должна быть удобной и ненапряжённой. Локти обеих рук на столе, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола должно составлять 30 – 35 см, между грудью и столом- 8-10 см (проходит ладонь).
Сидеть ребёнок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы должны стоять на полу. При такой позе голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол. Нельзя допускать, чтобыдети сидели, скрестив ноги, зацепляли их за ножки стула.
Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц – разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения предпочтительнее выполнять из положений лёжа и сидя. При этом необходимо следить чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали.
Положение с поднятой головой увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозгу. Предпочтение отдавать симметричным упражнениям (повороты в стороны, взмахи правой и левой ногой или рукой). Темп выполнения большинства упражнений не быстрый, спокойный, чтобы дать возможность ребёнку потянуться, выпрямиться, как говориться проработать
мышцы. Одно и тоже упражнение при разучивании выполнять медленно, а при повторении – быстрее. Регулируя темп выполнения упражнений, можно обеспечивать разную нагрузку на нужные группы мышц, отдавая преимущество тем, которые нужно укрепить в данное время. В процессе выполнения физических упражнений чаще применяется произвольное дыхание: выдох совпадает с опусканием рук, хлопком, наклоном. После силовых и темповых упражнений следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом. Выполнение специальных дыхательных упражнений в покое нецелесообразно, так как не вызывается потребностью организма.
Упражнения для малышей 2-3 лет чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное вызвать у них желание двигаться активно с удовольствием.
Дети с выраженными нарушениями осанки нуждаются в дополнительных занятиях в кабинете лечебной физкультуры.