Папки-передвижки

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста в домашних условиях

Валентина Попова
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы

«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.

Для того что бы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Публикация «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста в домашних условиях» размещена в разделах

В школе ребятишки будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти с достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царстве, о людях, с некоторыми этическими и нравственными понятиями – о красоте, добре, о зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.

Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов – названия и слов понятий) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя?

Наиболее часто встречаемые дефекта произношения звуков у детей:

• Нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка, аномалии прикуса);

• Недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т. д.);

• Недоразвитие речевого дыхания.

Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых- родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения, сначала механического (рефлекторного, а затем всё более и более осознанного. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение выставок, концертов…

Нельзя приноравливаться к языку ребёнка и сознательно искажать слова – сюсюкаться. Нельзя заменять общение с ребёнком просмотром телевизионных программ, фильмов, игре на компьютере. Всё это не способствует формированию правильного звукопроизношения.

Рекомендации для родителей могут быть такие:

• Обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделять ударный слог;

• Каждое новое слово должно быть понятием ребёнку, т. е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или действие;

• Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза. Правильное добровольное повторения слова ребёнком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, может вызвать у ребёнка отвращение к речи.

Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Рекомендации для родителей:

1. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.

2. Продолжительность занятий должна составлять 3-5 минут.

3. Каждое упражнение проводит в игровой форме и повторять 6-8 раз.

• «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

• «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.

• «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

• «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.

• «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

• «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

• «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть и подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:

• Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных инструментах;

• Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

• Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

• Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определённом направлении (игра в «Футбол»);

• Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику;

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР - органов.

Очень частой причиной нарушений звукопроизношения являются заболевания: острый и хронический ринит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов…

Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

Так, например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребёнок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличится размер языка, что приводит к возникновению межзубного стигматизма.

Дыхательная гимнастика.

Для профилактики и лечения ЛОР - заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводит дыхательную гимнастику:

• Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

• Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

• Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа.

• При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.

• Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки ба-бо-бу» и «г-м-м-м».

• Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).

• Во время выдоха широко раскрыть рот, и насколько возможно высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук (а-а-а) (5-6 раз).

• Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.

Свисток

Сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)

Воздушный шарик

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)

Расти, пена!

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктельные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)

«Прокати карандаш».

Предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой круглый карандаш и подуть на него так, чтобы он покатился: Упражнение повторить 3-4 раза. Усложнением задания является то, что вместо круглого карандаша используется граненый. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)

«Дырка».

Сидя в ванне, делают резко, быстро выдох у самой поверхности воды так, чтобы образовалась на поверхности «дырка» (большая ямка, глубокая). (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)

Карандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Конечно, сила выдоха взрослых несоизмеримо больше, чем у маленького ребёнка, поэтому в этом соревновании будет лучше, если взрослый немного «подыграет» маленькому игроку, выдыхая с меньшей силой. Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)

«Снег».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)

«Кораблики».

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)

«Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее». (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)

«Бульбульки».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)

«Волшебные пузырьки».

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)

«Свеча».

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)

Домашняя игротека

Рекомендации для родителей могут быть такие:

• Обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделять ударный слог;

• Каждое новое слово должно быть понятием ребёнку, т. е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или действие;

• Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза. Правильное добровольное повторения слова ребёнком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, может вызвать у ребёнка отвращение к речи.

Игра «По дороге из детского сада я заметил»

Цель: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения.

Давайте проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они: «Вот почтовый ящик, он синий. Я заметил кошку, она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные предметы по очереди.

Игра «Доскажи словечко»

Цель: обогащение словаря.

Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

• Ворона каркает, а воробей. (чирикает).

• Сова летает, а заяц. (прыгает, бегает).

• У коровы — теленок, а у лошади—. (жеребенок).

Игра «С какого дерева листок?»

Цель: формирование умения образовывать относительные прилагательные от существительных.

Дети называют, какие листья у деревьев, мимо которых они проходят:

• Лист березы — березовый.

• Лист рябины — рябиновый.

• Лист дуба — дубовый.

• Лист клена — кленовый.

• Лист липы — липовый.

• Лист тополя — тополиный.

Игра «Волшебные очки»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, умения согласовывать существительные с прилагательными.

Взрослый: Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, все становится красным (зеленым, синим, желтым, розовым). Посмотрите вокруг через волшебные очки, скажите, какого цвета все стало: «Красные сапоги, красный дом, красный забор, красное дерево и т. д.».

Остановка первая:

«Кухня»

Кухня — самое интересное место для вашего ребенка, прежде всего потому, что там находитесь вы, и не просто находитесь, а делаете массу удивительных вещей: что-то режете, варите, перекладываете. Вокруг вас творятся чудеса: идет пар, появляются и исчезают запахи. Что из имеющегося на кухне можно дать ребенку? Прежде всего, кухонную посуду и утварь.

Игра «Подбери крышку к кастрюле»

Дети подбирают крышку к кастрюле. Это развивает умение соотносить предметы по величине.

Игра «Назови всю дырявую посуду на кухне»

Дети называют посуду с дырками. В ходе этой игры они знакомятся с названиями посуды и с тем, для чего она предназначена.

Дуршлаг — чтобы промывать макароны.

Сито — чтобы просеивать муку.

Солонка — чтобы хранить соль.

Перечница — чтобы хранить перец.

Шумовка — чтобы доставать из кастрюли пельмени.

Игра «Назови части кастрюли»

Дети называют части кастрюли. Эта игра знакомит с названиями частей посуды, их назначением.

Крышка нужна для того, чтобы не обжечься паром.

Высокие стенки нужны для того, чтобы не вылился суп.

Дно нужно, чтобы суп оставался в кастрюле.

Ручки нужны, чтобы было удобно держать кастрюлю.

Игра «Что из чего?»

Дети знакомятся с материалами, из которых сделана посуда.

• Миска из дерева — деревянная миска.

• Блюдо из пластмассы — пластмассовое блюдо.

• Сковорода из чугуна — чугунная сковорода.

Эксперименты с посудой

• Пустые пластиковые бутылки и коробки.

Большое количество продуктов теперь продается в пластиковой посуде. Не выбрасывайте ее. Детям интересно играть и экспериментировать с ней. Можно предложить сравнить, в какой бутылочке из-под сока умещается больше воды или, например, гороха. Сколько столовых ложек манки уместится в стакане? А сколько чайных ложек манки уместится в том же стакане?

Холодильник

Пусть ребенок поможет вам разобрать пакеты с продуктами. Предложите ему разложить продукты по кучкам. Это сформирует умение классифицировать предметы.

• Молоко, йогурт, кефир, творог — молочные продукты.

• Колбаса, сосиски, сардельки, фарш — мясные продукты.

• Картофель, помидоры, перец, лук — овощи.

• Ананас, яблоки, груши — фрукты.

Игра «Помогаю маме»

Эта игра развивает мелкую моторику и закрепляет названия круп. Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутится возле вас. Предложите ему перебрать крупы: рис фасоль, гречку, пшено и т. д., тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальцы.

Игра «Художник»

Эта игра развивает воображение и фантазию. Предложите вашему ребенку нарисовать на муке, насыпанной на столе, или на крупе знакомые буквы или геометрические фигуры.

Попросите нарисовать геометрическую фигуру, у которой есть три угла; нет углов; четыре угла.

Игра «Волшебные палочки»

Дайте ребенку счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. Вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Вы можете выкладывать с ребенком на пластилиновой основе замечательные картины из круп. Также на кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

Игра «Угощаю»

Эта игра направлена на активизацию словаря. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам в ладонь, затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все, что придумаете. Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «кислые», «горькие» слова.

Игра «Какой сок?»

Эта игра развивает умение образовывать относительные прилагательные.

Сок из яблок — яблочный сок.

Сок из груш — грушевый сок.

Сок из абрикосов — абрикосовый сок.

Сок из апельсинов — апельсиновый сок.

Сок из персиков — персиковый сок.

Сок из мандаринов — мандариновый сок.

Сок из разных фруктов — мультифруктовый сок.

Остановка вторая:

«Комната»

Комната тоже полна загадочных вещей. В шкафу лежит коробка со швейными принадлежностями, которую нельзя трогать, в углу стоит утюг, который нельзя включать, — всего не перечислишь. Какие вещи можно дать ребенку и как можно их использовать для его развития?

Игра «Мастерская Золушки»

Эта игра направлена на развитие мелкой моторики, воображение, фантазию.

Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ним сделать панно из пуговиц. Их можно пришивать (с вашей помощью, а можно укрепить на тонком слое пластилина (без вашей помощи).

Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

Игра «Один — много»

Эта игра направлена на образование существительных множественного числа. «Я буду называть, что в комнате одно, а ты — чего много». Например:

• Окно — много окон.

• Дверь — много дверей.

Игра «Большое — маленькое»

Эта игра направлена на образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. «У нас есть волшебная палочка, с ее помощью мы превращаем большие предметы в маленькие». Например:

• Окно — окошечко.

• Стол — столик.

• Диван — диванчик.

Остановка третья: «Ванная комната»

Игра «Фен для волос»

Игра способствует закреплению знаний о частях тела и их назначении.

Убедитесь, что ребенок не боится звука работающего фена. Если вы будете направлять струю на разные части тела и при этом называть их, ребенок быстрее начнет ориентироваться в их названии.

Игра «Стиральная машина»

Ребенок может помочь вам загружать стиральную машину. Попросите найти среди вещей его брюки, майки, футболки.

Можно предложить разделить одежду на группы:

— мужская (папина);

— женская (мамина);

— детская.

Познакомьте ребенка с названиями тканей, из которых шьют одежду, сравните, какая ткань на ощупь, какого цвета:

• Одежда из шелка — шелковая одежда.

• Одежда из хлопка — хлопковая одежда.

• Одежда из фланели — фланелевая одежда.

• Одежда из кожи — кожаная одежда.

Конечно, такая подготовка к стирке займет больше времени, чем если бы вы делали ее сами, но принесет вам радость совместного общения с ребенком.

Остановка четвертая: «Прихожая»

Игра «Обувь»

Дети говорят, как можно играть с обувью:

— вынимать и вставлять шнурки;

— застегивать и расстегивать молнию на сапогах;

— разделить обувь на группы: мужскую, женскую, детскую. Называют части обуви. Например: сапог — голенище, носок, каблук, пятка, подошва.

Игра «Упрямые слова»

Эта игра направлена на развитие грамматического строя речи.

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются, и их нужно запомнить (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро, пальто). Например: «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня холодно и все надели пальто».

Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

Вариантов игр множество, это лишь небольшая их часть. Главное помнить о том, что обыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для маленького человека могут стать открытием.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения»Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения».

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Стихи для детей старшего дошкольного возраста к всемирному Дню домашних питомцевСтихи для детей старшего дошкольного возраста к всемирному Дню домашних питомцев Стихи для детей старшего дошкольного возраста. К всемирному Дню домашних питомцев 1. У всех на свете есть друзья, Мохнатые друзья.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста в домашних условиях
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 14:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста в домашних условиях» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Попова (УИ 253536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД