МААМ-картинки

Профилактика нарушений речи в общеобразовательных группах детского сада

Косторева Екатерина
Профилактика нарушений речи в общеобразовательных группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Косторева Екатерина Юрьевна

Учитель-логопед, МК ДОУ д/с № 443

Новосибирская область, г. Новосибирск

Профилактика нарушений речи в общеобразовательных группах детского сада

В деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей.

Публикация «Профилактика нарушений речи в общеобразовательных группах детского сада» размещена в разделах

На сегодняшний день прослеживается четкая тенденция к увеличению числа детей с органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС).

Как следствие, количество детей с речевыми патологиями с каждым годом увеличивается.

В связи с принципами инклюзивного образования, не все дети с нарушениями речи посещают специализированную речевую группу.

У педагогов возникают сложности в работе с такими детьми: ребенок с трудом усваивает предложенный материал, речь его невнятна или вообще малопонятна, он моторно неловок, с трудом выражает свои мысли, порой замыкается или наоборот, проявляет агрессию.

Как проявляются речевые нарушения?

Речевые нарушения :

Нарушение звукопроизношения; нарушение просодических компонентов речи; нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения; нарушение слоговой структуры речи; нарушение грамматического строя; нарушение связной речи. Кроме того, если нарушение речи в тяжелой степени, то, помимо перечисленных, есть еще целый ряд признаков, в том числе, и нарушения моторики, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Одним из основных условий профилактики речевых нарушений является ранее выявление, своевременное информирование родителей и специалистов дошкольного учреждения. В работе с такими детьми воспитателю следует учитывать особенности данного ребенка и не предъявлять к нему завышенных требований.

Также необходимо создание развивающих условий, сюда относятся различные виды деятельности в ходе режимных моментов: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, подвижные игры с речевым сопровождением, настольно-речевые игры, игры-театрализации.

Осуществляя работу, воспитатель, помимо основных задач, связанных с развитием и закреплением речевых навыков, должен уделять внимание и становлению у детей игровой деятельности: если нормально развивающимся детям достаточно лишь создать условия для игры (зону, атрибуты, спокойную обстановку, то детей с нарушениями речи часто приходится учить играть. Также необходимо развитие внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью. Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов, так, например, во время сборов на прогулку можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде сверстников и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, повязан шарф) и посоветовали, например, что можно еще надеть.

Необходимо, также, совершенствовать словесно-логическое мышление ребенка, т. к. оно является одной из функций речи и тесно с ней взаимосвязано. Помогая ребенку осмысливать те или иные события и явления, устанавливать причинно-следственные связи, воспитатель, таким образом, и развивает речевые способности ребенка.

Необходимо также учитывать особенности эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи (следствием нарушения речи часто становится : неуверенность, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям).

Очень полезно будет проводить обучению расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности, так как умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание и снять возбуждение.

Особое внимание следует уделить организации развивающей среды: она должна соответствовать возрасту детей, быть доступной, разнообразной и разноплановой, яркой и эстетичной, мотивирующей, насыщенной.

В нашей дошкольной организации по решению данных задач работает речевая творческая группа «Говоришки».

Речевой творческой группой организуются проекты, которые охватывают весь детский сад, сюда вовлекаются и педагоги, и дети, и родители.

Повышая уровень компетентности педагогов и специалистов ДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников с учетом ФГОС, мы решаем множество задач:

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей.

• Обогащение, уточнение и активизация словаря детей.

• Развитие активного интереса у детей к родному языку, а также воспитание любви к родной культуре.

Расскажу о некоторых мероприятиях в нашем детском саду.

«Неделя артикуляционной гимнастики» - за данную неделю педагоги с детьми продемонстрировали различные приемы проведения артикуляционной гимнастики (с использованием зеркал, со сказочными сюжетами и персонажами, по картинкам, с наглядностью, проведение артикуляционной гимнастики самими детьми). Были изготовлены книжки, папки передвижки, игры, звуковые дорожки для самостоятельной деятельности детей. Активно включилась в работу даже ясельная группа, где дети с воспитателями играют в звуковые дорожки, делают артикуляционную и дыхательную гимнастику.

В рамках целого блока работы по теме: «Игры по обогащению словаря детей. Играем, учим, делимся» нами были созданы картотеки словесных игр по различным направлениям, были проведены мастер-классы для детей разных возрастных групп «В гости к соседям. Поиграем вместе, дружно». Где дети одних групп, приходили в гости в другие группы и вместе играли в полюбившиеся словесные игры, обучая детей и взрослых.

Отмечать праздник «Книжкины именины» в конце апреля, теперь стало традицией в нашем образовательном учреждении. В празднике принимают участие все группы. Мы учим и инсценируем стихи, ставим театрализации по произведениям русских писателей.

В этом году мы запустили годовой проект «Развитие речи детей посредством формирования речевого дыхания и обучения рассказыванию». Мы провели выставку для родителей и педагогов «Формирование речевого дыхания» на которой были представлены пособия, изготовленные педагогами и родителями.

В каждой группе появились речевые уголки. Большинство уголков имеют названия, также приветствуется наличие игрового персонажа. Оснащение речевого уголка должно соответствовать принципам доступности, безопасности и соответствовать возрасту детей. Разнообразный, красочный материал привлекает детей к самостоятельной деятельности.

Таким образом, дети с речевыми нарушениями должны получать комплексную помощь, также и в условиях общеобразовательных групп.

Необходимость учета особенностей данных детей, индивидуального, дифференцированного подхода очевидна!

Следовательно, создавая необходимые условия с учётом особенностей детей, педагог решает основную задачу – помогает детям к концу дошкольного возраста адаптироваться к требованиям современного мира.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Обитатели морских глубин». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старших группах детского сада«Обитатели морских глубин». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старших группах детского сада «Обитатели морских глубин»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старших группах Цель: Активизировать познавательный интерес к.

Фотоотчёт «Творческий подход к декорированию стен в группах детского сада»Фотоотчёт «Творческий подход к декорированию стен в группах детского сада» «Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, подходов к делу, только в этом случае можно создать что –.

Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада»Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада» "Елка новогодняя в комнате стоит И, блестя игрушками, с нами говорит. Вспоминает елочка с грустью зимний лес, Полный звонких песенок,.

Фотоотчет о семинаре — практикуме для педагогов ДОУ «Создание психологического комфорта в группах детского сада»Фотоотчет о семинаре — практикуме для педагогов ДОУ «Создание психологического комфорта в группах детского сада» Для того чтобы наши дети выросли здоровыми полноценными гражданами необходимо несколько условий которые мы, взрослые можем предоставить.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Музыкально-спортивное развлечение в средних группах «Путешествие по Волшебному лесу», посвященное 23 февраля «Путешествие по волшебному лесу» (развлечение с подвижными играми, посвященное 23 февраля для средних групп) Цель: Развивать связную.

Предметно-развивающая среда в старших группах детского садаПредметно-развивающая среда в старших группах детского сада Воспитатель Щепкина Т. В Предметно-развивающая среда в д/саду. Среда - развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических,.

Разработка педагогического проекта «Транспорт» в старших группах детского садаРазработка педагогического проекта «Транспорт» в старших группах детского сада Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку "Педагогический проект "Транспорт" в старших группах детского сада".

Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада» Цель: Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. Повышение педагогической.

Оформление детского сада. Уголок развития речиОформление детского сада. Уголок развития речи Думаю, не открою секрет, если обозначу одной из серьёзных проблем на сегодняшний день – развитие речи дошкольников. Поэтому, хочу обратить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика нарушений речи в общеобразовательных группах детского сада
Опубликовано: 14 октября 2020 в 14:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика нарушений речи в общеобразовательных группах детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Косторева Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД