Косторева Екатерина
Профилактика нарушений речи в общеобразовательных группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Косторева Екатерина Юрьевна
Учитель-логопед, МК ДОУ д/с № 443
Новосибирская область, г. Новосибирск
Профилактика нарушений речи в общеобразовательных группах детского сада
В деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей.
Публикация «Профилактика нарушений речи в общеобразовательных группах детского сада» размещена в разделах
На сегодняшний день прослеживается четкая тенденция к увеличению числа детей с органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС).
Как следствие, количество детей с речевыми патологиями с каждым годом увеличивается.
В связи с принципами инклюзивного образования, не все дети с нарушениями речи посещают специализированную речевую группу.
У педагогов возникают сложности в работе с такими детьми: ребенок с трудом усваивает предложенный материал, речь его невнятна или вообще малопонятна, он моторно неловок, с трудом выражает свои мысли, порой замыкается или наоборот, проявляет агрессию.
Как проявляются речевые нарушения?
Речевые нарушения :
Нарушение звукопроизношения; нарушение просодических компонентов речи; нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения; нарушение слоговой структуры речи; нарушение грамматического строя; нарушение связной речи. Кроме того, если нарушение речи в тяжелой степени, то, помимо перечисленных, есть еще целый ряд признаков, в том числе, и нарушения моторики, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Одним из основных условий профилактики речевых нарушений является ранее выявление, своевременное информирование родителей и специалистов дошкольного учреждения. В работе с такими детьми воспитателю следует учитывать особенности данного ребенка и не предъявлять к нему завышенных требований.
Также необходимо создание развивающих условий, сюда относятся различные виды деятельности в ходе режимных моментов: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, подвижные игры с речевым сопровождением, настольно-речевые игры, игры-театрализации.
Осуществляя работу, воспитатель, помимо основных задач, связанных с развитием и закреплением речевых навыков, должен уделять внимание и становлению у детей игровой деятельности: если нормально развивающимся детям достаточно лишь создать условия для игры (зону, атрибуты, спокойную обстановку, то детей с нарушениями речи часто приходится учить играть. Также необходимо развитие внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью. Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов, так, например, во время сборов на прогулку можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде сверстников и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, повязан шарф) и посоветовали, например, что можно еще надеть.
Необходимо, также, совершенствовать словесно-логическое мышление ребенка, т. к. оно является одной из функций речи и тесно с ней взаимосвязано. Помогая ребенку осмысливать те или иные события и явления, устанавливать причинно-следственные связи, воспитатель, таким образом, и развивает речевые способности ребенка.
Необходимо также учитывать особенности эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи (следствием нарушения речи часто становится : неуверенность, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям).
Очень полезно будет проводить обучению расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности, так как умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание и снять возбуждение.
Особое внимание следует уделить организации развивающей среды: она должна соответствовать возрасту детей, быть доступной, разнообразной и разноплановой, яркой и эстетичной, мотивирующей, насыщенной.
В нашей дошкольной организации по решению данных задач работает речевая творческая группа «Говоришки».
Речевой творческой группой организуются проекты, которые охватывают весь детский сад, сюда вовлекаются и педагоги, и дети, и родители.
Повышая уровень компетентности педагогов и специалистов ДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников с учетом ФГОС, мы решаем множество задач:
• Профилактика нарушений звукопроизношения у детей.
• Обогащение, уточнение и активизация словаря детей.
• Развитие активного интереса у детей к родному языку, а также воспитание любви к родной культуре.
Расскажу о некоторых мероприятиях в нашем детском саду.
«Неделя артикуляционной гимнастики» - за данную неделю педагоги с детьми продемонстрировали различные приемы проведения артикуляционной гимнастики (с использованием зеркал, со сказочными сюжетами и персонажами, по картинкам, с наглядностью, проведение артикуляционной гимнастики самими детьми). Были изготовлены книжки, папки передвижки, игры, звуковые дорожки для самостоятельной деятельности детей. Активно включилась в работу даже ясельная группа, где дети с воспитателями играют в звуковые дорожки, делают артикуляционную и дыхательную гимнастику.
В рамках целого блока работы по теме: «Игры по обогащению словаря детей. Играем, учим, делимся» нами были созданы картотеки словесных игр по различным направлениям, были проведены мастер-классы для детей разных возрастных групп «В гости к соседям. Поиграем вместе, дружно». Где дети одних групп, приходили в гости в другие группы и вместе играли в полюбившиеся словесные игры, обучая детей и взрослых.
Отмечать праздник «Книжкины именины» в конце апреля, теперь стало традицией в нашем образовательном учреждении. В празднике принимают участие все группы. Мы учим и инсценируем стихи, ставим театрализации по произведениям русских писателей.
В этом году мы запустили годовой проект «Развитие речи детей посредством формирования речевого дыхания и обучения рассказыванию». Мы провели выставку для родителей и педагогов «Формирование речевого дыхания» на которой были представлены пособия, изготовленные педагогами и родителями.
В каждой группе появились речевые уголки. Большинство уголков имеют названия, также приветствуется наличие игрового персонажа. Оснащение речевого уголка должно соответствовать принципам доступности, безопасности и соответствовать возрасту детей. Разнообразный, красочный материал привлекает детей к самостоятельной деятельности.
Таким образом, дети с речевыми нарушениями должны получать комплексную помощь, также и в условиях общеобразовательных групп.
Необходимость учета особенностей данных детей, индивидуального, дифференцированного подхода очевидна!
Следовательно, создавая необходимые условия с учётом особенностей детей, педагог решает основную задачу – помогает детям к концу дошкольного возраста адаптироваться к требованиям современного мира.