Татьяна Смирнова
Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физического воспитания детей в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физического воспитания детей в домашних условиях
Плоскостопие - далеко не безобидный недуг. Нарушение анатомии стопы может привести к серьезным проблемам с позвоночником, нервной системой, опорно-двигательным аппаратом. Стопа ребенка растет и формируется до 7-8 лет. Только в подростковом возрасте можно с уверенностью сказать, есть ли у ребенка плоскостопие.
Публикация «Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физического воспитания детей в домашних условиях» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
От рождения плоская стопа наблюдается у каждого младенца. Профилактика плоскостопия особенно важна в дошкольном возрасте, когда идет интенсивный рост. Если в это время не будут допущены тотальные ошибки, вероятность развития плоскостопия будет минимальной.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания природно-оздоровительных и гигиенических факторов, массажа ног и физических упражнений, включая диагностику состояния сводов стопы у ребенка.
Диагностика стопы.
Диагностика сводов стопы должна осуществляться медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования.
Для этого нам нужен лист бумаги, масло, линейка и карандаш. Смазываем маслом стопы ребенка и ставим его на лист бумаги. В результате на бумаге останется отпечаток. В норме должен быть виден отпечаток пальцев, подушечки, внешнего края стопы и пятки. Если середина стопы видна полностью, значит, у ребёнка можно заподозрить плоскостопие.
Исследование отпечатков:
Когда масло пропитает бумагу берем линейку и проводим прямую линию по внутренние стороны отпечатка стопы, от выпуклости стопы (следующей за отпечатком пальцев, к пятке. Затем выбираем самую тонкую часть на отпечатке стопы и под углом 90 градусов проводим перпендикулярную линию к линии нарисованной нами ранее. Делим эту линию на 3 одинаковых отрезка.
Нормой считается, жировой след, занимающий 1 маленький отрезок или 1/3 перпендикулярного отрезка.
При выполнении теста необходимо учесть:
У ребенка до 5 лет, физиологически, в своде стопы, находится жировая клетчатка. Это затрудняет самостоятельную постановку диагноза.
Ошибкой при выполнении теста является масло, которое растекается по поверхности листа, поэтому результаты получатся недостоверными.
Природно-оздоровительные и гигиенические факторы предупреждения плоскостопия.
Хождение босиком по песку, траве, гальке и др.
Закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, контрастные ванночки для ног (горячая и холодная вода, соляные ванночки для ног.
Гигиена обуви, правильный ее подбор, мытье ног перед сном и после хождения босиком.
Хождение дома по рассыпанной фасоли, гороху, грече.
Массаж стоп и физические упражнения.
Цель массажа и физических упражнений:
- Снять мышечное утомление в ногах.
- Снизить болевые ощущения.
- Восстановить кровообращение в мышцах.
Поглаживание и растирание.
Ребенок в положении сидя, ноги вытянуты. Стопы ребенка поглаживаются, затем растираются по направлению от пальцев к пятке, затем массируется голени - от стопы к коленному суставу. Растирание выполняется основанием ладони либо тыльной поверхностью полусогнутых пальцев, с мягким надавливанием.
Ребенок в положении лежа на спине. Левой рукой охватывается нога ребенка так, чтобы голень была между большим и указательным пальцами.
Выполняя круговые движения большим пальцем правой руки, необходимо энергично растереть ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы).
Массаж ног при профилактике можно выполнять с помощью специальных массажных приспособлений: массажных шариков, роликов и массажных ковриков.
Упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени, формирование сводов стопы.
1. В положении сидя на полу:
- ребенок собирает пальцами ног мелкие предметы – игрушки от киндера сюрпризов, бумажные шарики, ластик, губку и т. д.,
- карандашом, зажатым пальцами ног, рисует различные фигуры на листе бумаги.
- прижав пятки к полу сгибает пальцы ног, постепенно продвигая пятки вперед, имитируя -движение гусеницы.
совершает движения стопами на себя и от себя, в стороны, круговые движения.
2. Ходьба на пятках, на носках, на внутренней и наружной сторонах стопы.
3. Упражнение с предметами, сидя на стуле:
-Катание теннисного мяча к носку, к пятке двумя ногами и каждой отдельно попеременно, катание бутылки.
- Игра в мяч ногами. Упражнение выполняется в парах. Взрослый и ребенок садятся на пол напротив друг друга и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Хватают ногами теннисные мячики и перебрасывают их. Ловить мяч руками нельзя
4. Хождение по предметам с удержанием равновесия:
- по линии нарисованной на полу
- по палке
- по ленточке
Правила выполнения упражнений - руки разведены в стороны, колени прямые, ступни ставятся одна перед другой непосредственно на линию или предмет.
Кроме того, профилактике плоскостопия способствуют спортивные игры на открытом воздухе.