Светлана Калинина
Профилактика дисграфии. Упражнения
Акустическая дисграфия у детей базируется на дефектах фонемного распознавания – звонкие звуки заменяются на глухие, шипящие – на свистящие, твердые – на мягкие.
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
Публикация «Профилактика дисграфии, Упражнения» размещена в разделах
Коррекция акустической дисграфии состоит в первую очередь в работе над чёткой слуховой дифференциацией звуков, которые ребенок плохо различает на слух. Этот навык с помощью специальных упражнений должен быть доведён до автоматизма. Одновременно с этим ребенок выполняет упражнения на соотношение фонемы с определенным зрительным образом буквы.
При работе над преодолением акустической формы дисграфии следует обращать особое внимание на формирование слуховой дифференциации звонких-глухих согласных. Если ребенок не владеет таким навыком, то это приведёт не только к заменам букв на письме, но и будет препятствовать освоению целого ряда грамматических правил русского языка (правописание звонких и глухих согласных, находящихся в слабой фонетической позиции).
Обязательным условием работы по слуховой дифференциации звуков является использование письменных упражнений.
Письменные упражнения по дифференциации звонких и глухих согласных включают следующие разделы:
- чтение слоговых таблиц с оппозиционными согласными;
- звукобуквенный анализ слов, содержащих оппозиционные согласные;
- упражнения, включающие слоговой анализ слов;
- анализ слов-паронимов;
- упражнения, направленные на развитие языкового анализа и синтеза;
- грамматические упражнения
1. Чтение слоговой таблицы.
са – за – за – са – за – за – са – са – за – за
су – зу – су – су – зу – су – зу – зу – су – зу
са – со – за – зо – зу – сы – сэ – зо – су – са
ся – зи – зу – сё – су – сы – зэ – со – зя – за
1. Слова для позиционного звукового анализа.
Зонт, свёкла, глаза, восемь, август, уснул, зрелый, спелый.
1. Составить слова из слогов.
сы, за, но - ___
си, кра, вый - ___
ре, Сё, жа - ___
вер, се, ный - ___
во, Но, си, бирск - ___
1. Добавить недостающий слог.
___вод, ___ды, ___яц, ли___, ко___, ко___, ___мля, ___ма, ___бы, ___жа, моро___, воло___, ___ша, ___на.
1. Анализ слов-паронимов.
бузина - ___ зажать - ___
коза - ___ позади - ___
роза - ___ Лиза - ___
1. Вставить пропущенную букву, поделить слова на слоги, определить ударный слог.
__абля, __ахар, __автрак, ___адача, __ерно, __ентябрь, __веча, __витер, __ено, __умка, __онт, __ироп, __начок, __олушка, __уп, __уб, __мея;
о__са, ве__на, ко__а, ми__ка, пи__к, ка__ка, по__уда.
1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Определить границы предложений.
В ле__у е__ть ни__ина там у ли__ы нора в норе пятеро ли__сят ли__а не__ёт пищу __воим деткам ли__ица тихо идёт по __емле __вои __леды ли__а заметает хво__том.
Найти родственные слова, отметить общую часть.
1. Вставить пропущенную букву, изменить форму слова (единственное число на множественное).
__онт - ___ га__ета - ___
гу___ - ___ __ебра - ___
голо__ - ___ мага__ин - ___
1. Вставить пропущенные буквы. Списать слова в два столбика по вопросам кто, что?
Арбу__ы, __акон, овё__, __трау__, капу__та, __оболь, __аяц, __треко__а, __мея, __ойка, бар__ук, __има, __оя, __амолёт.
1. Вставить пропущенные буквы, изменить слова по образцу (много чего?- род. падеж, мн. число)
ко__ть – костей со__на - ___
го__ть - ___ коля__ка - ___
кукуру__а - ___ со__и__ка - ___
ле__ - ___ берё__а - ___
__казка - ___ __винья - ___
1. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в алфавитном порядке.
На__о__, коле__о, обо__ы, я__треб, __окол, Мин__к, берё__а, ры__ь, __ина, алма__ы, __олото, та__ы, фику.
1. Вставь пропущенные буквы. В каких словах звуки З, С звучат мягко?
Ре__инка, кор__ина, __оя, __убы, __алп, __ады, гнё__да, __етка, бе__едка, вё__ла, __ело, __агадка, мимо__а, ко__явка, по__ёмка, пи__ьма.
1. Предложения для языкового анализа.
Снег на полях – хлеб в закромах.
За край свой насмерть стой.
Заставили козла огород стеречь.
Кошке смех, а мышке слёзы.
Красивое слово – серебро, а красивое дело – золото.
За один раз дерево не срубишь.