Гульнара Рублева
Профилактика девиантного поведения в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать
Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Детство»
Профилактика девиантного поведения воспитанников в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исполнитель: Рублева Гульнара Гайозовна, социальный педагог
Публикация «Профилактика девиантного поведения в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах
Девиантное поведение (от лат. deviatio – отклонение) – система поступков или отдельные поступки, противоречащие социальным нормам и проявляющиеся в виде несбалансированных психических процессов, неадаптированности, нарушении процессов самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля личности над собственным поведением.
Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления девиантного поведения и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, незанятостью досуга, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.
Девиантное поведение всегда связано с определенным несоответствием человеческих поступков, действий способов деятельности распространенным в обществе или группах нормам, правилам, стереотипам, ожиданиям, ценностям. При этом девиантное поведение может выступать средством достижения цели, как способ психологической разгрузки, как самоцель, удовлетворяющая потребности человека в самореализации и самоутверждении.
Каждое общество имеет свою определенную систему норм, которые содержат требования к поведению и обязанности членов этого общества. Норма – это явление группового сознания в виде представлений, которые принимает группа и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его.
По признаку целевой направленности и мотивам все виды девиантного поведения делят на три группы :
– отклонения полезной ориентации – правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (кражи, грабежи, спекуляции, протекция);
– отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, неприязни, вражды, пренебрежения к человеку; а именно, действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование);
– отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения от интересов общества и коллектива. Желание самоустраниться от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы. К последним относится злоупотребление алкоголем и наркотиками, суицидальное поведение.
Выделяютя следующие уровни девиации (выраженность отклонений в поведении) :
– докриминальный уровень – уровень поведения, когда человек еще не стал субъектом преступлений и социальные отклонения проявляются в виде мелких правонарушений, несоблюдения норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно полезного труда, злоупотребление алкоголем, немедицинского употребления наркотических, токсических средств, которые негативно влияют на психику;
– криминальный уровень – уровень поведения человека, когда социальные отклонения выражаются в преступных действиях, которые подлежат уголовной ответственности и рассматриваются органами следствия и суда.
Девиантность бывает :
– импульсивная – нарушения норм поведения, которые возникают неожиданно, непредсказуемо и в сравнительно короткий промежуток времени (агрессия, суицид);
– первичная – действия, которые позволяют делать вывод о наличии девиантного поведения;
– вторичная – поступки человека как ответ на определение девианта (высказывание американского социолога Э. Лемерта);
– субкультурная – поведение, которым человек отклоняется от норм окружающего общества путем попадания под влияние норм субкультуры.
В результате анализа теоретической литературы было обнаружено, что проявления девиантного поведения в зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества, можно разделить на 3 группы:
I. Делинквентный вид девиантного поведения – совокупность противоправных поступков и преступлений, которые не соответствуют формально зафиксированным социальным и юридическим нормам.
II. Адиктивний вид девиантного поведения – поведение, которое обусловлено зависимостью от различных ложных страстей.
III. Психопатологический вид девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах – это проявления тех или иных психических нарушений и заболеваний.
Профилактическая работа – процесс сложный, и продолжительный по времени. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.
Учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности оно имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.
Меры профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения. Вопросом предупреждения правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.
Воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, имеют серьезные отклонения в развитии, как физическом, так и в психическом. Девиантное поведение, т. е. противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется у них в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Их незрелая социальная позиция приводит к тому, что они или совершают правонарушения, или сами становятся жертвами преступлений. Педагогам в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приходится корректировать негативные формы поведения у воспитанников. Поэтому ранняя профилактика правонарушений среди несовершеннолетних определена одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива.
Корректировка поведения ребенка процесс очень сложный, который требует особых знаний, владения приёмами и методами работы, умения проводить комплексную профилактическую и реабилитационную работу, строить совместную работу со многими специалистами.
Цель профилактических мероприятий : сформировать у подростков знания, желание и умение предотвращать девиантным проявлениям поведения.
Задачами являются:
–дать подросткам информацию о последствиях девиантного поведения;
–выработать у подростков навыки самоконтроля;
–расширить диапазон возможных способов поведения в различных ситуациях;
–акцентировать внимание участников занятий на формировании здорового образа жизни.
-закрепить знания детей о собственной значимости, о ценностях жизни, о многообразном мире профессий, их особенностей, назначения и важностью каждой из них; развивать любознательность, расширять кругозор; побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем; воспитывать уважительное отношение к труду; повышать мотивацию обучения.
Планирование профилактической работы :
январь 1. Занятие с элементами тренинга "Жизнь прекрасна. На пути к счастью".
2. Занятие с элементами тренинга "Мотивы наших поступков"
3. Информ-дайджест "Курение - вредная привычка. Остановись, подумай!"
4. Правовое занятие "Подросток и закон"
февраль 1. Занятие "Ценностные ориентации личности"
2. Занятие с элементами тренинга "Знай и соблюдай закон"
3. Информдайджест "Кем быть? Каким быть?"
4. Занятие «Современные деньги»
март 1. Обучающее занятие "Известны ли детям их собственные права?"
2. Современная интерпритация на правовую тематику русской народной сказки "Колобок"
3. Профориентационное занятие с использованием игровых технологий "5+МЫ"
4. Занятие с использованием игровых технологий «На что потратить жизнь?
апрель 1. Час общения "Я и мир профессий : что учитывать при выборе профессии"
2. Развивающее занятие
«Учусь общаться»
3. Практикум «Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек»
4. Правовой практикум для учащихся "Знать, чтобы не оступиться"
май 1. Профилактическое занятие "Цена удовольствий. Вредные привычки: за и против!"
2. Профориентационное занятие «В мире профессий» с просмотром презентации.
3. Обучающее занятие "Что такое наркотики и последствия их употребления"
сентябрь 1. Занятие с элементами тренинга " Два полюса: мир мальчиков и мир девочек"
2. Занятие с элементами тренинга «Выбор профессии – это ответственно»
3. Диспут "Бойся равнодушных"
4. Занятие по формированию ценностного отношения к жизни "Жизнь одна"
октябрь 1. Занятие «Считаем деньги в своем кошельке»
2. Занятие «Кибермошеничество»
3. Занятие «История денег»
1. Занятие «Финансовое мошенничество. Как себя защитить?»
ноябрь 1. Профилактическое занятие "Цена удовольствий. Вредные привычки"
2. Занятие «Что я должен знать о деньгах?»
3. Профориентационная игра "Профессия на букву. "
4. Занятие «Деньги России»
декабрь 1. Занятие «Поврежденные и фальшивые деньги»
2. Интерактивное занятие "Живи без зависимостей"
3. Занятие «Деньги стран мира. Валютнообменные операции