Наталия Словягина
Профилактика детского травматизма на улицах и дорогах
▼ Скачать + Заказать документы
Несчастные случаи на дороге прочно занимают первое место среди печальной статистики детского травматизма и смертности. Безумный ритм современной жизни гонит по нашим дорогам лавину спешащего транспорта, а по тротуарам – спешащих пешеходов.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. С каждым годом на улице городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, и др. транспортных средств, что повышает опасность дорожно-транспортных происшествий, жертвами которых становятся дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением.
Публикация «Профилактика детского травматизма на улицах и дорогах» размещена в разделах
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста. Наш ДОУ находится в сельской местности. На дорогах нашей деревни нет бурного движения машин, тем не менее, мы регулярно знакомим детей с азбукой дорожного движения.
Для этого мы оборудовали специальный уголок по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, куда поместили макеты домов, машин, светофор, дорожные знаки, изготовленные вместе с детьми. Так же есть там цветные рули, жезл и альбомы «Транспорт», «Дорожная азбука» для использования детьми в самостоятельной игровой деятельности.
На территории детского сада создана разметка дороги, нарисована пешеходная дорожка.
В методическом кабинете находятся атрибуты к играм, упражнениям детей в правильном переходи улиц и занятиям : плакаты, наборы открыток, художественная литература.
В нашем детском саду разработан перспективный план по работе с детьми с учётом их индивидуальных особенностей и места жительства.
Работа по воспитанию общей культуры поведения ведётся уже в младших группах, на третьем году жизни ребёнка. С этого времени начинается и его подготовка к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Мы считаем, что именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.
К 4-5 годам у детей накапливается определённый двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки.
Постепенно мы подводим детей к усвоению правил дорожного движения. Побуждаем активно пользоваться словами, обозначающими направление и местоположение предметов. Расширять представление детей: улица может быть широкой и узкой, по проезжей части движутся машины, переход бывает подземным и надземным, пешеходы должны ходить по правой стороне тротуара, не мешая друг другу, и т. д.
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) отдельные сведения о правилах дорожного движения связываем в последовательную и стройную систему представлений. Детей знакомим с дорожными знаками, регулированием движения, сотрудниками ГИБДД. Что бы дети усвоили и могли объяснить, что означает каждый дорожный знак с ними разыгрываются дорожные ситуации с помощью, макета посёлка со светофорами, автомобилями, пешеходами, домами.
Мы интересуемся, каким маршрутом ходят ребята в детский сад. Пересекают ли они проезжую часть, перекресток. Потом на листе бумаги со схемой посёлка наносим с детьми дом и детский сад и выбираем более безопасный путь из дома в детский сад и обратно. Это готовит ребят к самостоятельному появлению на улице, во время предстоящей учёбы в школе.
При ознакомлении работы регулировщика используем иллюстрации, приглашаем работника ГИБДД, он рассказывает и показывает детям, для чего ему нужен жезл, почему он стоит в центре дороги и многое другое.
Дети получают чёткое представления о том, что правила предписанные пешеходом пассажирам, водителям направлены на сохранения их жизни и здоровья.
Закрепление знаний правил дорожного движения в нашем саду осуществляется не только на занятиях, так же совместно и самостоятельной деятельности, через различные игры:
Настольные: «Играй да смекай», «Улица», «На прогулке», «Говорящие знаки», «Дорожные знаки», они очень наглядные и привлекательные для детей.
Подвижные игры: «Горелки», «Стоп», «Светофорчик», «Воробушки и автомобиль», и др.
Сюжетно- ролевые: «Автопарк», «Пешеходы», «Пассажиры», «Служба спасения», и др.
Обучающие игры: «Стоп - Идите», «Где моё место?», «Наш друг постовой», «Как проехать?», «Повороты», и др.
Свои знания дети стараются показать на праздниках, развлечениях, викторинах. Они отгадывают кроссворды, решают логические и проблемные задачи. На рисунках изображают дома, проезжую часть, пешеходные переходы, светофор, дорожные знаки, регулировщика.
Согласно разработанному перспективному плану, к данной работе с детьми привлекаем родителей через консультации, рекомендации, родительскую газету, анкетирование и родительские собрания. Стараемся, чтобы родители были не только наблюдателями, но и активными участниками всех мероприятий.