Ольга Исаева
Профилактическое занятие «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний методами арт-терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела:
Воспитатель, педагог-психолог
Исаева Ольга Васильевна
"СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ"
План профилактического занятия
1. Выявление стадии профессионального выгорания в педагогическом коллективе.
2. Проведение специальных упражнений по арт-терапии в рабочем коллективе.
Публикация «Профилактическое занятие „Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний методами арт-терапии“» размещена в разделах
3. Заключительная часть. Отношение участников занятия к проведенным с ними упражнениям и играм арт-терапии. Высказывание мнений.
Цель: снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в педагогическом коллективе.
Задачи:
1. Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования.
2. Содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния.
3. Гармонизировать отношения внутри коллектива.
Методы :
• Арт-терапевтическая деятельность.
Предшествующая работа:
• Диагностика педагогов «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест).
• Самостоятельное изучение литературы педагогами по данному вопросу.
Ход занятия
1. Выявление стадии профессионального выгорания в педагогическом коллективе.
Подведение итогов анкетирования
У 95 % педагогов, принимающих участие в выявлении психологического климата по методике «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест) выявлен высокий благоприятный психологический климат, у 5 % - средний психологический климат.
Исходя из данных проведенной методики, был сделан вывод, что данный педагогический коллектив не нуждается в коррекции психологического климата внутри него.
Для предотвращения снижения уровня психологического климата внутри педагогического коллектива, было решено проведение профилактического мероприятия «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии».
2. Проведение специальных упражнений по арт-терапии в рабочем коллективе
Упражнение «Приветствие»
Цель: формирование навыков сотрудничества.
Инструкция: задача поздороваться друг с другом, по определённым правилам. Если ведущий хлопает один раз, здороваемся рукопожатием, если два хлопка – плечами, если три хлопка – спинами.
Упражнение «Знакомство»
Цель: снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении.
Инструкция: представить себя группе, не прибегая к словам. Участники встают в круг. Каждый участник по очереди сделает шаг вперед, и не произнося своего имени, делает какой - либо жест или движение. После этого по сигналу ведущего все делают шаг к центру и повторят движение представляющего себя педагога. При этом сам участник не двигается и молча наблюдает.
Упражнение «Линейность времени»
Цель: развитие умений анализировать свои занятия и более грамотно распределять свое время.
Инструкция: нарисовать линию времени, отметив на ней точку отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных успехов и неудач. Продолжить работу, наклеивая листы с обозначением пути движения символами, знаками.
Задачи:
• Анализ своих основных профессиональных вех, профессиональных успех и неудач;
• Анализ своих пожеланий о распределении времени;
• Поиск решений для более успешной реализации своих пожеланий;
• План внедрения изменений в жизнь.
Подготовительный этап.
Сначала необходимо рассказать о задании «Линейность времени», которое предстоит выполнить. Далее спрашиваем, как и чем это задание может нам помочь. Педагоги выдвигают различные предположения, после подведения итогов размышлений, можно перейти к выполнению задания.
Основная часть.
Предлагаем педагогам вспомнить все свои основные профессиональные вехи, профессиональные успехи и неудачи. Если нужно, педагоги могут составить списки, чтобы ничего не забыть.
Далее, предлагаем нарисовать линию времени, отметив на ней точку отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных успехов и неудач. Продолжить работу, наклеивая листы с обозначением пути движения символами, знаками.
У педагога есть полная свобода в изображении линии времени, строгих правил нет, можно использовать различные символы, надписи, цвета. Все, что захочется внести и использовать. Рисунок должен вызывать у педагога приятное впечатление, желание с ним работать (10-15 минут)
Затем происходит обсуждение работ каждого (можно в парах или тройках) по 3-5 минут на человека.
Затем, предлагаем отметить на линии времени свои будущие профессиональные успехи. Затем, снова происходит обсуждение работ каждого (можно в парах или тройках) по 3-5 минут на человека.
Заключительный этап.
В конце занятия обсуждаем с педагогами полученные результаты, спрашивает о мыслях и эмоциях, которые возникли в процессе выполнения задания (в общем круге, по 1 мин на человека).
3. Заключительная часть
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: налаживание дружного отношения.
Инструкция: Педагоги сидят. Ведущий подходит к одному из них и хлопает в ладони. Затем они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему, игра продолжается до тех пор, пока не будут охвачены все.
Упражнение «Рефлексия»
Цель: подведение итогов занятия.
Инструкция: Давайте с вами встанем в круг и будем передавать мяч друг другу. Тот, у кого в руках будет мяч, должен сказать, что ему сегодня понравилось, что нет и какое у него сейчас самочувствие.