Карпенко Екатерина Юрьевна
Профилактические мероприятия для предотвращения плоскостопия среди дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Плоскостопие представляет собой деформацию стопы, вызванную нарушением опорно-двигательного аппарата. У детей дошкольного возраста стопа находится в процессе активного развития, её формирование ещё не завершено, что делает её особенно уязвимой к негативным воздействиям. Недостаточное развитие мышц и связок стоп может ограничить разнообразие движений, снизить активность и оказаться препятствием для общего укрепления организма.
Для предотвращения развития плоскостопия важно следовать ряду рекомендаций:
Публикация «Профилактические мероприятия для предотвращения плоскостопия среди дошкольников в детском саду» размещена в разделах
• Соблюдать гигиенические правила и носить правильно подобранную обувь, которая будет поддерживать стопу и обеспечивать необходимую амортизацию.
• Поддерживать рациональный режим нагрузки на нижние конечности, избегая перегрузок и длительного стояния.
• Практиковать массаж и самомассаж стоп, что способствует улучшению кровообращения, укреплению мышц и связок.
• Осуществлять водные профилактические процедуры, такие как конtrastные ванны или гидромассаж.
• Выполнять упражнения и игры, включающие различные движения стопой и использование разнообразных предметов для поддержания активности и развития опорно-двигательного аппарата.
В рамках проекта по улучшению здоровья детей в детском саду, были разработаны специальные комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия. Эти занятия способствуют не только укреплению и развитию мышц стопы и голени, но также способствуют общему физическому развитию детей. Педагоги и специалисты активно внедряют эти комплексы в различные виды деятельности: утреннюю гимнастику, совместные занятия с детьми и их родителями, свободное движение и упражнения на физкультурных мероприятиях. Все это помогает детям не только быть здоровыми и активными, но и развивать правильную постановку стопы и предупреждать возможные проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
Для эффективной профилактики здоровья детей в нашем детском саду была создана специальная среда, способствующая физическому развитию и укреплению организма. Это включает в себя различные игровые элементы, такие как массажные коврики, дорожки с разными наполнителями, поролоновые палочки, мешочки с песком и камешками, роликовые массажеры и многое другое. Кроме того, мы также провели совместную работу с родителями и детьми по созданию нестандартного оборудования, что позволило улучшить процесс профилактики и сделать его более интересным и эффективным. В рамках учебного процесса по физической культуре ребятам предлагается не только освоить такие основные виды движений, как ходьба, прыжки, оздоровительный бег и упражнения на равновесие, но и выполнять дыхательную гимнастику, разнообразные самомассажи и кинезиологические упражнения. Благодаря лазанию по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату укрепляются мышцы стопы и голени, а также формируются своды стопы. Эти упражнения не только включены в занятия по физкультуре, но и рекомендуются для самостоятельной физической активности детей.
Для уменьшения статичности и снятия нагрузки с стопы, рекомендуется выполнять упражнения в основном в сидячем или лежачем положении, с периодической сменой положения ног. Существует множество полезных упражнений, таких как сидячий подход с руками сзади, когда дети используют пальцы ног для захвата и перемещения палочек или шариков в разные стороны, гибкость и разгибание пальцев, отведение носков в стороны, выполнение круговых движений стопой, собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки и многое другое. Эти упражнения помогают улучшить координацию движений ног, развить мелкую моторику и укрепить мышцы стопы и голени.
Упражнения можно выполнять без обуви или в мягких носках, чтобы облегчить контакт с поверхностью и улучшить сенсорную обратную связь. Для создания комфортной обстановки рекомендуется использовать музыку во время занятий, что поможет детям чувствовать себя более уверенно и эмоционально настроенными. Чтобы поддерживать интерес детей к занятиям, комплексы упражнений рекомендуется встраивать в игровые сценарии или рассказы, которые сделают занятия более увлекательными и интерактивными для детей.
Особое внимание уделяется обучению детей массажу стоп, чтобы они могли самостоятельно заниматься этой процедурой. Дети из старших и подготовительных групп учатся делать массаж как самим себе, так и своим товарищам. Это включает легкие манипуляции, такие как поглаживания, пощипывания и использование различных массажных атрибутов, например, деревянных валиков и массажных мячей. Также важно, что дети могут ходить босиком по специальным дорожкам, что способствует укреплению и улучшению здоровья их стоп.
Очень полезным для детей является обнаженная ходьба по естественным поверхностям в теплое время года, таким как трава, песок или галька. Для этого на территории детского сада обустроена специальная "Тропа здоровья", где дети с удовольствием проводят время и укрепляют свое здоровье.
Предупреждение и исправление деформаций стопы - это длительный процесс, который требует постоянной работы. Достижение целей здоровьесберегающего физического воспитания возможно только при активном участии педагогов, родителей и детей. Для обеспечения здоровья и комфорта детей в детском саду проводятся различные мероприятия для повышения здоровой компетенции педагогов и родителей. Педагоги могут посещать семинары, мастер-классы и практикумы, чтобы получить новую информацию. Родители могут получить информацию из листовок, буклетов и стендов. Также организуются "Открытые дни" с показом различных физических занятий, видеоинструкции по упражнениям, а также различные физкультурные праздники и мероприятия, в которых принимают участие и дети, и родители.
На данный момент результаты диагностических исследований показывают улучшение состояния воспитанников, что свидетельствует об эффективности используемых комплексов упражнений и игр в предотвращении плоскостопия. Мы надеемся, что опыт, накопленный в детском саду, окажется полезным и будет использован в дальнейшей работе.