Валя
Профилактическая работа с агрессивным ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
За время моей работы педагогом-психологом приходилось сталкиваться с агрессивными детьми в детском саду. За последние 3 года повысилась у детей физическая агрессия, с гиперактивностью. Свое неудовлетворение, начиная с двух-трех лет дети выражали весьма непосредственно: (особенно в адаптационный период, один из воспитанников кричал, падал на пол, топал ногами, визжал, царапался, кусался, бил головой и ногами в дверь плевался с пеной у рта. Ребенок не русскоязычный. Другой менталитет, никаких ограничений и табу, воспитание свободное. Использование уговоров, запретов педагогов не привели к положительным результатам. Строгое «нет» ребенок воспринимал, как ущемление своих прав и начинал их отстаивать всеми способами. Воспитанием ребенка занимались бабушка и дедушка, а родители в отъезде постоянно. Внимание, любовь и ласка к ребенку со стороны педагогического коллектива помогли ребенку успешно преодолеть адаптационный период и быть среди сверстников успешным. Истерические состояния у ребенка стали проявляться намного реже.
Публикация «Профилактическая работа с агрессивным ребенком» размещена в разделах
Другой случай. Родители живут гражданским браком. Семья неблагополучная. Трое детей. Живут по своим меркам. Младшему ребенку год, старшему семь лет и четыре с половиной года. Комната в общежитии маленькая без ремонта. Гуляют с детьми редко, домашнее воспитание очень примитивное. Активный по своей природе мальчик зажат, с ним не играют, его должным образом не развивают, обделяют вниманием. Конфликты в семье. То есть ребенок, изначально развиваясь в агрессивной среде, усвоил соответствующий стиль взаимодействия. В детском саду он получил должное внимание, но в один прекрасный день ребенок срывается. Когда он начинает общение с людьми, детьми вне его круга, он переносит усвоенную модель поведения на окружающих; детей, воспитателей. Смахивает со стола поделки детей, ломает постройки, бросает стульчики, тарелки со стола. Его ругают, ставят в пример, как не надо делать, воспитатель держит его возле себя. Постепенно имя ребенка становится нарицательным. Он популярен в плохих поступках. Его имя на слуху и у детей и у взрослых. После беседы с родителями, они стали уделять время своему ребенку, хотя бы для того, чтобы поругать или наказать. Постепенно у ребенка сформировался новый стиль поведения, который приносит пусть отрицательный, но успех. Вот и агрессивная тенденция поведения, заданная внешними обстоятельствами. Поведение его становится травмоопасным для детей группы. С таким ребенком, сложно, а порой не хочется работать воспитателям. Уговоры, убеждения не действовали, порицания вызывали всплеск отрицательных эмоций. Тактильный контакт (обнять, прижать к себе) не срабатывал, ребенок вырывался всеми частями тела, плевался, пытался освободиться руками и ногами, убежать.
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности у ребенка-это проявить к нему любовь. Сменить обстановку группы, например, на кабинет психолога, где я с ним провожу обучение приемлемым способом выражения гнева, ярости, раздражения. Учу ребенка рассказывать о своих чувствах, а не драться и разбрасывать предметы.
Применяю телесно-ориентируемую терапию:
- снятие психомышечного напряжения
-дыхательные упражнения
-упражнения на релаксацию
Арт-терапию
Психологическая игра «Черная рука» .
«Черная рука» способствует развитию самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Взрослый рассказывает детям сказку про черную руку.
У одного ребенка была черная рука. Рука была очень хитрой, она становилась черной только в определенные моменты, когда делала что-нибудь злое, а все остальное время она была обычной и ничем не отличалась от остальных рук других мальчиков и девочек.
Черная рука всех обижала: отнимала игрушки, ломала вещи, толкала и даже била тех, кто слабее. Руке все это доставляло радость, и она очень хотела стать сильнее всех. Но ребенок, у которого была черная рука, старался с ней справиться. Он учился не давать руке делать плохие вещи, даже когда бывал зол или обижен, и однажды справился с ней. После того случая его рука больше никогда не становилась черной. Беда покинула его и больше не возвращалась.
Теперь она бродит по свету и ищет тех, кто не умеет сдерживать свои руки. Она проявляется у тех, кто сердится и из-за этого дерется, специально ломает вещи и обижает слабых.
Затем спросите детей, была ли у них когда-нибудь черная рука. Каждый из детей обязательно вспомнит, когда он кого-то обижал.
- Хорошо иметь черную руку? Из-за нее у вас будет больше друзей? Кто хочет, чтобы у него была черная рука?
Дети, конечно, не захотят иметь черную руку. Но если кто-то захочет, чтобы у него была черная рука, спросите почему. Скорее всего, ответ будет приблизительно такой: «Чтобы меня боялись и не обижали». В этом случае, нужно постараться логически объяснить ребенку, что быть сильным не значит быть злым.
Затем детям предлагается поучиться превращать черные руки в добрые. Для этого при словах «черная рука», дети напрягают мышцы рук и скрючивают пальцы, а при словах «добрая рука» — расслабляют. Упражнение повторяется несколько раз.
Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Арт-терапевтическое упражнение "Маска"
Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.
Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.
Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем её смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками.
Примечания: не показывайте ребёнку образец — пусть сам придумывает маску, вы можете помочь только с конструкцией. Подбадривайте ребёнка. Неправильных или не красивых масок быть не может, т. к. только малыш знает, какой она должна быть. Включайтесь в игру и проигрывайте ситуацию в разных вариантах.
Арт-терапевтическое упражнение "Цветок"
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.
Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.
Песочная терапия «Кактус» и другие
Использую игровые ситуации и упражнения: «Выбьем пыль из подушечки», «Каратист», «Боксер», «Выпьем воды», постучи пластсмассовой бутылочкой о что-либо», скажи себе «Замри», «Возьми себя в руки», «Стоп», «Выпускаем пар», «Коврик злости», «Коврик мира», «Брыкалочки, «Бодливая лошадка», «Тух-тиби-дух», «Жуки», «Тот кто плюется и кусается, в колючий кактус превращается», «Дыши правильно и красиво», «Два барана», «Толкалки», «Тряпичная кукла и солдат», «Буратино», «Макаронина», «Снеговик», «Лодочка», «Кошка добрая – кошка злая» и др.
Самым эффективным способом снятия агрессивного поведения у ребенка оказалась песочная терапия, работа с интерактивным песком с различными формочками, а также игры «Кактус», «Обидчик», «Лабиринт», «Прятки», «Найди домик», «Поставь в ряд», «Нарисуй по точкам», «Угадай-ка», «Пишем на песке» и др.
Игры с пластсмассовыми бутылочками поролоном, бумагой приносят положительный результат. Ребенок измельчает поролон, бумагу в игре «Рвакля» и затем по одному кусочку опускает в бутылочку, затем таким же способом вытаскивает из нее и делает фейерверк. Игра занимает у ребенка продолжительное время, она ему интересна, ребенок успокаивается, снимает агрессивные проявления.
Подготовила:
Педагог-психолог
Животикова В. Г