Ирина Картамышева
Профилактическая работа по преодолению тревожного поведения у детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте часто дети испытывают страхи, тревогу. Чрезмерная податливость ребенка к страхам приводит до «эмоционального паралича». Без своевременной профилактической работы тревожное состояние дошкольников в дальнейшем может влиять на полноценное развитие личности и стать причиной неврозов и психосоматических заболеваний во взрослой жизни.
Как распознать тревожность у ребенка? П. Бейкер и М. Алворд критериями тревожности считают:
• постоянное беспокойство
• трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
• мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
• раздражительность;
• нарушение сна.
Публикация «Профилактическая работа по преодолению тревожного поведения у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Можно задуматься над тем, что ребенок испытывает тревогу, если хотя бы один из выше перечисленных критериев проявляется в поведении ребенка постоянно.
Как еще можно определить тревожного ребенка?
• Малыш напряжено вглядывается на окружающие его предметы, сверстников, взрослых.
• Смущенно, растерянно здоровается.
• Стеснительно садится на край стульчика.
• Старается держать свои проблемы при себе.
Такие дети часто ожидают самого худшего, боятся играть в новые игры. Их отличает самокритичность, низкая самооценка, чувство беспомощности. Для тревожных детей естественны соматические проблемы: затрудненное дыхание, спазмы в горле, головные боли, головокружения. Тревога сопровождается учащенным сердцебиением, сухостью в горле, слабостью в ногах.
В младшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, и поэтому рекомендую ее в качестве наиболее эффективного способа для профилактики тревожного поведения у малышей.
Снять тревожное состояние ребенка можно при использовании игр по повышению самооценки ребенка, снятию мышечного напряжения, обучении. Малыша управлению своими эмоциями поведением.
Игра «Я смогу»
Цель: развивать у детей уверенность в своих силах, упражнять в повышении самооценки.
Ход игры. Дети садятся в круг и, им предлагается поочередно продолжить фразу: «Я смогу….». Нужно сказать то, что он хочет и сможет сделать. Взрослый и остальные дети помогают ребенку продолжить фразу, если он затрудняется с ответом.
Игра «Королевский стул»
Цель: помогать повысить самооценку ребенка, способствовать улучшению взаимоотношений между детьми.
Ход игры. Играющих может быть 5-8 человек. На королевский стул приглашается ребенок, достаточно уверенный в себе. Взрослый надевает на него корону и рассказывает об его имени. После приглашаются дети менее уверенные в себе или с проявлениями тревожности.
Игра «Зайчики и слоны»
Цель: предоставить детям возможность почувствовать себя сильными и смелыми, повысить самооценку.
Ход игры. «Дети мы сейчас поиграем в зайчиков и слонов». Вы, знаете уже, что зайчики очень боятся волков. Покажите, как зайчики боятся. Правильно – дрожим, поднимаем уши, сжимаемся, лапки и хвостик трясутся, стараемся стать незаметными, приседаем и так далее. Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
А теперь мы превратимся в слонов, станем большими, смелыми и сильными. Покажите, что делают слоны, когда видят волка или льва. Дети изображают бесстрашного слона.
Вопросы детям: «Ребята, кем вам больше понравилось быть – зайчиками или слонами? Почему?
Упражнение «Брыкание»
Цель: разрядить агрессивные импульсы и снять личностное напряжение.
Ход игры: Предложить ребенку лечь на ковер на спину, свободно раскинув ноги. Начать медленно брыкаться ногами, при этом поочередно касаться пола всей ногой, то левой, то правой. Можно говорить слово «Нет» нам каждый удар ногой, увеличивая скорость и интенсивность удара.
Игра "Черепашка"
Цель: обучить ребенка управлению своим гневом, снижению эмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности.
Ход игры. Предложить ребенку лечь на живот, попросить его представить, что он маленькая черепашка, лежащая на мягкой зеленой травке возле прозрачного журчащего ручейка. Греет яркое солнышко. Черепашке тепло и хорошо. Попросить ребенка расслабить головку, плечики, ручки, пальчики, ножки, ступни ног. Вдруг появляется холодная туча и закрывает солнышко. Черепашке становится холодно, и она прячет шейку, ручки и ножки в панцирь. Попросить ребенка слегка выгнуть и сильно напрячь спину, шею, руки и ноги, пытаясь спрятать их под панцирь. Туча улетела, снова выглянуло солнышко, стало тепло, хорошо и уютно. Черепашка согрелась. Ее шея, ручки, ножки согрелись и вновь появились из-под панциря.
Игра «Покатай на качели»
Цель: способствовать снятию мышечных зажимов рук; повышать уверенность ребенка в себе.
Ход игры.
Предложить ребенку игрушку, например зайчика, собачку или куклу. Нужно сказать малышу, что этот персонаж боится кататься на качелях и нужно научить его стать смелым, победить этот страх. Ребенок покачивает качели сначала медленно, потом увеличивает амплитуду движений.
Вопросы ребенку: «Как ты думаешь, стал ли зайчик (собачка, кукла) смелым?» Если ребенок ответил, что он еще боится, спросите у него что нужно сделать, чтобы победить свой страх, может быть, еще немного покачаться, а завтра снова, покатать. Тогда нужно продолжить игру.
Усилить тревожность ребенка могут частые упреки, создающие «чувство вины»; завышенные требования родителей и педагогов, ведь если ребенок понимает, что он не соответствует ожиданиям взрослых, не справляется, например, с заданиями, то его состояние не успешности выльется в неуверенность, порождающую тревожность. Излишняя строгость, также способствует появлению страхов. Важно понимать, что тревожные дети ищут одобрения, поощрения во всех делах, тепла, любви и понимания со стороны взрослых.
Список использованной литературы:
1. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб. : Речь, 2001 г.
2. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребенок в детском саду. – 2002 г. - № 4.
3. Костина Л. П. Методы диагностики тревожности. СПб., 2009. 198 с.
4. Кряжева Н. Л. Эмоции и чувства в жизни ребенка // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001 г.
5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М. : Генезис, 2000 г.