Семенова Маргарита
Профессиональный проект
▼ Скачать + Заказать документы
В качестве аттестационной работы предъявляется профессиональный проект.
ТЕМА: Развитие общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средства совершенствования речи.
Актуальность
Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.
Публикация «Профессиональный проект» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга.
Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори.
Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Мой опыт педагогической деятельности, наблюдения за воспитанниками показывают, что у 24% детей младшего возраста не достаточно сформирована речь, 46,1 % слабо развита мелкая моторика,39,5% общая моторика.
Приложение 1
Это позволило мне сформулировать проблему профессионального проекта –развитие мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста как средства совершенствования речи.
Реализация проекта должна была позволить:
улучшить и ускорить не только развитие общей, мелкой моторики, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста;
улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас;
вызовет интерес к познанию нового и интересного.
Срок реализации проекта : декабрь 2010 – май 2012
Целью профессионального проекта является совершенствование системы работы по развитию мелкой и общей моторики как средства развития речи младших дошкольников.
Задачи проекта :
1. Углубление теоретических знаний по развитию мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста как средства совершенствование речи через использование разнообразных форм, методов и приёмов.
2. Сочитать игры и упражнения для тренировки пальцев и развития общей моторики с речевой деятельностью детей.
3. Развитие потребности пользоваться речью, как средством общения со взрослыми и сверстниками.
4. Привлечение родителей к совместной работе по воспитанию, обучению и развитию детей.
Участники проекта :
- дети
- родители
- воспитатель группы
- музыкальный руководитель
- физкультурный руководитель
Предполагаемые результаты работы:
дети:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие речи;
- сформированности устойчивого интереса к дидактическому материалу;
- развитие двигательной активности;
- повышение уровня концентрации внимания, памяти;
- развитие пространственной ориентации.
родители:
- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.
- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие общей и мелкой моторики.
педагог
- повышение теоретического уровня и профессионализма;
- внедрение современных методов и технологий по развитию речи, общей и мелкой моторики;
- самореализация.
Этапы проекта :
1. Проблемный (декабрь 2010г.)
Анализ ситуации, разработка диагностического материала.
Проведение диагностики по развитию речи, общей и мелкой моторики.
(Приложение №1)
Определение основных целей, задач, технологии и методики работы.
Групповое родительское собрание «Зачем нужно развивать общую и мелкую моторику».
2. Организационный (декабрь – январь 2010 г.)
Проектирование системы педагогической работы по развитию речи, общей и мелкой моторики детей.
Разработка планов работы с детьми, взаимодействия с родителями.
Создание предметно-развивающей среды.
Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:
- современных многофункциональных игр для развития мелкой и общей моторики совершенствующие речь детей;
- слайдов для мультимедийного демонстрирования;
- письменных консультаций для стенда информация.
3. Практический (2010 – 2012 учебный год).
Реализация разработанной системы педагогической работы.
Введение игр, упражнений на развитие общей и мелкой моторики во все виды непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах, предусмотренные программой. Обогащение предметно-развивающей среды.
Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста:
Проведение консультаций;
семинаров практикумов с использованием мультимедийного оборудования;
родительские собрания;
проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов.
4. Итоговый. (март - май 2012год).
1. Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий:
- Презентация проекта.
- Открытое занятие «Двигательная активность на прогулке»
Цель: Показать игровые приемы со спортивным инвентарем на улице способствующие развитию общей моторики.
- Семинар-практикум «Развитие общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с методами (приёмами) и средствами развития общей и мелкой моторики совершенствующие речь детей.
- Итоговая диагностика развития речи, мелкой и общей моторики детей младшего дошкольного возраста. (Приложение №1).
-Описание опыта работы и выступление на методическом объединении воспитателей.
Мастер класс - повышение профессионального мастерства педагогов- участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по освоению педагогического опыта работы. (Приложение №2)
Описание опыта реализации проекта
Для решения поставленных задач мной осуществлялось методическое сопровождение проекта, которое включало:
• Организацию образовательного процесса и всех режимных моментов, связанных с применением упражнений на развитие общей и мелкой моторики.
• Создание картотек:
пальчиковых игр и упражнений;
физминуток, логоритмики;
самомассаж;
игр с предметами;
подвижных игр;
дидактических игр.
• Разработку:
конспектов занятий, сценариев, развлечений в которые включались упражнения, направленные на развитие мелкой и общей моторики, совершенствование речи.
планов работы с семьей и сценариев родительских собраний, семинаров-практикумов;
консультационного материала для родителей;
Методическим результатом моей работы стали тематические комплексы, которые проводятся с детьми в течении всего дня и предусматривают работу по трем блокам:
1БЛОК. Пальчиковая гимнастика.
• гимнастика в стихах,
• игры с палочками,
• игры с шариками,
• самомассаж пальчиков,
• массаж пальчиков массажероми.
.игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров)
.выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание веревочек, вырезание ножницами);
2 БЛОК. Творческий.
лепку из пластилина, (пластилинография);
аппликацию из бумаги, природного материала (крупы, семена)
работу с бумагой (обрывание и т. д);
рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т. д. ;
3 БЛОК. Весёлый карандаш.
рисование по трафаретам;
дорисовку (по принципу симметрии);
штриховку;
лабиринты;
копирование (по точкам, по образцу);
(Приложение №3)
Организуя работу по развитию общей, мелкой моторики и координации движений рук я использовала разные формы организации образовательного процесса:
Специально организованное обучение в форме занятий
Совместную деятельность воспитателя с детьми
Свободную самостоятельную деятельность самих детей
Основные направления работы с детьми на занятиях – это использование системы «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей начала с обучения приёмам самомассажа.
Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук. Провожу его ежедневно 2-3 раза в день, так как самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему.
Начинаем с детьми с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой.
Освоив приёмы самомассажа, приступаем к выполнению комплекса движений: «Назовем пальчики», «Поочередное поглаживание пальцев рук»… Увлекательны упражнения направленные на развитие тактильных ощущений и кинестического компонента двигательного акта: «Приветствие»,
«Мешочки с секретиками»(найди два одинаковых мешочка,
«Пальчиковый бассейн»(в коробку насыпаю горох. Помещаю туда несколько предметов различных по форме и величине, но знакомых детям. Предлагаю детям опустить кисти рук в бассейн, найти предметы и узнать их.
Применение крупе мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например,игра «Золушка»
(дети перебирают перемешанную крупу, «Письмо на манке».
Детям очень нравятся пальчиковые игры, которые сопровождаются чтением народных стихов – потешек. Эти игры создают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Я использую игры на загибание и разгибание пальцев рук: «Пальчик, пальчик, где ты был, «Этот пальчик бабушка.», «Домашние животные» и т. д.
Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируется в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Проводя пальчиковую гимнастику, использую такой приём, как показ при помощи рук различных изображений («Очки», «Стул», «Деревья»).
На основе народных пальчиковых игр были подобраны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию тонкой моторики. Каждый комплекс разучивается в течении одной недели, затем включаю следующие. (Приложение №4)
Наблюдала во время занятий, что у большинства детей возникли трудности: пальцы мало подвижные, движения не точные, темп даже самых лёгких упражнений замедленный; но ежедневные тренировки пальцев дают свои положительные результаты.
Постоянно занимаясь с детьми пальчиковой гимнастикой, способствует тому, что выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами стимулируют развитие речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат выслушивать в речи и понимать её смысл. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает чёткость речи. У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.
Оптимальный вариант развития общей моторики – это использование физкультминуток. Физкультминутку, как элемент двигательной активности предлагаю детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Традиционно провожу их в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Они проводятся так же в часы, отделенные для игр, и во время прогулок. Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаю в индивидуальные занятия.
Любое выполнение упражнений требуют от детей внимания, терпения. Для того, чтобы выполнение упражнений стало увлекательной игрой для детей, игровая ситуация раскрывается с помощью введения образа сказочного героя. На протяжении всего этого времени сказочным героем была – Баба Яга. Дети испытывают чувство радости и удивления от помощи персонажу. Это даёт им возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, раскрывать двигательную активность. (Приложение №5)
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук провожу упражнения с использованием бумаги:
- Обрывание бумаги разной плотности и фактуры. Восторг у детей вызывало создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полётом (разноцветный бумажный дождь) .
- Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги.
- Сминание платка. Выполнение сопровождать стихами.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
Чтобы вызвать у детей интерес и эмоционально настроить их деятельность, использую художественную литературу.
Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях играют положительную роль в развитие мелкой моторики.
Для реализации поставленной цели мне оказывают помощь сделанные мною картотеки : «Игры и упражнения с пальчиками», «Физкультминутки»,
«Массаж и Самомассаж», «Логоритмика» и т. д, которые постоянно пополняются.
Конечно, я не ограничиваюсь только этими приёмами,добавляю дополнительные упражнения на мелкую моторику рук, игры с конструктором, собирание различных пирамидок, игры с предметами….
Хорошо зарекомендовали себя разнообразная предметная среда, которая способствует развитию мелкой моторики: застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, шнуровки, сундучок и т. д (Приложение №3)
Ещё одним приёмом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуально я предлагаю собрать из мозаики различные фигуры. Эти задания служат двум целям: развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме; совершенствованию фонетика – фонетической сферы.
Одно из любимых занятий детей – это рисование, лепка и аппликация. Конечно, овладевая этими видами продуктивной деятельности, ребёнок не научиться писать. Но всё это делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль за движением руки. Помогает образованию связи рука – глаз.
Применяю во всех видах деятельности самые разные приёмы штриховки, закрепляя навыки проведения линии с соблюдениями контуров предметов. Помимо подготовки руки к письму штриховка способствует развитию глазомера.
Заинтересовала детей работа с трафаретами (геометрическими фигурами, «раскрасками». Кропотливая, упорная работа над «раскрасками» - один из главных способов подготовки руки к письму, развития мелкой мускулатуры рук, усидчивости, внимания.
Детям нравиться играть в «Чудесный мешочек». Если ребенку трудно определить предмет на ощупь, предлагаю ему вынуть предмет из мешочка и рассказать что это, из чего сделано, что за предмет. В этих играх развиваются тактильные восприятия, связная речь.
Все виды заданий провожу в игровой форме, поэтому вызывает у детей интерес и не приводят к переутомлению. Мы с детьми путешествуем по сказкам: «Морозко», «Путешествие в прошлое», «Зимняя сказка».
Разработала творческие проекты : «Зелёный лучок на подоконнике»,
«Рисование пластилином как средства развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста», где мы вместе с детьми экспериментируем, наблюдаем, клеем, украшаем, методом проб и ошибок учимся находить оптимальные варианты. (Приложение № 6)
Мои воспитанники стали участниками районного конкурса творческих работ «Как прекрасен этот мир» (Приложение №7)
Развитие мелкой моторики идёт параллельно с развитием общей моторики, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия, развлечения эмоционально насыщенными: «Забавные игрушки», «А на руках пальчики- девочки и мальчики», «Котя, котинька,коток, котя – серенький хвосток».
На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений руг, ног, головы, туловища – можно научить ребёнка выслушивать и запоминать задания, о потом выполнять их.
С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а так же мимики, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.
Так же развитие общей моторики осуществляю через подвижные игры и игровые упражнения. Для этого разработала картотеку игр (с атрибутами) рекомендуемые программой М. А Васильевой, «Программа обучения и воспитания в детском саду». Использование подвижных игр позволяет развивать не только физические, но и интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность.
Учитывая важность проблемы по развитию моторики,я веду работу в этом направлении, сотрудничая в тесно контакте со специалистами детского сада.
Руководитель физического воспитания, включает в содержание занятий упражнения на развитие мелкой моторики, на первом этапе по показу, по картинкам, на втором этапе большое количество общеразвивающих упражнений с предметами (мячами, кеглями, обручами и др.) Так же широко использует упражнения со спортивными атрибутами разного цвета и размера, включает в занятия игры на ориентировку в пространстве, но и активно пользуется предлогами («Найди, где спрятано», «Прятки с игрушками», спортивные, подвижные игры.
Музыкальный руководитель использует хороводные игры и танцы с элементами перестроения (в круг, стайкой). Разучиваем вместе с детьми танцы и музыкальные композиции с предметами :кубиками, платками, клубочками.
Все полученные навыки использую во всех видах деятельности. Составляем совместные сценарии праздников, развлечений, где привлекаем к сотрудничеству родителей – это 8 марта, Новый год, 23 февраля.
Совместные развлечения и праздники детей и родителей – это время препровождение, доставляющие удовольствие и тем и другим. Счастливые от восторга глаза ребенка – лучшая награда родителям за правильно организованный досуг. (Приложение №8)
Большое значение в развитии общей и мелкой моторики как одно из средств совершенствования речи у ребёнка имеет семейное воспитание, поэтому считаю, что необходимо работать в тесном контакте (сотрудничестве с родителями наших воспитанников).
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития моторики и координации движений пальцев. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения к работе с их детьми.
Одним из эффектных средств знакомства родителей с особенностью развития общей и мелкой моторики как совершенствование речи является их участие в семенар-практикуме, родительских собраниях. Где они могут познакомиться с методами и приёмами работы. Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников – помощников по решению проблем, овладению ребёнком основных графических навыков, что даёт хорошие результаты.
Для родителей в приёмной оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию речи, мелкой и общей моторики – консультации, почта Доверия, организую фотовыставки, выставки детских работ, папки – передвижки, которые периодически меняются, провожу конкурсы на лучшую поделку изготовленные родителями совместно с детьми. Провожу индивидуальные беседы с родителями, привлекаю к изготовлению пособий, к участию в акции «Новая жизнь бросового материала на площадке».
(Приложение № 9)
Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам и способностям. Воспитатель находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя её в соответствии с детскими интересами. Одновременно являясь потенциальным партнером, я готова оказать поддержку и помощь, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства или при необходимости, помогаю войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющими необходимыми способами поведения.
Базовая образовательная программа под редакцией М. А Васильевой,
«Программа обучения и воспитания в детском саду»,по которой работает ДОУ, предъявляет требования к развитию речи, мелкой моторики детей каждой возрастной группы и рекомендует основные направления, приёмы для её развития. Опираясь на эти требования, планируется вся работа с детьми.
В группе была создана необходимая предметно – развивающая среда, приобретенные игры и пособия для развития речи, мелкой и общей моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно. Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребёнка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детьми таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в то же время решала поставленную задачу по развитию общей и мелкой моторики как средства совершенствования речи. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
В учебной зоне имеются разнообразные ручки, карандаши, тетради, счетные палочки, образцы игр.
В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, цветные и простые карандаши, краски, мелки, кисточки, трафареты, фигурные линейки, альбомы, и др.
Для развития и коррекции зрительно-пространственной ориентации: имеются мелкие игрушки, пуговицы разных цветов и размеров, камешки, ракушки, крупа, геометрические фигуры.
Для развития общей моторики имеются спортивный инвентарь (мячи большие, маленькие, шведская стенка, картотека с атрибутами для подвижных игр и др.).
В игровой зоне «Построй сам» находится конструктор с мелкими и крупными деталями, кубики, напольная мозаика.
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего думаю о том, каким полезным умением и навыкам могут приучить их самые обычные предметы, стараясь донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать всё возможное для достижения своей цели.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д. ;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
- считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта;
- у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма;
- дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;
- в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие общей и мелкой моторики.
Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику, привели в гармоничное отношение тело и разум.
В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:
1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на совершенствование речи.
2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи.
3. Организовывать деятельность детей так, чтобы они могли чаще пользоваться, трафаретами, работать с пластилином, бумагой.
4. Организовать кружок «Умелые ручки».
Повышение квалификации:
2010 г. Новосибирск НИПК и ПРО «Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ»
2012 г. ГАОУ ДПО НСО «НИПК и ПРО» «Модернизация образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГТ»
Сентябрь 2011 год – Почётная грамота за высокие профессиональные достижения, инновационные подходы в работе с родителями.
Август 2012 год – Почётная грамота за высокие профессиональные достижения, творческое отношение к делу обучения и воспитания подрастающего поколения.