Хава Косумова
Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим, интеллектуальным перегрузкам и стрессу.
Публикация «Профессиональное выгорание, Методы профилактики профессионального выгорания педагога» размещена в разделах
Следовательно, профессиональное “ выгорание” - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное “ выгорание” возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них. Опасность “выгорания” состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”.
Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение со школьниками и коллегами по работе.
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний.
Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи.
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия:
Возникают недоразумения с коллегами.
Появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия:
Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру;
Человек становится равнодушным ко всему.
Безразличие ко всему.
Три аспекта профессионального выгорания
Снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.
Эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т. д.
Психологическая устойчивость к стрессу
Четыре ключевых элемента формирования устойчивости к стрессу включают в себя адекватное количество сна, качественное питание, регулярную физическую нагрузку (не обязательно значительную – иногда достаточно утренней зарядки, важна регулярность занятий) и активный отдых.
Следует экологично и бережно относиться к имеющимся ресурсам и их тратам: уменьшить рабочую нагрузку, снизить повторяемость задач, вводя там, где это возможно, разнообразие – например, включаться в новые проекты, если этого позволяет ресурс. Переключаемость между задачами зачастую дает энергию. В своей ежедневной рутине – находить и фокусироваться на вещах и событиях, которых вы ожидаете с нетерпением.
Еще одним важным фактором формирования устойчивости является установка и соблюдение границ между работой и личным временем. В этом может помочь создание личных символических ритуалов, например, смена одежды каждый раз, когда вы приходите с работы, принятие душа или определенная песня, которую вы включаете перед выходом из дома и после возвращения.
Причины возникновения профессионального выгорания у педагогов
Основная причина это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями.
Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка;
Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
Жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год, ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
Неотрегулированность организационных моментов педагогической деятельности : нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда;
Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией
Взаимодействие и поддержка
Активно взаимодействуйте с членами команды, коллегами, супервизорами на пути к нахождению решений. Когда вы активно вовлечены в решение проблем, вы менее подвержены моральному дистрессу.
Стоит адекватно оценивать состояние и просить помощи коллег или руководство в случае, если не хватает ресурса справляться самостоятельно или возрастает тяжесть симптоматики.