Юлия Станкевич
Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Процессы профессионального и личностного самоопределения остаются предметом научного интереса многих исследователей. И начинаются они, как правило, не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающийся в самосознании. На наш взгляд, работу в этом направление необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает в игровой форме содержание основных видов профессиональной деятельности.
Публикация «Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Дошкольный возраст, по мнению Зеера Э. Ф., является периодом первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания. И в известных периодизациях развития человека как субъекта труда, предложенных Е. А. Климовым, В. А. Бодровым дошкольному возрасту (от 3 до 6-8 лет, отводится вторая стадия, где основным способом профессионального самоопределения являются профессионально-ролевые игры, благодаря которым происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца.). Именно в дошкольном возрасте (3–7 лет) происходит активное формирование личности, когда ребенок осваивает в игровой форме содержание основных видов профессиональной деятельности.
Следует отметить, что значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых (Д. Б. Эльконин, Н. С. Пряжников, В. И. Логинова, П. А. Шавир, В. И. Тютюнник, в основном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных качеств.
Однако "профессионально важные человеческие качества надо не только "выявить", но и во многом и "заложить" в ребенка организацией его деятельности. От уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов). Это предполагает активность не только педагога, но и самого подрастающего человека.