Почтаренко Наталья Михайловна
Профессионально-личностное развитие педагога в условиях цифровизации
▼ Скачать + Заказать документы
Профессионально – личностное развитие педагога в условиях цифровизации
Почтаренко Наталья Михайловна
учитель географии, обществознания
МОУ «Тираспольская Средняя Школа № 9 им. С. А. Крупко»
Приднестровская Молдавская Республика,
Слободзейский район, село Ближний хутор
Публикация «Профессионально-личностное развитие педагога в условиях цифровизации» размещена в разделах
Аннотация: Цифровизация — это тренд, который захватывает новейшие сферы, и образовательный процесс — не исключение. Учитель обязан в идеале овладеть многими цифровыми технологиями. В период пандемии и других непредвиденных обстоятельств, заставившей всех перейти в онлайн обучение. Все больше педагогов понимают на сколько важно применять новые технологии в учебном процессе: они вызывают мотивацию и увлекают учеников, а также повышают заинтересованность детей к уроку и тем самым экономят драгоценное время. В статье исследуются основные направления цифровизации образования, а также определяет готовность учителей образовательных учреждений к работе в новых условиях.
Развитие нынешнего общества и достижения научно - технического прогресса определяет необходимость внедрения цифровизации во все отрасли и сферы жизнедеятельности современного общества и, в частности, в систему образования. Это определяет принципиально новые задачи как перед системой образования в целом, так и перед каждым учителем любой образовательной организации.
Ключевые слова: педагог, цифровая образовательная система, профессионально-личностное развитие, цифровизация образования, постоянное образование, условия развития.
Pochtarenko Natalia Mikhailovna
teacher of geography, social studies
MOU "Tiraspol Secondary School No. 9 named after S. A. Krupko"
Pridnestrovian Moldavian Republic,
Slobodzeysky district, the village of Near khutor
Professional and personal development of a teacher in the context of digitalization
Abstract : Digitalization is a trend that captures the latest areas, and the educational process is no exception. Ideally, the teacher must master many digital technologies. During the pandemic and other unforeseen circumstances that forced everyone to switch to online training. More and more teachers understand how important it is to apply new technologies in the educational process : they motivate and engage students, as well as increase children’s interest in the lesson and thereby save valuable time. The article examines the main directions of digitalization of education, and determines the readiness of teachers of educational institutions to work in new conditions.
The development of the current society and the achievements of scientific and technological progress determine the need to introduce digitalization in all sectors and spheres of life of modern society and, in particular, in the education system. This defines fundamentally new tasks both for the education system as a whole and for every teacher of any educational organization.
Keywords : teacher, digital educational system, professional and personal development, digitalization of education, permanent education, development conditions.
Главным и приоритетным направлением государственной политики в системе образования на современном этапе является создание цифровой образовательной среды в каждом учебном заведении.
Мир захлестнула научно- техническая революция, люди не перестают разрабатывать новые технологии и стараются улучшить уже существующие. Мировое сообщество модифицируется, определяется, а значит, обновляются и все важнейшие сферы жизнедеятельности мирового общества. Система образования также становится более информационно - технологичной: в нынешнее время появилась возможность проводить онлайн обучение, видеоконференции с участием коллег из других государств, различные мультимедийные приспособления на сегодняшний день установлены практически в каждой аудитории и классе.
Конечно же изменяя мир, человек имеет возможность меняться сам. Устанавливая высокие требования к современному мультимедийному оснащению, нельзя оставлять без внимания и то, что требования усиливаются и для людей в том числе. Нынешнему обществу необходим новый тип личности: личность эффективная, результативная и целеустремлённая, а также эта личность должна быть ответственной и успешной.
Сегодня мы сошлись в едином мнении в том, что учащиеся постигают цифровое пространство гораздо быстрее, чем их учителя. Но, несмотря на это, задача по становлению и усовершенствованию цифровых навыков и культуры юного поколения находится в наших руках, в руках простого учителя, а это большая ответственность.
Для этого, как никогда, необходимо привлекать учителей к регулярным занятиям и прививать у них навыки, новых профессиональных компетенций, которые позволят уверенно использовать новые технологии на своих занятиях.
А это значит, что повышение профессиональных качеств педагога становится основной задачей педагогического образования. Учителя нуждаются в системном и постоянном образовании и конечно же самообразовании, для того чтобы охватить все технологии, которые постоянно развиваются и применять их регулярно в своей педагогической практике. Отсюда следует, что сформировавшееся положение не дает права говорить нам о каких-либо глобальных реформах в ближайшее время, не прибегая к пересмотру переподготовки квалифицированных сотрудников, введению новых требований к профессиональным компетенциям педагога. [1, с. 27-34.]
В условиях развития цифровизации образовательной среды очевидным выявляется недостаточное усвоение цифровых навыков педагогами. Учитель должен сам стремится к своему самообразованию, для этого использовать все возможные современные технологии.
Педагогическое самообразование – процесс индивидуального и самостоятельного, исследования педагогом новых педагогических ценностей, технологий, умений и навыков их использования в творческой и профессиональной деятельности.
Вследствие этого целью нашего исследования стало определение условий для профессионально-личностного развития современного педагога в процессе цифровизации образования и трансформации непрерывного педагогического образования.
В образовательной сфере, как и в бизнесе, применение новомодных технологий дает большое конкурентное преимущество. У педагога, который выходит за рамки традиционных методов, меловой доски и домашнего задания из учебного пособия, уроки будут увлекательнее и результативнее, чем у его консервативных коллег.
Учитель обязан умело жонглировать различными инструментами: организовывать обучающие викторины, создавать квесты и наглядные презентации, и все материалы урока скидывать в «облако», быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т. д.
Учитель прекрасно понимает, что значимо для нынешних детей и в каком формате это лучше презентовать. Это дозволяет донести до учеников информацию таким образом, чтобы они заинтересовались ею и сами пожелали с ней что-то сделать не только вовремя урока, но и после него. Ведь основная задача педагога — не столько воспитать и научить ребенка, а сделать так, чтобы он самостоятельно этого захотел.
На территории РФ запущена программа «Цифровой учитель», это в первую очередь проявилось в отказе в ряде регионов от бумажных журналов в пользу электронных. С этого года и на территории нашей республики все образовательные учреждения используют только электронные дневники.
«Цифровой» учитель не обязательно должен использовать суперсовременное дорогое оборудование. Тут речь скорее идёт об умении работать с доступными сервисами и устройствами — показать креативность и придумать, как их эффективно использовать в учебном процессе и использовать доступные педагогу сервисы по максимуму. [2, с. 72]
Сегодня нужно уметь приобретать информацию из различных источников, использовать её и создавать самостоятельно что-то новое.
Огромные возможности предоставляют бесплатные соцсети. Они имеют такие опции, как обмен файлами. В них уже есть онлайн-трансляции, опросы, видеозвонки, образовательные игровые тренажеры.
Также в интернет-ресурсах есть немало инструментов для организации квизов, квестов, викторин и опросников, которые приходиться по душе ученикам.
В своей педагогической практике очень часто прибегаю в работе к таким платформам как: «ЭШП», «ЯКласс», «Учи. ру» и многое другое.
В цифровой школе заложена интересная идея интеграции образовательных технологий с цифровыми поэтому, чтобы применять образовательные задачи на более творческом уровне, необходимо педагогу применить новые возможности цифровых технологий для распределения различных учебных процессов.
Цель цифрового обучения заключается не в том, чтобы применять информационные технологии как что-то модное, а в том, чтобы сотворить и открыть новейшие образовательные территории и помочь ученикам знакомиться с различными фактами, явлениями, процессами с разных точек зрения.
Для этого педагогу необходимо освоить первоначальные азы информационно - теоретической базы, которая лежит в основе концепции цифрового класса, а также иметь соответствующие инструменты и приложения, чтобы достичь поставленных целей, которые учитель ставит перед самим собой и на что его направляет современное общество в лице государства и родителей.
Сегодня мы как никогда понимаем, что учитель обязан уверенно ориентироваться в цифровой среде уметь искать новые знания и применять их в повседневной работе. [3, с. 71-74.]
Следовательно, сегодня мы видим, что существует масса возможностей для профессионального роста педагога. А самое главное – чтобы у учителя было личное желание улучшить свои профессиональные возможности.
Список литературы
1. Акимова О. Б., Щербин М. Д. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно - познавательной самостоятельности обучающихся //Инновационные проекты и программы в образовании. -2018. - №1. – С. 27-34.
2. Блинов В. И., Дулинов М. В. и др. Проект дидактическои концепции цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев – М. : Издательство «Перо», 2019. – 72 с.
3. Ваи ндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Концептуальные подходы к организации многоуровневои подготовки педагогических кадров в условиях цифровизации / М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – Выпуск 60. Часть IV. – С. 71-74.
4. Вербицкий А. А. Цифровое обучение : проблемы, риски и перспективы / А. А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 1(6). – URL : https://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
5. Колыхматов, В. И. Значение цифровых технологий в профессиональном развитии педагога / В. И. Колыхматов // Межрегиональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск : инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога» : сборник материалов. – СПб., 2019. – С. 50–55.
© Н. М. Почтаренко 2024