Лариса Панкратова
Профессиональная ориентация дошкольников с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная ориентация дошкольников с расстройствами
аутистического спектра
Баранник Л. В., воспитатель,
МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»
Важной задачей комплексной профориентации является возникновения у детей с РАС стимул соразмерный к деятельности, адекватной их возможностям. Необходимо определить, в чем конкретно состоит сдерживающий фактор профессиональной деятельности, связанные с аутизмом, каков ресурс человека с аутизмом, можно ли выделить какие-то типичные для РАС склонности и приоритетность, связанные с профессиональной деятельностью, индивидуальностью мотивации к профессии.
Публикация «Профессиональная ориентация дошкольников с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Однозначную индивидуальную роль в мотивации к профессиональной деятельности может сыграть желание самовыразиться через деятельность, в которой удается добиться успеха; при этом важно, чтобы побуждающее и направляющее этот интерес одобрение взрослых не переходило грань соразмерности. В ряде случаев основа интереса к профессии закладывается некоторой социальной ситуацией. В наиболее тяжелых случаях в основе мотивации к занятости, к обучению простой безупречной деятельности, может лежать отработанный стереотип, привычная последовательность действий и стремление к ее завершению.
Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором.
Важно подчеркнуть, что при подборе возможной профессии или способов занятости ребенка с РАС специалисты и родители должны понимать, что профессиональная ориентация - одна из последних ступеней к выходу в самостоятельную жизнь, что при аутизме, к сожалению, доступно не всегда.
Аутисты работают с такой тщательностью и вниманием к деталям, со столь фантастической точностью, что для некоторых профессий более подходящих специалистов просто не найти. Но даже при высокой хорошей подготовке шансы на рынке труда у аутистов - минимальные.
Конечно, проблемы людей с РАС решаются, но лишь отчасти. В специализированных классах их обучают по коррекционным программам, которые включают в себя общеобразовательные и развивающие предметы, с учетом индивидуальных особенностей. Но после школы идти некуда [3].
Существует масса профессий и сфер деятельности, где такие качества, как аккуратность, педантичность и склонность к порядку просто необходимы. И поэтому в области программного обеспечения аутисты являются бесценными кадрами. Ведь они зачастую обладают уникальной памятью, способной запоминать сложнейшие соединения цифр, особый интерес к деталям, логическим мышлением и умением быстрее усваивать иностранные языки.
Безусловно, профориентация имеет свою особенность, но необходимость разработки современных моделей профессионального самоопределения людей с РАС назрела уже давно.
На наш взгляд, необходимо создать общую структуру, в которой государство вместе с родительскими группами, будут работать над созданием системы сопровождения людей с РАС с раннего детства и на протяжении всей жизни.
Очень важна система специального образования, способствующая найти свое место в жизни: многие из них с радостью будут заниматься в художественных мастерских, работать в сельском хозяйстве, получать навыки гончарного дела и т. д. Все это создает уникальную возможность социализации – ребенок научится что-то делать, а в последствии может улучшить свою профессиональную ориентацию.
Следует помнить, что взрослый аутист имеет такие же признаки, как и детский: неумение общаться, нежелание контактов с окружающими людьми. Многие аутисты «думают иначе» и поэтому способны найти для привычной работы нетрадиционный подход. Среди них есть программисты, конструкторы, музыканты, в общем успешные состоявшиеся в жизни люди.
По мнению специалистов, аутисты обладают хорошими аналитическими способностями и высокоразвитым логическим мышлением, они способны серьезно концентрироваться на одной проблеме. У людей с аутизмом также часто выражено нестандартное мышление, и они всегда говорят правду [5].
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям человека с РАС.
Необходима комплексная работа специалистов образовательного учреждения по формированию у обучающихся с РАС трудовых навыков и элементарных представлений о профессиях. Для проведения профориентации обучающихся необходима система организационно-методических и практических мероприятий, способствующая личностному развитию выпускников, а в дальнейшем, их социальной адаптации.
Такой работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле школьников с РАС. Необходимо также учитывать специфику вида РАС.
Методический функционал для реализации профессиональной диагностики должен соответствовать уровню развития и особенностям подростка-аутиста. При выборе профессии необходимо учитывать его типологические и индивидуально-личностные особенности, а также перспективы развития.
В профессиональной работе на наш взгляд необходимо ориентироваться на профессиональное консультирование и профориентацию родителей, имеющих детей с РАС.
Литература:
1. Аппи Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. – М. : Терефин, 2006.
2. Кулишова Г. П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. М. : 2006. – 104 с.
3. Питерс Т., Аутизм : От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов - дефектологов / Тео Питерс; пер. с англ. М. М. Щербаковой; под науч. ред. Л. М. Шипицыной; Д. Н. Исаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240с. – (Коррекционная педагогика).
4. Чумаков И. В. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение. Волгоград: Учитель, 2008. – 462 с.
5. Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. М. : ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.