Анна Титова
Профессиональная краткосрочная образовательная практика «Фитбол-гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №111» г. Перми
Утверждено:
Педагогическим советом
От 31.08.2021г.
Профессиональная краткосрочная
образовательная практика
«Фитбол - гимнастика»
___
для детей старшего дошкольного возраста
(2 встречи)
МАДОУ «Детский сад №111 г. Пермь
Руководитель:
Гарипова Е. А.
Пермь, 2021
Аннотация.
Публикация «Профессиональная краткосрочная образовательная практика „Фитбол-гимнастика“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшения здоровья – снижение двигательной активности.
Задача сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной в работе дошкольных образовательных учреждений. Её успешное решение во многом зависит от внедрения современных средств оздоровления в систему физического воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся упражнения с применением физкультурного оборудования и инвентаря нового поколения, в том числе и с большими гимнастическими мячами – фитболами.
Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч) – большой мяч диаметром 45-75 см, который используется в оздоровительных целях.
Мяч по своим свойствам многофункционален и в краткосрочной образовательной практике может использоваться как предмет, тренажер или опора.
Краткосрочная образовательная практика создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.
Цель: развитие интегративных физических качеств и укрепление здоровья детей на основе использования фитбол – мячей.
Задачи:
1. Повышать эмоциональность, мотивацию к занятиям физической культурой через использование фитбол – мячей.
2. Внедрять физкультурно-спортивные комплексы в систему физического воспитания с использованием фитбол – мячей.
3. Развивать функции равновесия и вестибулярного аппарата, ловкость и координацию движений, силу, выносливость и подвижность.
Количество часов КОП: 2
Максимально допустимое количество участников: 10
Перечень материалов и оборудования для проведения КОП: Мячи по количеству человек, коврики по количеству детей, магнитофон, аудиозаписи.
Результат:
• обогащение двигательного опыта детей;
• умение правильно сидеть на фитболах, выполнять из разных исходных положений физические упражнения, укрепляющие мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку;
• умение выполнять упражнения в паре со сверстниками, танцевальные упражнения с использованием фитболов.
Содержание практик.
1. Вводная часть:
а) беседа о фитболах, о правилах техники безопасности;
б) разминка - малоподвижная игра «Стоп, хоп, повернись!», подвижная игра «Кто быстрее возьмет фитбол?»;
в) динамическое дыхательное упражнение «Надави на мяч».
2. Основная часть:
а) ОРУ с мячом – фитболом;
б) динамические упражнения с фитболом – «Стульчик», «Брасс», «Носорог»;
в) эстафета с фитболами «Кенгуру».
3. Заключительная часть:
а) малоподвижная игра «Выверни круг»
б) релаксация «Звезда»
1. Уточнить представления детей о формах и физических свойствах фитбола.
2. Познакомить с правилами техники безопасности и правильной посадкой на мяче.
3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений.
4. Формировать мотивацию к занятиям фитбол – гимнастикой.
Мячи – фитболы на каждого ребёнка, бодрая музыка, иллюстрации с мячами – фитболами, 2 кегли
1) освоение простейших элементов фитбол – гимнастики в положении сидя и лёжа на мяче;
2) умение принимать и сохранять оптимальное положение всех звеньев тела в исходном положении, сидя на неподвижном мяче;
3) формирование навыков самостраховки.
2встреча
«Ты катись, весёлый мяч»
1. Вводная часть:
а) разминка - малоподвижная игра «Быстро шагай», подвижная игра «Птицы и кукушка»;
б) динамическое дыхательное упражнение «Ёжик».
2. Основная часть:
а) ОРУ с мячом – фитболом;
б) динамические упражнения с фитболом – «Плывём в лодке», «Кроль»;
в) полоса препятствий с фитболами
г) Подвижная игра с фитболами «Мишка бурый»
3. Заключительная часть: малоподвижная игра «Ты катись, весёлый мяч»
1. Увеличивать амплитуду движений в суставах и позвоночнике.
2. Совершенствовать технику прыжковых и динамических упражнений с фитболами.
3. Воспитывать настойчивость в решении двигательных задач.
Фитболы по количеству детей, 4 стойки, 4 обруча малого или среднего диаметра, 2 гимнастические скамейки.
1) умение удерживать устойчивое положение тела во всех фазах прыжка (отталкивании, полёте, приземлении) и во время динамических упражнений с мячом;
2) умение достигать поставленной цели в решении двигательных задач.
Приложение.
Конспекты встреч
Первая встреча - «Волшебный мяч»
Задачи:
1. Уточнить представления детей о формах и физических свойствах фитбола.
2. Познакомить с правилами техники безопасности и правильной посадкой на мяче.
3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений.
4. Формировать мотивацию к занятиям фитбол – гимнастикой.
Оборудование: мячи – фитболы на каждого ребёнка, бодрая музыка, иллюстрации с мячами – фитболами, 2 кегли.
Предполагаемый результат:
1. освоение простейших элементов фитбол – гимнастики в положении сидя и лёжа на мяче;
2. умение принимать и сохранять оптимальное положение всех звеньев тела в исходном положении, сидя на неподвижном мяче;
3. формирование навыков самостраховки, проявляемых в умении во время выполнения упражнений на фитболах самостоятельно и своевременно найти выход из неожиданно возникшего опасного положения.
Ход встречи:
Вступительная беседа о фитболах : фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол – большой мяч диаметром 45-75 см, который используется в оздоровительных целях; фитболы бывают – с ручками (рожками, круглыми гладкими, овальными, в форме животных (лошадок, дельфинов, оленей и др., массажными; обладают следующими свойствами: упругость – пружинит при надавливании ладонью, прочность – изготовлен из резины, круглый – не имеет швов, цветной – поднимает настроение.
Правила техники безопасности:
• Мяч необходимо подобрать согласно росту.
• На занятия следует надевать удобную одежду, без кнопок, крючков, молний.
• Осанка в седе на мяче должна сохраняться правильной: спина прямая, подбородок приподнят, живот втянут, плечи развёрнуты, ноги согнуты врозь, три точки опоры – ноги, таз, стопы.
• При выполнении упражнений следует строго придерживаться правильности их выполнения.
Вывод: зная свойства мячей – фитболов и, выполняя все правила техники безопасности, мы сможем разучить много интересных упражнений и игр. Добро пожаловать с мир фитбол – гимнастики!
2 мин.
Малоподвижная игра «Стоп, хоп, повернись!»
Игроки шагают в колонне по одному, прокатывая мяч перед собой по полу. По команде «Стоп!» останавливаются и не двигаются, по команде «Хоп!» останавливаются и поднимают мяч вверх, по команде «Повернись!» поворачиваются кругом и шагают в обратном направлении.
Подвижная игра «Кто быстрее возьмет фитбол?»
Дети стоят друг за другом парами по кругу, в центре находится фитбол. Стоящие сзади дети по сигналу маршируют (бегут, прыгают поскоками и т. д.) по кругу. Добежав до своей пары, пролезают у партнера между ногами и берут фитбол.
Мотивация
Словесные мето-ды: команды, объяснение правил игры, похвала
Практические методы : выполнение ходьбы и бега по кругу, пролезаниемежду ног партнёра
Динамические дыхательные упражнения «Надави на мяч». И. п. – стоя лицом к мячу. 1-3 – руки в стороны, вдох носом; 4-6 – наклониться, надавить руками на мяч сверху, выдох ртом, произнося «ш-ш-ш».
Основная часть16 мин.
Общеразвивающие упражнения
1. «Подними и опусти». И. п. - о. с., руки опущены, фитбол на полу. 1 – поднять фитбол вверх, посмотреть на него, 2 – опустить.
2. «Наклоны». И. п. – сед на мяче, ноги врозь с опорой на пятки. 1-3 – пружинящие наклоны с касанием носков, 4 – и. п. Ноги в коленях не сгибать.
3. «Прокатывание». И. п. – стойка на коленях, лицом к мячу, мяч на полу. 1-4 – прокатить мяч руками вперёд, 5-8 – обратно, и. п.
4. «Приседания». И. п. – широкая стойка, мяч между ног на полу, руки за головой. 1 – наклониться вправо, левая рука вверх, 2 – и. п., 3 – присесть на мяч, руки вперёд, 4 – и. п., 5-8 – то же в другую сторону.
5. «Махи ногами». И. п. – узкая стойка лицом к мячу, мяч на полу. 1 – перемах правой ногой влево через мяч, 2 – вернуться в и. п., 3-4 – то же другой ногой. Ноги в коленях не сгибать. и. п. мяч, 2 - вернуться 4 - и. ятки. руки за головой.
6. «Стойкий солдатик». И. п. – стойка на правой ноге, левая, согнутая в колене, на мяче. Прокатывать мяч правой ногой по полу по часовой стрелке и обратно. То же другой ногой.
7. «Прыжки» на мячах в колонне по одному. 7-8 раз
Динамические упражнения с фитболами
1. «Стульчик». И. п. – сед на мяче, согнув ноги, руки в стороны, удерживая на голове набивной мешочек. Разгибая ноги вперёд, удерживать равновесие. Вернуться в и. п.
2. «Брасс». И. п. – лёжа на мяче на животе, руки и ноги касаются пола. Одновременно оттолкнуться руками и ногами от пола, прогнуться. Вернуться в и. п. Стараться удержать равновесие.
3. «Носорог». И. п. – лёжа на мяче на спине с опорой о кисти и стопы. Правую ногу, согнутую в колене привести к туловищу, удерживать равновесие. Вернуться в и. п. Выполнять поочерёдно правой и левой ногой.
3 мин.
Эстафета с фитболами «Кенгуру».
Участвуют две команды, построение детей в колонну за стартовой линией, первые игроки сидят на фитболах. По сигналу первые игроки прыгают на фитболах до поворотной стойки (расстояние 4-5 м от стартовой линии) и обратно, передают фитбол следующему игроку, становятся в конец колонны и т. д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Заключительная часть.
Малоподвижная игра «Выверни круг»
Игроки идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:
Круг-кружочек, где ты, наш дружочек?
Раз, два, три, выводи, Марина, ты!
Названный педагогом ребёнок отпускает одну руку, поворачивается спиной к игрокам и ведёт цепочку детей так, чтобы вывернуть круг в обратную сторону, т. е. все игроки должны стоять не лицом в круг, а спиной. В завершение разворота водящий берёт за руку последнего игрока.
Релаксация «Звезда»
Цель: снятие напряжения мышц тела; снижение утомления.
И. П. : лечь животом на мяч, свободно обхватив его руками и ногами, носочки ног на полу, голова свободно. Легкие покачивания на мяче вперед и назад.
1 мин.
Вторая встреча - «Ты катись, весёлый мяч»
Задачи:
• Увеличивать амплитуду движений в суставах и позвоночнике.
• Совершенствовать технику прыжковых и динамических упражнений с фитболами.
• Воспитывать настойчивость в решении двигательных задач.
Оборудование: фитболы по количеству детей, 4 стойки, 4 обруча малого или среднего диаметра, 2 гимнастические скамейки.
Предполагаемый результат:
1. умение удерживать устойчивое положение тела во всех фазах прыжка (отталкивании, полёте, приземлении) и во время динамических упражнений с мячом;
2. умение достигать поставленной цели в решении двигательных задач.
Ход встречи:
Малоподвижная игра «Быстро шагай»
Игроки строятся в шеренгу на одной стороне площадки с фитболом в руках, на другой стороне площадки – водящий, который стоит спиной к игрокам на линии финиша. Водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» В это время игроки шагают вперёд, прокатывая мяч по полу перед собой, а на последнем слове останавливаются. С последней фразой водящий быстро оглядывается, и тот игрок, который не успел остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок, который первым пересечёт линию финиша, становится водящим.
Подвижная игра «Птицы и кукушка»
Игроки – «птицы», фитболы – «гнёзда птиц». Дети сидят на фитболах на одной стороне площадки. Водящий – «кукушка» стоит в стороне, у него нет «гнезда». По команде «Птички полетели!» дети выбегают из «гнёзд» и разбегаются в разных направлениях по площадке. «Кукушка» летает вместе с ними. По команде «Птички, домой!» дети бегут к «гнёздам», а «кукушка» старается быстро занять любое «гнездо». Игрок без «гнезда» становится «кукушкой».
3 мин.
Динамические дыхательные упражнения «Ёжик». И. п. – стоя лицом к мячу. 1-2 – подняться на носки, руки через стороны вверх, вдох носом; 3-8 – прерывистые выдохи ртом, и. п.
Свободное перестроение для комплекса ОРУ с фитболом.
3-4 раза
Основная часть15 мин.
Общеразвивающие упражнения
1. «Буратино». И. п. : сидя на мяче, руки на бёдрах. 1 – поворот головы вправо; 2-3 – медленно поворачивая голову влево, описать носом полукруг от правого плеча к левому, 4 – и. п.
2. «Колёса». И. п. : сидя на мяче. Руки согнуть в локтях перед грудью. 1-8 – вращение согнутых рук, одна перед другой.
3. «Часики». И. п. : сидя на мяче, руки держать на поясе. 1 – наклон вправо, 2 – и. п., 3 – наклон влево, 4 – и. п.
4. «Черепашка». И. п. : лёжа на животе, на мяче с опорой на стопы и ладони. 1 – медленно поднять прямую правую ногу, 2 – и. п., 3 – поднять прямую левую ногу, 4 – и. п.
5. «Пловец». И. п. : стоя на коленях перед мячом, опираться на него грудной клеткой. 1 – прокатить мяч вперёд, выполнить движения пловца; 2 – и. п.
6. «Покачайся». И. п. : лёжа на спине, на мяче, руки опустить. 1-3 – сгибая ноги в коленном суставе, покачаться на мяче вперёд-назад, 4 – и. п.
7. «Мячики». И. п. : сидя на мяче, руки на бёдрах.
1-10 – лёгкие подпрыгивания на мяче с вынесением ноги вперёд на пятку.
Динамические упражнения с фитболами
1. «Плывём в лодке». И. п. – сед на мяче, согнув ноги врозь лицом к гимнастической лестнице, с опорой ног о рейку лестницы, хват руками за рейку на уровне груди. Ноги на второй-третьей рейке лестницы, расстояние от мяча до лестницы 10-15 см. Отводя таз назад, разогнуть ноги в коленях. Вернуться в и. п. Медленно, плавно, по возможной амплитуде.
2. «Кроль». И. п. – упор лёжа, бёдра на мяче. Поочерёдно поднимать и опускать прямые ноги вверх-вниз, имитируя движение ног при плавании кролем. Голову не опускать, смотреть вперёд. Ноги в коленях не сгибать.
Полоса препятствий с фитболом.
а) прыжки «змейкой» между стойками, сидя на мяче;
б) ходьба по гимнастической скамейке с прокатыванием мяча по скамейке вперёд;
в) прыжки из обруча в обруч с мячом в руках;
г) ходьба по гимнастической скамейке, удерживая фитбол руками на голове.
Подвижная игра с фитболами «Мишка бурый».
Игроки сидят на фитболах в центре площадки, водящий – «медведь» сидит на фитболе лицом к ним. Дети произносят:
Мишка бурый, мишка бурый,
Почему такой ты хмурый?
«Медведь» отвечает:
Я медком не угостился, вот на вас и рассердился.
С последними словами игроки, прыгая на мячах, убегают от «медведя», который старается их догнать и запятнать. Игрокам и водящему нельзя вставать с мяча.
Заключительная часть.
Малоподвижная игра «Ты катись, весёлый мяч»
Игроки передают фитбол по кругу из рук в руки со словами:
Ты катись, весёлый мяч,
Быстро, быстро по рукам,
У кого весёлый мяч –
Покажи движенье нам.
Игрок, у которого оказался мяч, выходит в центр круга и показывает любое упражнение (без мяча, остальные игроки его повторяют. Можно изменять и. п. игроков (стоя лицом в круг, стоя спиной в круг, сидя и др.)
Уровни освоения программы в подготовительной группе.
Низкий уровень. Слабо контролирует технику выполнения. Допускает нарушения в играх. Без усилия и интереса осваивает новые упражнения.
Средний уровень. Устойчивое равновесие сохранят. Оценивает выполнение упражнений другими детьми, проявляет интерес к новым упражнениям.
Высокий уровень. Самостоятельно организовывает игру. Равновесие устойчивое. Упражнения выполняет с хорошей амплитудой, выразительно.
Литература:
1. Власенко Н. Э. «Фитбол – гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста» (теория, методика, практика) // СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
2. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. «Двигательныйигротреннинг для дошкольников». СПб. : Речь, 2002.
3. Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. – Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах». СПб. : РГПУ имени А. И. Герцена, 2008.