Ольга Балашова
Профессиональная компетентность воспитателей при организации и проведении занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Закон «Об образовании РФ» относит дошкольное образование к первой ступени общего. Наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляются обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В образовании стоит задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности каждого ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы образовательной ситуацией.
Публикация «Профессиональная компетентность воспитателей при организации и проведении занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 3.4.2. прописано «педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5. настоящего стандарта». В пункте 3.2.5. прописаны условия для создания социальной ситуации развития детей: обеспечение эмоционального благополучия через общение и уважительное отношение к каждому ребенку; поддержка индивидуальности и инициативы детей; установления правил взаимодействия в разных ситуациях; построение вариативного развивающего образования; взаимодействие с родителями.
Кроме этого, Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые функции: общепедагогическая – обучение; воспитательная деятельность; развивающая деятельность
Обучение: планирование и проведение непосредственно-образовательной деятельности (занятий) владение формами и методами обучения, владение ИКТ - компетентностями.
Воспитательная : постановка воспитательных целей, регуляция поведения детей, умение общаться с детьми, реализация современных форм и методов воспитательной работы
Развивающая: выявление в ходе наблюдений поведенческих и личностных проблем детей, связанных с особенностями их развития, оценка показателей уровня и динамики развития ребенка, оказание индивидуальной помощи (индивидуальные маршруты, знание возрастных особенностей. В соответствии с данными функциями, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде и принимать решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Одной из главных форм образовательного процесса являются ежедневные занятия с детьми по разным видам деятельности: ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, рисование и другие. Именно от качественно проведенного занятия будет зависеть дальнейшая работа воспитателя с детьми (например, индивидуальная работа в течении дня, образовательная деятельность в режимных моментах) и самостоятельная деятельность воспитанников (игры, общение, интересы). Занятие будет интересным, современным и развивающим для детей, если воспитатель будет обладать следующими профессиональными компетентностями :
1. Информационная компетентность (психолого-педагогическая) – объем информации о детях, знание возрастных особенностей, программных требований, разных методик и умение выстроить образовательный маршрут каждого ребенка на каждом этапе освоения программы. На основании данной информации воспитатель формулирует цель и задачи занятия, составляет конспект его проведения.
2. Интеллектуально-педагогическая (методологическая) – умение применить знания и опыт для эффективного обучения и воспитания, способность к инновационной деятельности. Умение выстроить системно - деятельностный подход: совместная деятельность взрослого и детей по достижению задач. Это умение воспитателя использовать подобранный материал (демонстрационный и раздаточный, умение владеть методами и приемами для мотивации, для активности, для самостоятельности, для творчества, для эмоционального настроя, умение чередовать виды и формы организации детей на занятии.
3. Коммуникативная – практическое владение приемами общения (речевые навыки, осуществлять результативное взаимодействие со всеми участниками непосредственно-образовательной деятельности, умение регулировать поведение детей, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, умение поддерживать положительный настрой детей (желание заниматься интересным делом).
4. Регулятивная (рефлексивная) – это умение воспитателя анализировать результаты своей деятельности и деятельности детей (проведение в конце занятия рефлексии- вопросы к детям с целью установления обратной связи) и умение выстроить дальнейшую работу (индивидуальный маршрут).
Старший воспитатель ДОУ имеет оценочный лист анализа образовательной деятельности, с помощью которого он анализирует уровень сформированности той или иной компетентности у воспитателя при просмотре любого занятия.
Информационная компетентность проявляется в следующих пунктах: умение подобрать программное содержание в соответствии с программными требованиями и возможностями детей, наличие триединой дидактической цели (образовательные, развивающие, воспитательные задачи).
Интеллектуально-педагогическая (методологическая) компетентность проявляется в следующих пунктах: демонстрационный и раздаточный материал (обоснованность подбора, достаточность и эффективность использования, использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий (смена поз детей и двигательные минутки, разные виды и формы организации детской деятельности, наличие компонентов развивающего занятия (мотивация, совместная творческая деятельность, деятельность детей (активность, заинтересованность, самостоятельность, творчество, коммуникативность).
Коммуникативная компетентность проявляется в следующих пунктах: речь педагога (доступность, эмоциональность, содержательность, подход к детям (индивидуальный, дифференцированный, личностно-ориентированный).
Регулятивная (рефлексивная) компетентность проявляется в следующих пунктах: степень достижения образовательных целей и обсуждение результатов (наличие и качество вопросов к детям по содержанию занятия).
Только после проведения анализа формы образовательной деятельности с детьми воспитателем, старший воспитатель выстраивает свою методическую работу с кадрами так, чтобы решить две важные задачи:
1. Это совершенствовать теоретический уровень профессиональной компетентности педагогов.
2. Это повышать практический уровень профессиональной компетентности воспитателей при работе с воспитанниками детского сада.
В своей следующей статье я расскажу подробнее о данной методической работе, которая будет направлена на решение поставленных задач.