Алла Мельник
Проект по правилам пожарной безопасности со средними дошкольниками «Без пожара можно жить, если с правилами дружить»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43» - «детский сад № 33»
Проект
по правилам пожарной безопасности
с детьми среднего дошкольного возраста
«Без пожара можно жить, если с правилами дружить».
Подготовили: Мельник А. С,
Публикация «Проект по правилам пожарной безопасности со средними дошкольниками „Без пожара можно жить, если с правилами дружить“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
воспитатель высшей квалификационной категории
Ветряк Н. В,
воспитатель первой квалификационной категории.
г. Славгород 2023
Паспорт проекта
Наименование проекта Образовательный проект «Без пожара можно жить, если с правилами дружить».
Адресация проекта Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями.
Участники проекта Дети средней группы, педагоги, родители
Цель проекта Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний и умений, необходимых для действий в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта Образовательные
• Продолжать знакомить детей с понятием «огонь», профессией пожарного.
• Формировать умение видеть и определять, когда огонь друг, а когда враг.
• Познакомить детей со средствами пожаротушения
Развивающие
• Развивать у детей способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам.
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
• Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
• Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Сроки реализации проекта Краткосрочный (2 недели, февраль 2023
Вид проекта Творческий, информационно-практико-ориентированный, групповой.
Ресурсы проекта • Аудио-, видеосистемы, компьютер, опорные карты, дидактические материалы, технологии и т. д.
Предполагаемые продукты • Продукты деятельности педагогов: методические рекомендации, консультации, конспекты НОД.
• Продукты деятельности детей: рисунки, поделки.
Авторы проекта Мельник Алла Станиславна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Ветряк Наталья Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории.
Актуальность проекта : Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате получение травм и даже гибель — проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. В Федеральных государственных образовательных стандартах определены основные цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Безопасность» : формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу. Часто причиной пожара является детская шалость. Актуальность проекта связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку, свойственная взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность, любопытство часто ставит ребёнка перед реальной опасностью пожара. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии. Для этого необходима целенаправленная работа над формированием у дошкольников культуры пожаробезопасного поведения.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.
Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать, как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Гипотеза:
Активная совместная деятельность всех участников проекта в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, соблюдение противопожарных норм и правил - постоянный процесс, в котором участвуют все: и педагоги, и родители, и сотрудники пожарной охраны, тогда жизнь наших детей будет в безопасности.
Принципы реализации проекта :
- системность и последовательность (любая новая ступень опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей;
- включение в деятельность (правовую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (использование иллюстративного материала);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Ожидаемый результат:
- повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
- формирование устойчивых навыков самосохранения, осознанного безопасного поведения;
- привитие уважение к героической профессии «Пожарный»;
- профилактика панического страха перед огнём;
- изменение отношения родителей к данной проблеме;
- пополнение методического кабинета пособиями, реквизитами, методической литературой, рекомендациями, конспектами занятий, развлечений по пожарной безопасности.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.
-Провести опрос детей.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
- Подбор дидактических игр;
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
-Оформление папки – передвижки для родителей «Огонь -опасность!»;
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Основной этап:
Цель: Реализация мероприятий проекта
1. Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности :
- Беседа «Что такое пожарная безопасность»
- «Огонь – друг, огонь - враг»;
- «От чего происходят пожары» (проводит инспектор пожарной охраны);
- «Спички детям не игрушка»;
- «Беседа о труде пожарных»;
- «Эти предметы таят опасность!»;
- Беседа «Чем дым опасен для человека»
- «Знает каждый гражданин, этот номер 01».
- «Кто может готовить на плите».
2. Ознакомление с художественной литературой:
- заучивание стихов, загадывание загадок по теме проекта;
- Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом»
- Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Путаница»
- Чтение художественной литературы: Т. Фетисова «Куда спешат красные машины»
- Чтение худ. литературы: «О спичках». «Пожар» С. Я. Маршак
- Л. Толстой «Пожарные собаки»;
- П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»
- стихи О. Вациетис «Спички»
- стихи Е. Харинская «Спичка – невеличка», «Сережа» - литературная викторина «Загадки из спичечного коробка» по данной теме
3. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций по теме проекта
4. Просмотр презентации «Знай и соблюдай правила пожарной безопасности».
5. Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы - Уроки осторожности – Огонь».
6. Продуктивная деятельность
- рисование «Эта спичка – невеличка»; «Мы построим с вами дом, кошке славно будет в нем»
- Лепка «Пожарная лестница»
- конструирование (конструктор, строительный материал) «Пожарный автомобиль», «Пожарная часть».
Оформление выставки детско-родительского творчества по ППБ.
7. Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Чем тушат пожар»
«Горит – не горит»
«Что нужно пожарным?»
«Диалоги по телефону»
«Сложи пожарную машину»
«Найди опасные предметы»
«Четвёртый лишний»
Моделирование опасных ситуаций на макете:
- «Пожароопасные места в квартире»,
«Твои первые действия при пожаре».
Сюжетно-ролевые игры :
- «Мы – пожарные!»
- «Пожар в городе»
- «Один дома»
Театрализованная игра
- Обыгрывание ситуации «Котёнок остался дома один и нашёл спички»
Игровое упражнение «Потушим огонь»
«Кошкин дом»
Подвижные игры
- «Пожарные на учении»
- «Кто быстрее потушит пожар?»
- «Огонь в очаге»
- «Позови на помощь».
- «Быстрые и ловкие»,
8. Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Что горит сильнее?»
- «Чем можно потушить огонь».
- «Огонь дышит»
9. Досуговая деятельность:
- Литературная викторина «Огонь в литературе»
- Познавательно – игровая программа «Огонь – друг, огонь – враг»;
- . Досуг на тему: «Что мы знаем об огне»
10. Экскурсия по детскому саду
- знакомство с местом положения огнетушителей;
- знакомство с системой оповещения, планом эвакуации, эвакуационными путями;
- учебная эвакуация;
- экскурсия к пожарному щиту с песком.
11. Работа с родителями
- родительское собрание «Что должны знать дошкольники о ППБ»
- папка – передвижка «Расскажите ребенку о правилах пожарной безопасности»; «Безопасность детей дома от спичек до бытовой химии»;
- конкурс семейных работ по теме проекта;
- информация в родительский уголок «Безопасность наших детей - в наших руках»»;
- буклет для родителей
Заключительный этап:
- Выставка детских рисунков на тему «Пожарная безопасность»;
- Создание семейного плаката о пожарной безопасности;
- Осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм работы по направлению «Пожарная безопасность»
Заключение
Таким образом, формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной безопасностью – это формирование полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность познавательного развития детей зависит от того насколько у ребё нка расширенно содержание сознания за счет: сведений о событиях и явлений, о недоступных его посредственному наблюдению.
Одна из задач педагога на этапе старшего дошкольного возраста - заложить правила личной безопасности, а так же умение применять правила в различных жизненных ситуациях. Ведущим фактором познавательного развития ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действий с ним. Слова должны следовать за действием – тогда ситуация в целом становится понятной ребёнку, и усваивается им. Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в познавательном развитии является неоднократно повторяющееся обследование объекта и практическое манипулирование с ними. Исходя из этого мы видим, что формирование основ безопасности жизнедеятельности лучше проводить в комплексе. Это благотворно скажется на обучении и развитии детей. Такое обучение должно захватывать все виды детской деятельности: игру, занятия, труд и т. д – тогда мы будем воспитывать в ребёнке не только его взаимоотношение с правилами личной безопасности, связанные с изучаемыми темами (как вести себя в опасных ситуациях и др, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
При организации такой работы обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.
Список литературы
1. Потапова Т. В, «Беседы с дошкольниками о профессиях»// Т. В. Потапова Т. Ц. Москва «Просвещение – 2005-62.
2. Волочкова В. Н., Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»// Н. В. Степанова – Воронеж «Учитель» - 2004-207
3. Кузина В. М. «Огонь – друг и огонь – враг»// отделом противопожарной службы М Ч С. «Ребёнок в детском саду.» №15 2003 № 6-40-44.
4. Кузина В. М «огонь - наш друг, огонь – наш враг»// С. Придручная «Дошкольное воспитание» № 5 2006 -44-46
5. Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»// Б. Жидков-М. Фламинго»-2000-50
6. Прохорова А. Ф. «Правила противопожарной безопасности.»// Прохорова А. Ф. «Основы безопасности жизни» №8,9 -05г. -20 – 22,40-43, .
7. Л. А Ганина, «Сказка о том, как мальчики победили табачный дом»//Л. А. Галина-М. «Фламинго» -2005 – 12
8. Маршак С. Я «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»//С. Я Маршак-М. «фламинго» -2000- 62.
9. Петина М. М. «О работе с детьми по предупреждению пожаров»// М. М. Петина, М. Н Салдеева. Оренбург- 2006-200
10. К. Ю Белая, В. Н, Зимоника «Как обеспечить безопасность дошкольников»// К. Ю. Белая, «Пожар» и «Огонь – судья беспечности людей» М. «Просвещение» 2004-96
11. Цветкова Т. В. Захарова Т. А. «Формирование у дошкольникав знаний по пожарной безопасности»/Т. А. Захарова// Управление ДОУ. _2009 №2-С-18=29
12. Литвинова Е,Н, Смирнов А. Т., Фролов М. П., Петров С. В. «ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)» Хочу всё знать автор статьи С. Н Зигуненко; - м. 2005 – 398 с.
В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Л. Д Гусарова, Е. В. Соловьёва, Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова, С. Г. Якобсон. Т. Н. Дронова, Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию детей 5-6 лет в детском саду «радуга»// М. «Просвещение» 2003-с270
14. Зубченко В. А., Башкатова Т. А., Игошин, Соловьёва «Спички не игрушка, огонь не забава» // Зубченко В. А. «Пожарная викторина для старшей группы», «Подвижные и дидактические игры.» Оренбургская область-2005-с. 65.
15. Степанов В. А. «Азбука в загадках».// В,А. Степанов-М. «Фламинго» - 2005-с-15
16. Толстой Л. Н. «Пожарные собаки».// Толстой Л. Н. М. - «Фламинго»-2000-с. 20