Галина Ивановна Федорова
Проектный метод в работе с родителями детей младшего и среднего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод в работе с родителями
детей младшего и среднего возраста.
Федорова Г. И. - воспитатель МБДОУ
«ЦРР – Мухоршибирский детский сад «Сказка»1 категории».
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Публикация «Проектный метод в работе с родителями детей младшего и среднего возраста,» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и дошкольного учреждения. Одна из основных задач работы ДОУ – повышение педагогической культуры, просвещение родителей, привлечение их к совместной деятельности с педагогическим коллективом с целью создания единого образовательного пространства.
Современные родители, к сожалению, очень занятые и часто не имеют навыков педагогического взаимодействия со своим ребенком. Детский сад может и обязан помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, развивать позицию ответственного «родительства», активного, инициативного отношения к воспитательной и образовательной деятельности, направленной на саморазвитие себя как родителя. Привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, избежав при этом организованности и скучных шаблонов – одна из педагогических задач, которую я перед собой поставила.
В 2009 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Как помочь родителям в воспитании детей? Каким содержанием наполнить работу в этом направлении? Я поставила перед собой задачу проводить работу с родителями с учетом новых форм взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Для решения этих вопросов я стала использовать инновационную форму взаимодействия – семейную проектную деятельность. Данная форма работы направлена на организацию совместной творческой деятельности родителей и ребенка, а значит активное общение между ними.
В настоящий период метод проектирования широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики. На этапе становления новых типов ДОУ, демократизации и гуманизации их жизнедеятельности, актуальным становится проектирование видов детской деятельности как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса.
Достоинства метода проектов заключаются в следующем:
1. Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей.
2. Метод проектов дает четкий алгоритм действий.
3. В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную (научную, непротиворечивую) картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перезагрузки.
4. Метод проектов также актуален в свете задач модернизации образования, направленных на развитие способностей, мышления, формирование практических навыков; использование различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм деятельности; соотнесение изучаемого материала с проблемами повседневной жизни; развитие вариативных образовательных программ на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
5. Метод проектов позволяет оптимизировать и стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога, детей родителей.
За проработанные два года были реализованы следующие проекты :
1. Проект по пополнению театральной зоны «В мире сказки»
Цель данного проекта - пополнение и обогащение уголка театральной деятельности, повышение уровня межличностных отношений между взрослыми и детьми. Были проведены следующие формы работы : беседы, консультации, домашние задания, изготовления персонажей сказочных героев
Результатами стали обогащение предметно - развивающей среды, привлечение родителей к совместному сотрудничеству, установление партнерских отношений. Уникальность и неповторимость пополнение театральной зоны персонажами сказок, в том, что она выполнена мастерами – родителями и детьми, а это особенно привлекает детское внимание, усиливает желание играть с персонажами отдельно, просто рассматривать, показывать театральные представления по сказки, придумывать свой сюжет и обыгрывать его. Использование персонажей – приятный сюрпризный момент на любом игре – занятии. А во время досуга данные игрушки – лучшие друзья детей.
2. Проект «Осень золотая, осень урожайная»
Работа проводилась с целью повышения компетентности родителей в воспитании детей, формирования общих семейных ценностей.
Формы работы : сбор материалов (фотографии, картинки, иллюстрации об осени) для создания альбома «Художница осень»; оформление выставки семейных работ по темам : «Театр овощей» - интересные по форме плоды, найденные в лесу, коряги, листья необычной расцветки, грибы; организация с детьми сбора природного материала; «Домашняя мастерская слова» - совместное словотворчество детей и родителей (стихи, рассказы, загадки, сказки о природе и т д., выставка «Осень золотая, осень урожайная»
Результат:
Расширение знаний, повышение уровня нравственно - эстетического воспитания детей, обогащение предметно - развивающей среды группы, улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.
В ходе творческой деятельности дети сделали множество открытий, добились личных достижений, экспериментировали с различными материалами. Именно материал и его особенности активизировали изобретательность детей, ориентировали их в решении возникающих проблемных ситуаций, давали пищу для создания неожиданных образов. Использование игрушек из природного материала стало возможным как на занятиях познавательного цикла, так и в процессе продуктивной и свободной игровой деятельности детей. Принесенный в детский сад продукт совместной деятельности был важным событием, удовлетворялись социально значимые потребности в признании и ребенка и родителей. В этот момент ребенок видел значимость того, что он сделал.
3. Проект «МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ МАЛЕНЬКАЯ РОДИНА»
ЦЕЛЬ: воспитание гражданина и патриота своей родины, любящего свой родной дом, близких ему людей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Повысить авторитет отцов.
2. Привлечь старшее поколение в помощь молодым родителям
3. Формировать в сознании взрослых и детей патриотические ценности, любовь к своей семье, своему родному дому
4. Возрождать нравственные традиции в современной семье.
5. Содействовать благоприятному взаимодействию семьи и ДОУ.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ :
1. В результате реализации проекта повысился образовательный уровень родителей в вопросах воспитания детей, появился интерес к жизни детей в детском саду, в семье повысился уровень общения членов семьи друг с другом.
2. В группе создан семейный уголок, в котором находятся семейные альбомы «Папа, мама и я – вместе дружная семья» (отдых, досуг семей).
3. Разработаны конспекты тематических занятий, праздников и развлечений, методические рекомендации с семьями разных типов, памятка о повышении авторитета отцов в семье «Горжусь своим отцом».
4. Игровая развивающая среда пополнена сюжетно – ролевыми и дидактическими играми.
5. Подарок для мам «Птичка»из теста.
4. ПРОЕКТ «ИГРА - ЭТО СЕРЬЕЗНО»
Цель: пополнение предметно - развивающей среды, игровой зоны в группе.
Задачи:
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
3. Обогащение детско-родительских отношений опытом эмоционального – насыщенного общения.
Формы работы :
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Домашние задания.
3. Консультации.
4. Использование ИКТ и презентации.
5. Работа с родительским комитетом.
Результаты:
1. Пополнение предметно - развивающей среды.
2. Пополнение игрового уголка.
3. Пополнение уголка дидактическая игрушка.
4. Пополнение книжного уголка.
Обогащение предметно - развивающей среды в группе способствовало укреплению привязанности к членам своей семьи, гордости, развитию творческих способностей детей и взрослых в процессе совместной деятельности, повышению творческой активности и сплоченности педагога, родителей, детей.
Таким образом, включив родителей в совместную деятельность с ребенком, я создала и поддерживала атмосферу сотрудничества и в разных видах деятельности, направляла родительскую активность а педагогическое русло. Родители в совместной деятельности оценивали себя и ребенка, развивали навыки самоанализа и самооценки, им предоставлялась возможность наблюдать за ребенком, оценивать уровень его развития. Организованная работа над данными проектами позволила расширить кругозор родителей, строилось взаимодействие и формировались навыки общения родителей с детьми. Родители вовлекались в педагогический процесс ДОУ, укреплялась их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
В настоящее время я начала работу над осуществлением проекта «Новогодние чудеса»
Цель: повышать интерес к истории страны; укреплять связи поколений.
Задачи:
• Развивать познавательную активность дошкольников;
• Наладить конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников;
• Просветить родителей в истории празднования Нового года в нашей стране;
• Повысить уровень творческой активности педагогов и их социально-личностную компетентность, вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;
• Создать праздничную атмосферу в преддверии праздника.
Актуальность.
Поколение родителей, которое растит детей сегодня и создает свою собственную историю, провело свое детство в значительном отрыве от истории своих предков. Нарушилась связь поколений, информационная связь, которую они теперь не в состоянии передать настоящему, растущему поколению. Такой семейный праздник, как Новый год, несет в себе дух укрепления семейных традиций, создает ауру чистоты, возобновления и надежды и является для нас наиболее актуальным временем для возобновления связи времен и поколений.
Гипотеза.
Ежегодное проведение ряда мероприятий, посвященных одной из историй, дополняясь, каждый год новой историей, позволит укрепить дух семейной сплоченности родителей и детей, повысить уровень исторической осведомленности педагогов, родителей и интерес детей истории своих предков, создать неповторимую праздничную атмосферу.
Срок.
Ежегодно, в течение 3 лет.
Каждый год тема будет дополняться новой историей, например, историей Новогодней игрушки, новогодней открытки, история Деда Мороза и Снегурочки.
Участники проекта.
Педагоги: Федорова Г. И., Чувашова Т. Н.
Музыкальный руководитель детского сада
Воспитанники группы
Родители воспитанников
Предполагаемые результаты.
В процессе реализации данного проекта прогнозируется повышение:
• Интереса дошкольников к истории родной страна, семьи.
• Уровня информированности родителей о деятельности МБДОУ «ЦРР – детский сад «Сказка».
• Привлечение родителей к жизни детского сада и группы в частности.
• Творческих способностей педагогов.
• Интереса к коллективной, командной работе с детьми, и родителей и педагогов.
Авторские идеи проекта.
Идея возникла при очередной подготовке к новогодним праздникам. Появилось желание рассказать нашим воспитанникам о том, как мы, нынешние педагоги и родители, праздновали Новый год во время нашего детства, и узнать, как его праздновали наши родители, бабушки и дедушки.
Подготовительный этап.
В ходе проведения этого этапа собрали информацию и подготовили оборудование.
Основной этап.
Во время основного этапа проводились следующие мероприятия:
1. Работа с детьми : организация совместной деятельности, посещение выставки, проведение познавательных занятий по соответствующим темам.
2. Работа с родителями : оформление информационных стендов по данной тематике, сбор экспонатов для выставки, организация совместной детско-родительской деятельности для создания выставок в группах.
3. Оснащение предметно-развивающей среды, оформление группы в соответствии с темой, организация совместной выставки.
Завершающий этап.
Систематизация материалов, проведение выставок, праздников, смотров-конкурсов.
Реализация проекта «Новогодние чудеса»
Событие, мероприятие Цель
Результат
Срок
1 2 3 4
«История новогодней игрушки»(1год)
Подготовительный этап.
Консультация для родителей «История новогодней игрушки» Повысить информационный уровень родителей Изготовление ширм-передвижек для родителей об истории новогодних игрушек Начало декабря
Консультация, мастер-класс для родителей «Игрушки своими руками» Поднять творческую активность, сплоченность педагога, родителей, детей Оформление группы к празднику самодельными новогодними игрушками
Сбор информации и экспонатов для выставки Подготовка к выставке Организация выставок новогодних игрушек Декабрь
Основной этап
Выставка новогодних игрушек Обмен имеющейся информацией при составлении рассказов о любимой игрушке детства, их наглядная демонстрация Оформление выставки Середина декабря
Экскурсии детей по выставке, беседы с детьми о праздновании Нового года в семье Знакомить детей с экспонатами выставки. Повысить интерес к истории своей семьи, своих предков Совместная деятельность с детьми «Игрушки на елку»
Фотовыставка «Я и моя елка» Наглядная демонстрация традиций оформления новогодней ели Организация фото выставки
Завершающий этап
Проведение новогодних утренников Создать праздничную атмосферу, укрепить семейные традиции Благодарность родителям за участие в организации и реализации проекта Конец декабря
«История новогодней открытки»(2 год)
Подготовительный этап
Сбор информации о «Истории новогодней открытки» Повысить информационный уровень педагога Ширмы-передвижки для родителей об истории новогодних открыток Начало декабря
Консультация для родителей «Открытки своими руками» Выставка новогодних творческую активность и сплоченность педагога, родителей, детей Оформление группы коллективными работами воспитанников, самодельными открытками родителей, детей, новогодней стенгазеты
Сбор информации и экспонатов для выставки Подготовиться к выставке Организация выставки новогодних открыток
Основной этап
Выставка новогодних открыток Повысить интерес к истории своей семьи, страны Середина декабря
Беседы с детьми об открытках, их назначении и различных способах изготовления Развивать творческое воображение и познавательную активность детей Оформление открыток в подарок родителям и сотрудникам ДОУ
Завершающий этап
Проведение новогодних утренников Создать праздничную атмосферу, укрепить семейные традиции Благодарность родителям за участие в организации и реализации проекта Конец декабря
«История Деда Мороза и Снегурочки» (3 год)
Подготовительный этап
Сбор информации о возникновении новогодних персонажей Повысить информационный уровень педагога Ширмы-передвижки для родителей, консультации Начало декабря
Мастер-класс «Сделай Деда Мороза», конкурс поделок «Самая новогодняя Снегурочка» Повысить творческую активность и сплоченность педагога, родителей, детей Выставка поделок
Основной этап
фотовыставка на темы «Я и герои праздника», «Я - Дед Мороз», «Я - Снегурочка» Повысить интерес к истории своей семьи, страны. Развивать познавательный интерес детей
Экскурсия детей по фотовыставке Середина декабря
Беседы с детьми «Деды Морозы разных стран» Развивать познавательный интерес детей
Оформление выставки «Такой разный Дед Мороз»
Завершающий этап
Новогодний праздник Создать праздничную атмосферу, укрепить семейные традиции Благодарность родителям за участие в организации и реализации проекта Конец декабря
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
С опытом работы по использованию проектного метода в организации работы с родителями я выхожу на странички сайта нашего дошкольного учреждения и своего мини – сайта в социальной сети работников образования.