Любовь Корчагина
Проектный метод и технологии в МДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод и технологии в МДОУ
Воспитателю предоставляется право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских программ и внедрения инновационных образовательных технологий.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для детей и воспитателя.
Структура педагогической технологии
Постановка целей и их максимальное уточнение;
Публикация «Проектный метод и технологии в МДОУ» размещена в разделах
Строгая ориентация всего хода воспитательно - образовательного процесса на поставленные цели;
Ориентация обучения на гарантированное достижение результатов;
Оценка текущих результатов;
Коррекция обучения, направления на достижение поставленных целей;
Заключительная оценка результатов.
Проект - работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков.
Метод проектов - новый дидактический метод, предусматривающий определенную последовательность в организации обучения детей (3 этапа)
Последовательность в организации обучения детей
1 этап – педагог изучает возможности, потребности, прошлый опыт воспитанников
2 этап – обсуждение с детьми идеи, план работы, затем проект
3 этап – реализация проекта
Метод проектов - цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции, структуру.
Структура проекта :
Цели
Пути выполнения проекта :перечень конкретных действий (сроки, ответ)
Работа над проектом
Результат: презентация проекта
Обсуждение результатов работ
Этапы:
Организационно-подготовительный –
Рефлексивно-диагностический
Практический
Заключительный
Организационно-подготовительный:
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта
Изучение опыта педноваторов по теме проекта
Пополнение предметно-развлекательной среды
Подбор диагностическая инструментария для выявления знаний детей
Рефлексивно-диагностический:
Анализ педагогом своих профессиональных возможностей
Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта
Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы
Практический:
совместная работа воспитателя с детьми.
Заключительный
результат, продукт проекта
Тип проекта
технический;
организационный;
экономический;
социальный;
образовательный;
смешанный
Класс проекта :
монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба);
мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления);
мегапроект – целевые программы развития, включающие в свой состав ряд моно – и мультипроектов.
Масштаб проекта :
мелкие;
средние;
крупные;
очень крупные;
примечание: крупные проекты принято называть программами.
Длительность проекта :
Краткосрочные (до 3-х лет);
Среднесрочные (от 3-х до 5–ти лет);
Долгосрочные (свыше 5-ти лет)
Сложность проекта :
Простые;
Сложные;
Очень сложные
Вид проекта :
Инвестиционный;
образовательный;
научно-исследовательский;
учебный;
смешанный.
Цель проектного метода в ДОУ :
Развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития деятельности детей.
Технология проектной деятельности
Первый этап – постановка проблемы:
Деятельность педагога
Формулирует проблему (цель) (одновременно определяется продукт проекта)
Деятельность детей:
входят в проблему.
Второй–обсуждение проблемы, принятие задач:
Деятельность педагога
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Уточняет проблему и формулирует задачи.
Деятельность детей
Вживаются в игровую ситуацию;
принимают задачи;
планируют деятельность;
объединяются в рабочие группы (если есть необходимость);
распределяют обязанности.
Третий – работа над проектом :
Деятельность педагога
Помогает в решении задачи.
Помогает спланировать деятельность.
Организует деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования.
Организует работу над проектом ( поэтапно: направляет на поиск решений, на экспериментирование, предметно – речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую).
Деятельность детей
Ищут решение задачи.
Совместно составляют схему работы, по ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае необходимости).
Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.
Четвертый – презентация:
Деятельность педагога
Готовится к презентации, проводит её.
Деятельность детей
Готовят и представляют продукт деятельности.
Пятый– постановка новой проблемы:
Деятельность педагога
Создает ситуацию необходимости поиска новой информации.
Деятельность детей
Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации.
Классификация проектов :
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике (сезонные; психолого – социальные; эколого-исследовательские, продуктивно- творческие; ретроспективные)
по срокам реализации.
Исследовательско – творческий:
Содержание- дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.
Возраст детей- старший дошкольный возраст.
Ролево – игровой:
Содержание- используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы.
Возраст детей- со второй младшей группы.
Информационно-практико-ориентированный:
Содержание- дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
Возраст детей- со средней группы.
Творческий:
Содержание- оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
Возраст детей-со второй младшей группы.
Комплексный:
мир театра;
здравствуй Пушкин!;
эхо столетий;
книжкина неделя.
Межгрупповой:
Математические коллажи;
мир животных и птиц;
времена года.
Творческий:
Мои друзья;
у нас в Нескучном саду;
любим сказки;
мир природы;
рябины России.
Групповой:- сказки о любви;
познай себя;
уральские самоцветы;
подводный мир;
веселая астрономия.
Индивидуальный:- я и моя семья;
генеалогическое древо;
секреты бабушкиного сундука;
сказочная птица.
Исследовательский:-мир воды;
дыхание и здоровье;
питание и здоровье;
дерево группы.
Продолжительность проектов в ДОУ :
Краткосрочный проект - одно или несколько занятий:1-2 недели – месяц.
Проект средней продолжительности:2-4 месяца
Долгосрочный проект : учебный год.
Реализация проектной деятельности в образовательной практике:
Педагог-организатор проектной деятельности, руководитель проекта, консультант.
Информация (тема проекта).
Результаты проектной деятельности их обсуждение.
Зачем нужны проекты?
Детям:- проектирование несет :
познавательную деятельность детей;
положительное влияние на развитие ребенка;
расширяются знания ребенка в различных областях действительности;
знания приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достижением их личного опыта. В процессе делания дети получают ответы на вопросы. «Метод проектов» учит детей рассуждать они осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для достижения, оценивать последствия. Дети учатся принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике, учатся мыслить, договариваться. Это и есть составляющие интеллектуального развития ребенка, главный результат которого развитие способности к дальнейшему образованию.
Педагогам:- проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что требует ежедневного творческого, личностного роста.
Родителям:- реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием, которое может быть представлено в виде альбомов, увлечений, традиций.
Чтобы проектная деятельность эффективно развивала интеллект дошкольников, необходимо понимать её структуру и особенности познавательной активности детей. Для реализации проектной деятельности необходимо привлекать взрослых, в первую очередь, родителей ребенка.