Валентина Степанова
Проектное задание «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
Факультет дошкольного и начального школьного образования
Кафедра психологии и педагогики детства
Тема: «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей»
КПК: «Теория и практика развития ребёнка раннего возраста»
Выполнила:
Степанова
Валентина
Публикация «Проектное задание „Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Анатольевна
Воспитатель
МБДОУ
«Детский сад №15»
Подпорожский р-н
Руководитель:
Лузанова Н. И.
Санкт-Петербург
2014
Введение. Актуальность темы.
«Ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М. Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
"Пальчиковые игры - это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается - ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита такая психическая функция, как речь.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.
Для выявления состояния проблемы в практике группы была проведена диагностика детей по следующему тесту : “Методика психолого-педагогического обследования детей 3го года жизни”, разработанная
Л. Стребелевой (см. приложение)
Методика направлена на определение уровня сформированности основных показателей развития детей раннего возраста (умственных действий, мелкой моторики, зрительного восприятия, знаний об окружающем).
В тест вошло 6 заданий :
• лови шарик;
• спрячь шарик;
• разборка и складывание матрёшки;
• разборка и складывание пирамидки;
• парные картинки;
• разрезные картинки.
Таблица №1 Результаты обследования умственных способностей (по методу Л. Стребелевой) в начале проекта
Имя ф. Ребёнка Лови шарик Спрячь шарик Разборка и складыва-ние матрёшки Разборка и складыва-ние пирамидки из 3-х колец Парные картинки две Разрезные картинки из 2-х частей Общ. балл %
Соня Р. 4 3 4 4 3 3 21 87
Даша В. 4 3 3 3 4 4 21 87
Аня М. 4 3 4 4 3 3 21 87
Лиза Н. 4 3 3 4 4 3 21 87
Саша К. 4 3 4 3 4 4 22 92
Женя Ч. 4 3 4 3 3 4 21 87
Рита М. 4 3 4 4 4 4 23 96
Саша Д. 3 3 4 4 4 3 21 87
Ваня В. 3 4 3 4 4 4 22 92
Стеша Ф. 4 3 4 4 4 4 23 96
38/95% 31/71% 37/92% 67/92% 37/92% 36/90% 216 78%
Проблема:
• не очень высокий уровень развития общей и мелкой моторики у детей раннего возраста.
Цель проекта :
Выявление роли пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речевого развития детей раннего возраста
Задачи :
• развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;
• показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
• познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
• развивать речь детей, расширять словарный запас.
Ожидаемые результаты:
1. Выполнение упражнений индуктивно приведёт к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создадут благоприятный эмоциональный фон, разовьют умение подражать взрослому, научат понимать смысл речи. Повысят речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.
4. Ребёнок научится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный
На данном этапе работа осуществлялась по следующим направлениям:
обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
Изучение методической литературы по данной теме
Составление перспективного плана
Обогащение предметно-развивающей среды
2 этап – основной
Цель: развитие мелкой моторики и речи детей через использование пальчиковых игр
Система работы велась по следующим направлениям:
• В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
• Работа с родителями
Содержание работы с детьми:
Разыгрывание небольших сценок с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев (см. Приложение)
оформление выставок «Превращение ладошки», «Новая жизнь потерянной перчатки» и др. ;
выставки детских работ
Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце проекта);
Обобщающая НОД с использованием пальчиковых игр
Итоговый мониторинг
Содержание работы с родителями:
• выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
• консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
• мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
• беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
• Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);
• семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».
• Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце проекта);
Результаты
В конце проекта провели итоговый мониторинг, данные занесли в таблицу
Таблица №2
Результаты обследования умственных способностей детей раннего возраста в конце проекта
Имя ф. Ребёнка Лови шарик Спрячь шарик Разборка и складыва-ние матрёшки Разборка и складыва-ние пирамидки из 3-х колец Парные картинки две Разрезные картинки из 2-х частей Общ. Балл %
Соня Р. 4 3 3 3 4 4 21 87
Даша В. 4 3 4 4 3 4 22 92
Аня М. 4 3 4 4 3 4 22 92
Лиза Н. 4 3 4 3 4 4 22 92
Саша К. 4 3 3 4 4 4 22 92
Женя Ч. 4 4 3 3 3 4 21 87
Рита М. 4 4 3 4 4 4 23 96
Саша Д. 4 3 4 4 4 4 23 96
Ваня В. 4 3 4 4 4 4 23 96
Стеша Ф. 4 3 4 3 4 4 22 92
40/100% 32/80% 36/90% 36/90% 37/92% 40/100% 221 92,2%
Вывод: Из таблицы видно, что дети к концу года имеют в целом высший уровень развития, особенно по таким показателям как целостное восприятие, сотрудничество с взрослым, понимание словесной инструкции. Несколько ниже результаты по заданию «спрячь шарик» направленное на выявление практической ориентировки ребёнка на величину, наличие соотносящих действий, что доказывает необходимость организации углублённой работы по формированию этих навыков. Анализируя результаты обследования в конце проекта, видно, что количество баллов несколько выше, чем в начале проекта. Это доказывает то, что применение пальчиковых игр способствует всеобщему развитию ребёнка, нежели их отсутствие.
В результате внедрения «пальчиковых игр» в течение года у детей быстрее протекают процессы развития : речи, мышления, воображения, памяти, мелкой моторики; что ведёт к развитию навыков общения, к скорейшей их адаптации. Пальчиковые игры не заменимы для структурирования времени детей в повседневной жизни. Они позволяют занять, развлечь детей с пользой для их развития. Они широко могут быть использованы в утренние часы для индивидуальной и подгрупповой работы, на прогулках, во второй половине дня. Особый интерес эти игры вызывают на занятиях. Опыт работы показывает эффективность использования игр, упражнений 3-4 раза в неделю на занятиях по развитию речи, и как пальчиковая гимнастика перед изодеятельностью. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости использования пальчиковых игр и упражнений, передаваемых из поколения в поколение у всех народов. Так как доказано, что эти игры влияют на развитие речи, а речь является основным средством общения человека
Список используемой литературы
1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва, 2008. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
2. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;
3. Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;
4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
6. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007