Селина Людмила
Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования
▼ Скачать
МДОУ детский сад «Непоседа» п. Вейделевка
Доклад
Тема: Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования.
(из опыта работы).
Воспитатель: Селина Л. А.
2021г
Тема: Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования.
(из опыта работы).
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!
Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей детского сада является проектно –исследовательская деятельность.
В средней группе воспитатели проводят опытно-исследовательскую деятельность с водой и песком, имеется картотека познавательно-исследовательской деятельности по возрасту, учат воспитанников ухаживать за комнатными растениями. Ознакомление детей со свойствами воды, воздуха, песка строится в ходе экспериментов, наблюдений, в процессе бесед об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа проводится не только на занятиях, но и на прогулках, при демонстрации познавательный фильмов, во время трудовых действий в уголке природы. Также на прогулке стараемся использовать материалы экологической тропы детского сада в соответствии с возрастными особенностями детей.
Дети, совместно с воспитателями наблюдают, что растёт быстрее; сравнивают цвет и форму листьев; определяют условия, необходимые для роста и развития растений. В 2020-2021уч году в подготовительной группе был реализован проект «Как растет зелёный лук». На первом этапе дети знакомились со свойствами почвы, организовали огород на окне, посадили лук – крупный и мелкий, наблюдали за его ростом. В ходе этой работы дети научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, а главное видеть результат своего труда.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе, а в частности – к воде, воздуху, полезным ископаемым - стали залогом выживания на нашей планете. Поэтому в рамках экологического воспитания в старшей группе был разработан и реализован познавательно –исследовательский проект «Необычный кусочек мела», целью работы было - изучить мел, выяснить о его свойствах, где используется. При реализации проекта были поставлены и выполнены задачи:
1. Узнать о добычи мела на Белгородской земле.
2. Собрать информацию о происхождении, и применении мела в промышленности и хозяйстве.
3. Познакомиться со свойствами мела. Также в ходе проекта дети узнали о редких растениях и животных Белгородской области (адонис весенний и сурок-байбак, занесенных в Красную книгу, которые надо защищать и оберегать. С этим проектом наш воспитанник Тарасов Тимур принял участие в районном конкурсе исследовательских работ и стал лауреатом муниципального конкурса «Я –исследователь».
Наблюдая за красотой цветущих растений, дети часто не задумываются и не знают о том, какой труд вложен человеком, чтобы вырастить цветы, какие стадии проходит растение до цветения и до созревания семян. Поэтому во втором полугодии мы предложили детям исследовательский проект «Цветочный калейдоскоп» с целью:
• знакомства с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания; • формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира;
• развития творческих способностей детей.
Поставлены задачи:
1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
3. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.
4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
5. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира
Реализация проекта (март-июнь)
• Просмотр презентации с фронтальным обсуждением
«Цветы – краса земли», «Почему их так назвали»
Цель: обогащать представления детей о цветах и их разнообразии.
• Эвристическая беседа «Путешествие в царство комнатных растений».
Цели и задачи: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Индивидуальная работа в уголке природы. Уход за растениями.
Цели и задачи: Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.
• Эвристическая беседа «Раз цветочек, два цветочек…»
Цели и задачи: Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: луговые, садовые цветы. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.
• Просмотр презентации с фронтальным обсуждением
«Растения лечат».
Цели и задачи: познакомить детей с лекарственными растениями (в частности цветами, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей; развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основываясь на свободном обмене мнением; вызывать положительный эмоциональный настрой.
• Художественное творчество – рисование «Цветочный калейдоскоп»
Цели и задачи: Учить детей использовать свои знания о цветах. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать цветными карандашами. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшее. Развивать эстетическое восприятие.
В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи.
Полученные знания дети фиксировали в своих работах по рисованию, лепке и аппликации.
В результате проделанной работы мы убедились, что дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.