Любовь Огнева
Проектная работа: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
▼ Скачать
Группа: старшая логопедическая.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Направленность развития детей: игровая.
Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели группы, родители.
Тип проекта по характеру результата: практико-ориентированный.
Тип проекта по форме проведения: игры и упражнения для развития мелкой моторики как часть занятия.
Тип проекта по продолжительности: долгосрочный.
Публикация «Проектная работа: „Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Цель проекта: формирование артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи проекта:
1. Изучить литературу по проблеме развития мелкой моторики рук у дошкольников.
2. Изучить влияние развития мелкой моторики на развитие речи.
3. Изучить особенности организации логопедической работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР.
4. Составить план работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
I. Подготовительный этап (срок 1 месяц) включает изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом.
II. Диагностический этап (срок 2 недели) включает:
• проведение диагностики мелкой моторики у детей с ОНР;
• анализ полученных результатов;
III. Этап апробации (срок 7 месяцев) содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
IV. Этап анализа (срок 1 месяц) включает анализ проведённой работы.
Актуальность проблемы:
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Общие положения проекта:
С целью развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР проводится углубленная работа, в ходе которой решаются следующие задачи:
1. Формирование мелкой моторики пальцев, кистей рук:
• развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук, ритмичности движений;
• развитие графических навыков, подготовка руки к письму.
2. Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы:
• память, речь детей;
• произвольное внимание;
• логическое мышление;
• зрительное и слуховое восприятие;
• умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.
Диагностика по проекту:
Для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии необходимо обследование детей. Полученные данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики речевых нарушений. Они помогают определить средства коррекционного воздействия в процессе занятий и выбрать способы индивидуальной работы.
Для обследования состояния произвольной моторики у детей были использованы тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца. Диагностика проводилась в сентябре 2008 года и в апреле 2009 года.
Анализ полученных результатов показал высокую динамику в моторном развитии.