Анна Савостина
Проектная работа «LEGO-Конструирование, моделирование и Робототехника в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности.
Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволить ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы в соответствующей образовательной среде побуждать ребёнка к познанию, к деятельности.
Публикация «Проектная работа „LEGO-Конструирование, моделирование и Робототехника в ДОУ“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Проекты. Проектная деятельность
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Конструкторы LEGO - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Введение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлено требованиями ФГОС ДО:
• являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Познавательное, Речевое и Социально-коммуникативное развитие);
• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
• формируют познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Практическая ценность проекта заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Цель проекта :
Развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора LEGO и робототехники.
Задачи проекта :
• Формирование умений и навыков конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WEDO, ROBOLAB RCX, LEGO DUPLO, LEGO DASTA.
• Приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел.
• Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
• Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
Формами работы являются :
Образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая, коррекционная, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.
Основные методы:
• словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
• наглядный (показ, работа по инструкции);
• практический (сборка моделей);
• репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
• частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
• исследовательский метод;
• метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Освоение детьми робототехнической деятельности обычно делят на три этапа. Первый и второй этапы подготовительные. И уже на этих этапах можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране. Мы должны поддерживать и направлять талантливых детей, помогать им реализовать свой потенциал и талант.
На данном этаперазличные виды конструирования включены в регламент образовательной работы детского сада. Реализуется в рамках образовательных областей по ФГОС.
На этапе 6-7 лет преобладает познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочейпрограмме «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Освоение навыков робото-конструирования происходит в 4 стадии:
• знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей;
• сборка простых конструкций по образцу;
• знакомство детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде;
• создание и программирование моделей с более сложным поведением.
Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, задействуют в них свои модели. Работа в проектной деятельности учит детей планировать и самостоятельно выполнять творческие задания.
В образовательной деятельности нашего детского сада ЛЕГО-конструктор используется как в совместной деятельности, так и на занятиях (НОД) и в проектно-тематической деятельности. Чем же интересен проектно-тематический метод?
Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в любой группе детского сада. Проект позволяет активизировать познавательную деятельность детей и взрослых, интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Под проектом подразумевается некая увлекательная, поисково-познавательная деятельность всей группы и взрослых (педагогов и родителей). Проект – это отрезок жизни группы, в процессе которого дети и взрослые совершают общую творческую работу на благо самих себя и других людей.
Основными требованиями к использованию метода проекта является наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательская работа или поиск. Проект – это «игра всерьез» и результаты ее значимы для детей и взрослых.
Проектная деятельность с ЛЕГО-конструированием формирует у детей целостное представление о мире техники, устройстве конструкций, механизмов, машин, различных построек, их место в окружающем мире. А также позволяет развивать интерес к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовать их, расширять активный словарный запас новыми техническими терминами.
В своей работе мы используем конструктор ЛЕГО не только для организации занятий с воспитанниками, но и предлагаем их детям для самостоятельной деятельности в рамках тематических недель или проектов.
В современном мире мы видим, с какой скоростью развиваются инновационные технологии, как заменяют людей роботы-машины. Хотя еще лет десять назад, мы такого не могли представить. И эта тема весьма актуальна на сегодняшний день, проблема состоит в том, как донести эту информацию до детей дошкольного возраста, что они тоже способны создать робота.
Например, перед детьми ставитсяцель: разработать и сконструировать макет робота-помощника для того, чтобы облегчить труд родителей в саду и огороде.
Для достижения цели определяются следующие задачи:
-заинтересовать детей работой по ЛЕГО-конструированию и робототехнике посредством игр;
-изучить виды конструктора технической направленности;
-спланировать игровые ситуации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии и т. д.
- вовлечь родителей в реализацию проекта;
- закрепить знания о профессиях в сельском хозяйстве;
- закрепить знания о своей малой Родине, ее красоте;
- развивать творческие способности в процессе конструирования и проектирования.
Планируемые результаты по окончании проекта.
Должны знать:
- разные виды конструкторов технической направленности;
- профессии, связанные с сельским хозяйством;
- составление простейших эскизов конструкции;
- основы робототехники;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений.
Должны уметь:
- принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;
- проводить сборку моделей с применением ЛЕГО-конструкторов;
- прогнозировать результаты работы;
- планировать ход выполнения задания;
- высказываться устно в виде сообщения или доклада.
В результате реализации проекта создаются условия для приобщения детей к техническому творчеству. У детей формируются представления о роботах-помощниках в быту, а также о трудном и нелегком труде людей в сельском хозяйстве. Создаются условия сотрудничества ребенок- родитель- педагог.
В процессе данного проекта, дети больше узнают о разных профессиях в сельском хозяйстве: рассматривают презентации, картинки, вспоминают пословицы, стихи. Через чтение художественной литературы у детей воспитываетсяуважительное отношение к труду взрослых, прививается любовь к родному краю, к своей малой Родине.
Использование ЛЕГО-конструктора в проектной деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению, т. к. при этом требуются знания из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям.
Ожидаемые результаты:
• формирование устойчивого интереса к робототехнике иобразовательным областям общеобразовательной программыдетского сада;
• формирование умения работать по предложенным инструкциям;
• формирование умения творчески подходить к решению задачи;
• формирование умения довести решение задачи до готовности
модели;
• формирование умения излагать мысли в четкой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализироватьситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путемлогических рассуждений;
• формирование умения работать над проектом в команде,эффективно распределять обязанности.
Список используемой литературы:
1. Интернет – ресурсы
2. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» : ЛИНКА – ПРЕСС. М. 2001
3. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» М: ТЦ Сфера, 2005
4. Фешина Е. В. «ЛЕГО – конструирование в детском саду» М: ТЦ Сфера, 2012